Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
методическая разработка
семинар - практикум
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
- Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие.
Структура проведения семинара-практикума:
1. Организационный момент.
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления:
- артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
- игра «Похожие слова»;
- игра «Кошка» (обогащение словаря);
- «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
- Физкультурная минутка «Толя - альпинист»;
- «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
- игры-перевёртыши;
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог.
Организационная часть (учитель - логопед встречает педагогов в зале).
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
Основная часть.
Задание № 1. - Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная).С помощью стихотворной сказки и показа движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево - тик, вправо - так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, -
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок
Вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
Это угощенье.
Варенье приятное,
Вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
С губки оближи.
Язык наш змейкуне боится,
В нее он можетпревратиться.
Вперед-назад,вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
- Предлагаю поиграть в речевые игры - активизируем речь и мышление.
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра «Похожие слова».
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
- Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка».
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: - Подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
- Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
- Кошка бывает какая?Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки.
- Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем. На «Кубике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
- Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно). - На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
- Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Задание № 5. Физкультурная минутка.
Перед нами луг широкий - плавно развести руки в стороны,
А над нами лес высокий, - поднять руки вверх,
А над нами сосны, ели - покачать поднятыми рукамивлево-вправо,
Головами зашумели.
Грянул гром и ель упала, - хлопнуть над головой в ладоши,
Только ветками качала. - наклониться вперед, руки вниз, покачать ими.
Задание № 6. «Чудесный мешочек».(Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми).
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши» или «Скажи наоборот».
- Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
- Счастье перемещается кучами - «Беда не ходит одна».
- Уйти от новой стиральной машины - «Остаться у разбитого корыта».
- От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Строчки из стихотворений:
- Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
- Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
- Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
- Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
- Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
- Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
- Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
- Квадратик - «Колобок».
- А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу:
- Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
- Грустные взрослые - «Веселые ребята».
- Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
- Крик баранов - «Молчание ягнят».
- Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
- С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Холодные ноги - «Горячие головы».
- Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
- В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
- Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления).
- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук.
Например, на звук [К]: Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например, на звук [П]: Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 9. «Фонематический слух».
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
- Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
- Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
- Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
- Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
- Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
- «Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
- Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть.
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума.
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Список литературы
- Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
- Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
- С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
- Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
Приложение 1
Сидит Ваня на диване, | На реке поймали рака, |
Вёз корабль карамель, | Дядя Коля дочке Поле |
Говорил попугай попугаю: | Этой щеткой чищу зубы, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»
Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...
Семинар - практикум для воспитателей детского сада в форме деловой игры "Брейн-ринг"
Данная игра проводится перед педагогическим советпо физическому воспитанию дошкольников.Является одной из нетрадиционных форм проведения семинаров.Решаются задачи развития креативного мышленияпедагого...
Мероприятие для педагогов в форме деловой игры "Безопасность и здоровье дошкольников"
Данная публикация содержит конспект деловой игры для педагогов на тему "Безопасность и здоровье дошкольников". Позволит актуализировать и закрепить знания педагогов....
Конспект мероприятия для педагогов в форме деловой игры "Знаем ли мы права детей"
В данной публикации представлен конспект деловой игры "Знаем ли мы права детей". Способствует расширению правовых знаний педагогов....
Родительское собрание в форме деловой игры "Экологическое ассорти"
По эколого-патриотическому воспитанию...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»
В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в форме интересной деловой игры "Мировое кафе". Это новая форма работы – технология о...