Обратите внимание: аутизм
консультация по коррекционной педагогике
Серия материалов для тех кто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: АУТИЗМ»
Подготовила: Данилова Е.Н. воспитатель
2019
Детский аутизм- распространённое нарушение психического развития ребёнка. Установлено что этот синдром встречается примерно в 3-4 случаях на 1000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4раза чаще чем у девочек. Наиболее яркие проявления синдрома: «экстремальное одиночество ребёнка», снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия мимикой, взглядом, жестом, интонацией. Трудности контакта, установление эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в большей мере аутизм нарушает развитие взаимоотношений со сверстниками.
Стереотипность в поведении, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними, поглощённость однообразными моторными и речевыми имитациями, раскачивание, верчение, кручение, взмахивание руками,
прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одними и теми же манипуляциями с ними: постукиванию, разрыванию, верчению, трясению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании. В разговоре;
- особенная характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего-её
коммуникативной функции. Это проявляется как мутизм-отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность произнесения отдельных слов и даже фраз. Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они всё равно не используются для коммуникации: т.к. ребёнок может увлечённо декламировать стихи, но при этом не обращается за помощью к взрослому, даже когда она необходима. Характерны эхолалии –немедленные или задержанные повторения услышанных фраз и слов, длительные отставания в способности правильно использовать личные местоимения. Он не задаёт вопросов сам и не может отвечать на обращения к нему, т.е избегает речевого общения как такового. Кроме того, обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика и интонация речи.
Опыт коррекционной работы показывает, что работа с аутичным ребёнком потребует больших затрат психической и физической энергии, терпения, интуиции и любви. Следует предупредить что, поведение ребёнка может быть разным. Порой неадекватным и агрессивным. Однако в любом случае надо сохранять спокойствие. Не ругать а постараться понять чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Всё происходящее должно быть в атмосфере доброжелательности и сопровождаться эмоциональным комментарием. Будьте готовы к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей разная: один может отреагировать вполне дружелюбно, другой ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребёнок в одинаковой ситуации, но в разное время может вести себя по- разному. Это требует от педагога индивидуального подхода и мобильности- не бойтесь пробовать: если ребёнок принял предложенную ситуацию постарайтесь развить её. Если же возникла ситуация отторжения, тут же дайте «задний ход».
Аутичный ребёнок почти всегда находится в состоянии напряжения и не в состоянии выйти из него самостоятельно. Поведение аутичного ребёнка разлажено, он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям и педагогам, которые не могут контролировать эмоции ребёнка в моменты
когда ребёнок начинает вести себя неадекватно. Взрослые д олжны отдавать себе отчёт в том, что он это делает не специально, а лишь потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта. Агрессивные выпады, выкрики, разбрасывание предметов и игрушек, падения на пол. Вот неполный арсенал с помощью которого ребёнок пытается защитить себя в ситуации оказавшейся для него болезненной. В момент обострения думайте о ребёнке, а не о правилах приличия и приложите все силы что бы помочь ему в этот трудный момент. Бывает что помочь быстро ребёнку непросто. Во-
первых, не всегда понятна причина такой реакции, трудно выявить источник
дискомфорта, во-вторых, родители не знают что делать в этой ситуации-обычные попытки не приносят результата, а порой, наоборот, ещё больше его взвинчивают.
Что же делать? Как поступить? Готовых рецептов нет. Что может помочь в случае с одним ребёнком не подойдёт другому. Поэтому придётся постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом известную степень осторожности. В первую очередь нужно понять характер эмоциональной вспышки ребёнка, а для этого придётся разобраться в причинах которые могут быть:
-переживание острого дискомфорта, например когда прервана его стереотипная игра, поэтому не следует без острой необходимости, насильно, отрывать ребёнка от занятия которым он увлечён;
- эмоциональное пресыщение, ребёнок пытается своими действиями дозировать поступающую из вне эмоционально насыщенную информацию. Например пытается ладошкой закрыть рот поющему или закрыть уши при прослушивании музыкальных произведений. Тогда следует немедленно остановиться и не настаивать на своих действиях;
- ребёнок своими действиями пытается повысить свой эмоциональный фон. Как бы
«самостимулируется». Приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над своим поведением. Задача взрослого организовать игру, которая как бы объяснит странные действия ребёнка «легализует» его поведение;
- ребёнок выплёскивает накопившиеся эмоции. Задача взрослого помочь ребёнку справится с этим состоянием, научить выходить из него, а не требовать что бы он успокоился, порицать его за нехорошее поведение;
- самый сложный случай когда причину аффективной вспышки понять невозможно: ребёнок начинает вдруг вести себя странно, неожиданно. Хотя секунду назад был совершенно спокоен. Действуйте по ситуации. Попробуйте переключить его, дав ему его любимые ощущения. Либо запустите стереотип его любимой игры, тем самым гася его вспышку.
Запомните два важных правила:
Первое правило -всегда сохраняйте спокойствие и уверенность.
Второе правило -постарайтесь раствориться в ребёнке. Проникнитесь его ощущениями и чувствами. Если вам это удастся, то в дальнейшем можете полагаться на свою интуицию, она подскажет как действовать лучше.
Надеюсь информация окажется интересной и полезной для Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей по вопросу подготовки дошкольников 6-7 лет к школе....
Ребенку скоро пять... Или на что обратить внимание
Рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста...
Если ребенок не говорит, обратите внимание:
Не доминирует ли в развитии ребенка левая рука или нога (левши начинают говорить чуть позже ровесников).А может, Вы слишком мало общаетесь со своим малышом, привыкли все делать молча, и ребенок просто...
Консультация для родителей: "Признаки раннего детского аутизма, на что следует обратить внимание".
Признаки раннего детского аутизмаНеобходимо обратить особое внимание:1. Насколько обычен режим дня ребенка?2. Продолжителен ли ночной сон?3....
Плакат "Обратите внимание:аутизм"
Плакат с краткой информацией о раннем детском аутизме...
буклет "Обратите внимание - аутизм"
консультация для родителей...
Симптоматика варианта аутизм. На что следует обратить внимание специалистам и воспитателям детского дошкольного учреждения, родителям ребёнка. Наблюдения педагога- психолога.
Расстройства аутистического спектра (РАС) , вариант аутизм у детей раннего возраста привлекают все большее внимание специалистов детских дошкольных учреждений, что обусловлено увеличением количе...