Психологическая программа ранней помощи семье и детям «Шаг за шагом»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим и уже посещающих дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное раннее комплексное развитие.
Данная психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» рассчитана на детей 2-3 лет.
Цель программы:
- Повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
- Коррекция и развитие психических процессов и функций у детей возрасте от 2 лет до 3 лет.
Задачи программы:
- Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
- Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.
- Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
- Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.
- Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
- Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: Руководитель БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.Р. Хачатрян _________________ 2019 г. |
Психологическая
программа
ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развития
«Шаг за шагом»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2019 г.
Содержание программы
1. | Пояснительная записка | 3 - 9 |
2. | Содержание программы | 10-22 |
3. | Календарно – тематический план | 23 - 28 |
4. | Список использованной литературы | 29 |
5. | Приложение | 30 |
Пояснительная записка
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие, - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определив значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка, выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период - не какой–то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие.
Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.
Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом»
Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим и уже посещающих дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное раннее комплексное развитие. Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.
В настоящее время родители стали проявлять большую заинтересованность в раннем развитии детей. Родители, приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, не всегда понимают, как правильно преподнести это ребенку, для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали образовательные услуги для родителей и их детей.
Данная психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» рассчитана на детей 2-3 лет.
Цель программы:
- Повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
- Коррекция и развитие психических процессов и функций у детей возрасте от 2 лет до 3 лет.
Задачи программы:
- Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
- Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.
- Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
- Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.
- Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
- Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Кадровое обеспечение
- Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
- Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.
- Помощник по исполнению программы – специалист по социальной работе с детьми-инвалидами.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 12 месяцев. Длительность индивидуальных и групповых форм занятий по программе ранней помощи детям - по 10-15 минут периодичностью 2 раза в неделю, родителям должна быть не менее 45 минут.
Основные принципы программы:
Принцип сотрудничества с семьей – согласование целей, задач, содержания, методов и форм взаимодействия семейного и общественного институтов воспитания; обеспечивающего единство требований к ребенку.
Принцип системности - требований к проведению игровых сеансов и использованию сходных игр, потешек, песен ребенок быстрее адаптируется, педагогу легче установить с ним контакт.
Принцип двигательной активности - у детей раннего возраста способность сосредоточиться только начинает формироваться. В силу свойственной малышам подвижности. Им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, однообразие их утомляет. Поэтому на занятиях обязательно используются малоподвижные и подвижные игры как средство переключения внимания и отдыха.
Принцип деятельного подхода - предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и др.), природным материалом, в занятиях продуктивными видами деятельности.
Принцип научности отражение в материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных представлений.
Принцип доступности – предполагающее обязательное образование детей от 2 лет до 3 летнего возраста, в соответствии с их возможностями, потребностями и интересами.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей от 2 лет до 3х летнего возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточный результат:
- Повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
- Повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
- Повышение уровня восприятия формы предмета.
- Развитие психических процессов: памяти, мышления.
Итоговый результат:
- Повышение уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета на 30 % (от стартовых данных).
- Повышение умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
- Повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%.
- Повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20% восприятия, речи.
Предполагаемый результат:
- Развитие диалогового образовательного пространства как способа коммуникации.
- Создание условий для успешной адаптации ребёнка в образовательном учреждении.
- Повышение уровеня развития детей раннего возраста.
- Осознанное отношение родителей к воспитательному процессу.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по социальному воспитанию. Условия успешной адаптации детей: надежными показателями сформированности адаптивных механизмов будут хорошее настроение ребенка, проявляемые им чувства бодрости, радости, уверенности.
Содержание программы
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Социально-коммуникативное развитие
На третьем году жизни нервная система ребёнка становится более выносливой, однако, вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребёнка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребёнок становится способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.
Для детей 2-3 лет характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение чёткого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима. В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. Ее отличительными особенностями являются непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Эмоционально-практическое взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на большую привлекательность для малышей такого взаимодействия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте выражена слабее, чем потребности в общении со взрослым и в действиях с предметами. Если у одного из детей появляется в руках игрушка, это сразу же вызывает попытки отобрать ее, что часто приводит к ссорам между детьми. Малыши еще не умеют договариваться, делиться игрушками, уступать друг другу. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в обогащении его содержания играет взрослый. Привлекая внимание малышей друг к другу, выделяя их человеческие качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми. На третьем году формируется поло-ролевая идентификация: у ребенка складывается представление о себе как о мальчике или девочке.
Отношение ребенка к себе начинает постепенно опосредствоваться его реальными достижениями, оцененными окружающими. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, а взрослый — знатоком и ценителем детских достижений. Новое видение себя как через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (ребёнок все чаще произносит, обращаясь ко взрослым «моя», «моё», «мне»), формированию чувства собственного достоинства. К концу раннего возраста собственные достижения приобретают особую значимость для ребёнка, что подчас приводит к аффективным реакциям, преувеличению своих достоинств, попыткам обесценить неудачи.
Стремление ребёнка к достижению правильного результата в деятельности, желание продемонстрировать свои успехи окружающим, обостренное чувство собственного достоинства являются внешним проявлением личностного новообразования раннего возраста, которое получило название «гордость за достижение». У детей появляются чувства гордости и стыда. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Сложный и противоречивый процесс формирования нового отношения к себе во многом обусловливает кризисные проявления в поведении ребёнка, которые особенно ярко обнаруживают себя в конце раннего возраста. К трём годам у ребёнка появляются определенные устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребёнка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трёх лет. Основными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость ребенка. Они проявляются в нежелании малыша выполнять указания взрослого, в стремлении делать все наоборот, часто в ущерб собственным интересам, постоянном недовольстве, капризах по любому поводу. Малыш часто противопоставляет себя окружающим, в ответ на все предложения или запреты упорно отвечает: «А я хочу!» или «Я не хочу!» За негативной симптоматикой можно увидеть положительные тенденции к большей свободе, самостоятельности ребенка. При адекватном отношении взрослого кризисный период характеризуется позитивными преобразованиями в личности ребенка и не сопровождается негативными проявлениями. К концу второго года жизни ребёнок способен к элементарному самообслуживанию. К трём годам у ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Овладевая навыками самообслуживания, застёгивая пуговицы, развязывая шнурки, ребёнок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определённому результату.
Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек: навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, помогать взрослому (расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол и пр.).
Познавательное развитие
На втором и третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Зрение и осязание начинают взаимодействовать. Действия с предметами-заместителями при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.
На третьем году жизни ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению многие бытовые предметы, детьми широко используются действия с предметами-заместителями. Ребенок в ходе игры ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле малыши могут сосредоточиваться до 20 - 25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит.
В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали.
Для детей третьего года жизни восприятие ещё не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач. Восприятие характеризуется тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, при виде машины-бетономешалки ребёнок схватывает только вращающуюся ёмкость и ручками воспроизводит это движение. А рассматривая фигурку оленя, выделяет только большие рога и не ориентируется на другие признаки; во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.).
Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, — катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое — забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее — в уме — представить себе тот результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребёнка к 3 годам. Ребёнок выражает гордость за своё творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребёнок понимает ещё не вполне отчётливо. Он стремится, прежде всего, имитировать само действие с предметами. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации.
В игре ребёнок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители и воображаемые предметы.
Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления, как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия.
Это даёт им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.
Речевое развитие
На протяжении второго года жизни активная речь ребенка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти.
В 2 года он в среднем составляет 270 слов. Ребенок начинает осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, откликается на свое имя, показывает предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним. К концу второго года ребенок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения.
Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Речь эмоциональна и интонационно выразительна. Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы и ждет на них ответа). Вместе с тем речь детей ситуативна. Проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий; эмоционально реагирует на песенки и стихи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны.
На третьем году ребёнок в основном овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). К трем годам ребёнок обладает большим словарным запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Он начинает пользоваться трёх, четырёх и более- словными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, употреблять и сложные придаточные предложения.
Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. Разнообразятся и усложняются поводы его обращения посредством речи к взрослому. Малыш может выразить словами свои желания, поделиться переживаниями, ищет объяснения непонятного, просит показать, как надо что–то сделать, задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.
Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок 2-3 лет рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки; начинает давать им название; возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик — машина и др.). Ребенок третьего года жизни реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения.
Физическое развитие
На протяжении второго-третьего года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К двум годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с игровой, самостоятельной, совместной недостаточной координацией движений.
Его движения не уверенны, он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками».
Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.
Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие.
В этом возрасте ребенок уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик». Ребёнок воспроизводит простые движения по показу взрослого; охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, получает удовольствие от процесса выполнения движений.
К концу второго года ребёнок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, веревку, перелезать через перекладину. Действия руки контролируется зрением, ребёнок осваивает различные навыки: овладевает приёмами раскатывания, сплющивания, круговыми движениями, используя глину, пластилин; вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм; выполняет несложное конструирование из кубиков. На втором-третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.
На протяжении третьего года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки.
К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом. К двум годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Нервные процессы в организме ребёнка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Дети легко подвергаются инфекциям.
На третьем году жизни дети активно овладевают разнообразными движениями. Ребёнок третьего года жизни владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в различном темпе; бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30—40 сек); воспроизводит простые движения по показу взрослого; охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым; получает удовольствие от процесса выполнения движений.
На третьем году дети свободно передвигаются, могут менять ритм и направление движения. К трем годам они могут бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на месте, влезать на стул, скамейку, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через ручейки, канавки и др.
Психологическая программа включает в себя четыре блока:
- Диагностический.
- Установочный.
- Коррекционно-развивающий
- Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Программа реализуется в форме игровых сеансов, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 10 минут до 15 мин, общее количество занятий – 44.
Структура игрового сеанса
- Организация начала игрового сеанса. В гости к ребёнку приходит герой – перчаточная кукла или мягкая игрушка (мишка, зайка), ребёнок здоровается. Далее перчаточная кукла предлагает поиграть.
- Основная часть:
- игры на развитие согласованности действия рук, выработки невербальной речи (экспрессивной речи);
- динамическая пауза или двигательно-речевая миниатюра;
- игры на развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.
- Окончание сеанса. Кукла прощается с ребенком, гладит его и говорит:
«Вот какой хороший мальчик»! Ребёнок гладит себя и прощается со всеми.
В результате реализации программы у ребёнка формируется познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.
Диагностический блок
1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ.
№п/п № |/п | Наименование задания |
1 | Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки |
2 | Разбери и сложи матрешку: двусоставную, трехсоставную |
3 | Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец |
4 | Найди парные картинки: две четыре |
5 | Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий) |
6 | Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей |
7 | Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек) |
8 | Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка |
9 | Нарисуй: дорожку, домик |
Установочный блок
№п/п | Наименование |
1 | Участие в проведение индивидуальной консультации специалиста: - выяснение запроса семьи |
2 | -проведение скрининговой оценки развития ребёнка с целью выявления факторов, влияющих на развитие и областей нарушения (проводится каждым специалистом в своей области компетенции) |
3 | В случае необходимости краткосрочного или долгосрочного сопровождения готовит документацию к заключению договора на обслуживание ребенка и семьи. |
Коррекционно-развивающий блок
№п/п № |/п | Наименование задания |
1 | Проведение детальной психолого-педагогической диагностики с использованием различных методов оценки развития ребёнка в социально-эмоциональной, познавательной, коммуникативной и речевой, моторной областях, в области самообслуживания и адаптивного поведения. |
2 | Обсуждение с родителями результатов диагностики развития ребенка. |
3 | Проведение регулярных встреч с ребенком и семьей с использованием одной или нескольких форм работы: индивидуальных занятий / консультаций; |
4 | Определение содержания каждого занятия ,консультации. |
5 | Регулярное осуществление психолого-педагогического мониторинга развития ребенка для оценки эффективности используемых методов и форм работы, в случае необходимости корректирование задач программы сопровождения |
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
№п/п № |/п | Наименование задания |
1 | Завершение психолого-педагогического мониторинга развития ребенка; оценка эффективности программы сопровождения. |
2 | Подготовка ребенка и семьи к переходу в другой этап возрастного развития: помощь в выборе оптимального для ребёнка образовательного пространства. |
3 | По возможности, обеспечение сопровождения на этапе перехода ребёнка и семьи в другие возрастные рамки развития. |
Содержание психологической программы ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в соответствие с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие основные направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей помощи.
Содержание психологической программы ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» предполагает выбор приоритетного направления развития для каждого ребёнка и его семьи индивидуально в соответствие с потребностями и индивидуальными возможностями.
Календарно – тематический план
№ | Тема | Задачи |
1 | Давайте, познакомимся! | Создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности; развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений; |
2 | «В гостях у Ёжика» | Создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом, развитие мелкой моторики у детей; развитие внимания, памяти, речи, умения производить действия под инструкцию взрослого; обучение детей и родителей нетрадиционным формам изобразительной деятельности-иголки для ёжика из бросового материала; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения. |
3 | Как говорят инструменты: погремушка | Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать слуховое восприятие, зрительную память. Развивать общую и мелкую моторику. Активно участвовать в игре. Играть непринуждённо, весело. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Различать по тембру музыкальные инструменты. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль. . Выполнить упражнение подлезание под дугу, веревку. |
4 | У нас гости- (Божья Коровка, кукла) | Создать положительный фон в группе. Развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина предмета), внимание, речь. Развивать общую и мелкую моторику. Научить каждого ребенка здороваться за руку с игрушкой, используя жесты, мимику и речевое сопровождение: «Здравствуй», и облегченное слово «пока-пока» при прощании. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль. |
5 | «Кошка в гостях у ребят» | Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Учить наклеивать вату по контуру «Котенок». Научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это. Активно подпевать повторяющиеся интонации и концы фраз в песне «Киска-мяу» . Понимать содержание песни. |
6 | «Идёт коза рогатая» | Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Формировать умение слушать потешку, повторять движения за воспитателем. Научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это. |
7 | Домашняя птица: курочка, петушок | Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми.. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Учить скатывать маленькие комочки из пластилина. Стимулировать собственную речевую активность ребенка: умение звать курочку («цып-цып)Формировать у детей представление о том, как двигается курочка, когда клюет зернышки («курочка кушает»). Содействовать формированию у детей знаний о себе, о своем теле, сравнивать его с телом животного. Развивать умение перекладывания мешочка с песком, перешагивание веревки лежащей на полу. |
8 | Вода: буль-буль | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умение родителей играть с детьми. Стимулирова ть речевую активность; развивать зрительно- моторную координацию и слуховое внимание. Учить рисовать направленные короткие прямые линии с помощью зубной щётки, развивать зрительно- моторную координацию и слуховое внимание. |
9 | «Ёлочка- зелёная иголочка» | Создать положительный настрой в группе. Познакомить детей с атрибутикой Нового года (елка, игрушечный Дед мороз). Оживить в представлении образ зелёной колючей ароматной ёлочки. Вызвать желание наклеить иголочки для ёлки . Упражнять в намазывании клея, координации движений. |
10 | «Зимняя сказка» | Сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; расширение представлений участников группы о самих себе и о своих детях, обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми. Развивать в детях способность подражать движениям взрослого, координацию движений; |
11 | Катится колобок по дорожке | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Познакомить с русской народной сказкой – «Колобок», приучать слушать и смотреть сказку внимательно; понимать содержание сказки; учить детей правильно держать кисточку, проводить линии кистью по ворсу, обмакивать кисть в краску по мере необходимости. Правильно промывать, осушать и размещать кисть на подставку. . Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. |
12 | «Зимние подарки» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умения подражать движениям взрослого- хоровод вокруг ёлки. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль. |
13 | «Дед Мороз деткам ёлочку принёс» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умения подражать движениям взрослого. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. |
14 | «Ёлочка в лесу» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе .Познакомить с методом примакивания ворса кисти ( примакнули- убрали), развивать чувство ритма, воображения., радоваться выполненной работе. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. Развивать умение перекладывания мешочка с песком, перешагивание веревки лежащей на полу. |
15 | Напоим кукол чаем | Познакомить детей с чайной посудой , уточнить назначение посуды, обогащать и активизировать словарь детей, Учить действовать с предметами. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. Учить наклеивать кружочки для украшения посуды. Развивать чувство формы. Цвета, композиции. |
16 | Зимняя одежда: | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Воспитывать интересы и бережное отношение к одежде, игрушкам. Развивать и укреплять мышцы плечевого пояса. Обучить детей различать на картинках одежду (шапка, шарф …). Активно участвовать в играх с мячом. Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию у детей знаний о своем теле, одежде. |
17 | Весёлый снеговик | Учить действовать с игрушками, эмоционально отзываться на происходящее, внятно произносить звукосочетания( а-ав, э-э-э, топ-топ), . Развивать умения подражать движениям взрослого. Учить лепить предмет круглой формы «Снеговик». Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. |
18 | «Мои ручки». «Маленькие ножки бежали по дорожке» | Создать положительную атмосферу в группе среди детей и родителей. Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. Развивать мелкую моторику и согласованность речи с движениями рук и ног. Формировать правильную осанку , развивать зрительную и слуховую память. |
19 | Играем в мяч | Способствовать сближению детей, проявлению интереса к взрослым, их действиям. Познакомить малышей с новыми словами (катать, падать вниз, большой, маленький, мой, твой)… Активно участвовать в играх с мячом. Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию у детей знаний о своем теле. |
20 | «У куклы день рождения» | Учить называть части тела куклы, предметы её одежды, активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет, соотносить со словом игровые действия с куклой; протяжно произносить звук «а» в звукоподражательных словах. Предложить украсить разноцветными горошками праздничное платье куклы . Учить ритмичному нанесению точек, лёгким движением прикладывая тычок к бумаге. Поддерживать радость от разноцветных рисунков. |
21 | Одежда. Одеваем куклу Катю на прогулку | Развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при проведении игр со знакомыми предметами.. Учить надевать одежду на куклу- девочку соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; закрепить название одежды. Продолжать учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, произносить несложные звукоподражания. Развивать общую и мелкую моторику. Учить выполнять постройки из конструктора. |
22 | Купание куклы Кати | Учить принимать игровую ситуацию- купать кукол. Выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать образную стихотворную речь; развивать игровой опыт; формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние( весёлая, грустная, холодно ей, тепло..), уточнить название предметов( мыло, расчёска, полотенце); проявлять интерес к действиям с куклой. |
23 | Играем с песком: | «Волшебные отпечатки на песке». Знакомство со свойствами песка, развитие координации движения, моторики рук. Создать эмоциональный положительный фон в группе. Учить детей воспринимать инструкцию взрослого и выполнять её, сопровождать свои действия речью. . Развивать общую и мелкую моторику.. Учить выполнять несложные постройки из песка. |
24 | Готовим угощение для птиц | Создать эмоциональный положительный фон в группе. Закрепить первичные представления детей о птицах (снегири, синички, воробьи). Учить детей скатывать из пластилина маленькие комочки и класть на тарелочку. Закрепить первичные звукоподражания птиц: чик-чик. Учить строиться в круг. Активно участвовать в игре. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать навык катания мяча в паре с взрослым. |
25 | «Заболел наш петушок» | Создать эмоциональный положительный фон в группе. Закреплять представления детей о птицах (петушок, курочка, цыплятки). Учить детей создавать изображение птицы из овалов разной величины с помощью взрослых. Закрепить звукоподражания птиц: ку-ка-ре-ку!. Учить строиться в круг.. Активно участвовать в игре. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать навык катания мяча в паре с взрослым. |
26 | «Пускаем мыльные пузыри» | Обучать детей установлению контакта друг с другом. Развивать образное восприятие. Продолжать учить правильно держать кисточку, рисовать замкнутые линии похожие на круги .Закрепить знание знакомых цветов. Учить строиться в круг., познакомить с игрой «Раздувайся пузырь». Активно участвовать в игре.. Развивать эмоциональную отзывчивость. |
27 | Что мы видели зимой? | Вызвать радостное, эмоциональное настроение от общения. Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима». Формировать восприятие величины и формы. Учить выполнять аппликацию, совместно с мамой- создание образа снегопада, закреплять приём рисования пальчиками, освоение новых приёмов работы с бумагой-мятая бумага, развивать чувство цвета и ритма. |
28 | «Встречаем теплое солнышко» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Расширять знания детей о весне. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. Учить рисовать пальчиком короткие и длинные линии.- рисовать солнечные лучики. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль, подлезание в тоннель. |
29 | «Моя мама лучше всех» | Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме; продолжать развивать позитивные эмоциональные взаимоотношения : родитель-ребенок; учить детей рисовать круговыми движениями, развивать воображение у детей и родителей; познакомить детей и родителей с русским народным праздником «Масленицей» (фольклорные песни, игры). |
30 | Звенят ручьи | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать общую и мелкую моторику. Учить рисовать пальчиком длинные и кривые линии «Ручеек». детях творческую инициативу. выполнению основных видов движений, действуя по сигналу и указанию взрослого. Повторить катание мяча в паре, ходьбу по гимнастической скамейке, подлезание под веревку. |
31 | «Дождик, дождик. Кап, да кап» | Создать благоприятную обстановку в группе. Оживить представления от наблюдений (дождик мелкий- тихий, дождик сильный- крупные капли), льётся из тучки. Упражнять в использовании твёрдого изобразительного материала: восковой карандаш. Упражнять в рисовании коротких и длинных линий. Повторить перешагивать через гимнастические палки. Повторить ходьбу по гимнастической скамейке, подлезание под веревку. |
32 | Играем с водой | Познакомить с представителями природного мира- уткой, свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений, словом побуждать к разнообразным действиям; развивать активную речь; учить повторять звукоподражательные слова (кря-кря), привлекать к повторению слов «тёплая», «холодная». |
33 | Вот какие у нас сосульки! | Развивать эмоциональную отзывчивость, доставлять детям радость от игры. Учить детей создавать образы природных объектов, закреплять умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками – сосульки. Учить перелазать через скамейку. |
34 | Как мы птичек кормили. | Развивать стремление сопереживать, сочувствовать.. Сформировать первоначальное представление о временах года, о некоторых птицах-диких и домашних ; развивать правильное звукопроизношение, память, наблюдательность; учить внятно произносить звуки «х» и «к»; формировать умение следить за показом воспитателя. Развивать общую и мелкую моторику- «покрошим зёрнышки птичкам». |
35 | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | 1. Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях , слышать и понимать речь воспитателя , охотно выполнять поручения ( принести, показать),; учить лепить игрушку -неваляшку( с помощью взрослого) состоящую из двух деталей разного размера ( туловище- большой шар, голова- маленький шар); закреплять умение раскатывать шар круговыми движениями ладошек. Ходьбе по скамейке, перешагивание канавки (ширина 10 см.), подлезание под веревку или гимнастическую палку, бросание мяча правой и левой рукой вдаль. Поддерживать стремление ребенка в овладении своим телом, проявлять активность. |
36 | Зайка выбирает еду | Создать благоприятную обстановку в группе. Развивать речеслуховую память детей. Формировать представления предметов круглой формы «Капуста» .Учить детей рисовать капусту с помощью трафарета и мягкой губки . Развитие умения подражать движениям взрослого- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим-солим….», координации движений.. Учить детей рисовать морковку с помощью трафарета и мягкой губки. Активно участвовать в игре, передавать характерно игровой образ «Заинька-зайка!» |
37 | «Солнышко- колоколнышко» | Вызвать яркий, эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска ( сплющенного шара) и лучиков ( жгутиков). Развитие умения подражать движениям взрослого-Пальчиковая гимнастика «Солнечный зайчик», координации движений.. Активно участвовать в игре, передавать характерно игровой образ «Заинька-зайка!» |
38 | «Бобик и его друзья» | Содействовать формированию у детей раннего возраста необходимых представлений о животных- собаке; формировать умение определять темп звучания бубна; обучать выполнять действия согласно темпу звучания бубна; Развивать чувства ритма, координации движений;. Учить детей моделировать образ собаки: жёсткой кистью рисовать щёрстку ; развивать мелкую моторику, чувство формы. |
39 | «В гости к нам пришли игрушки» | Учить действовать с игрушками, эмоционально отзываться на происходящее ;включаться в общение со взрослыми через речевые и игровые действия повторение стихов А. Барто - « Мишка», «Зайка», «Бычок» сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; развитие: мелкой моторики, речи, памяти детей. |
40 | «Кого разбудил петушок» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать тактильное восприятие, внимание, речь, воображение, мелкую моторику. Учит рисовать направленные короткие прямые линии «Красивый хвост петушка» .Выполнять образно-игровые движения. Упражнять в ходьбе по скамейке, подлезание под веревку или гимнастическую палку, бросание мяча правой и левой рукой вдаль. Поддерживать стремление ребенка в овладении своим телом, проявлять активность. |
41 | «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки». | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Разучивание потешки «Ладушки, ладушки! Где были у бабушки». Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровую ситуацию. Закрепить у детей умение лепить пирожки из теста. Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. |
42 | Овощи. Фрукты. Чтение | Обучать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…» общение со взрослыми через речевые и игровые действия –чтение стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла». Активизировать в речи детей названия овощей, фруктов, ягод; закрепить знание цветов: зелёный, жёлтый, красный; упражнять в группировке этих предметов и употреблении слов с обобщающим значением. |
43 | «Весеннее солнышко и пальчики» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе . Активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (круглое, весеннее ,солнышко , жёлтое). Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх .Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. |
44 | «Весёлые музыканты» (Играем на дудочке, барабане) | Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать слуховое внимание. Различать по тембру музыкальные инструменты.Упражнять детей в перебрасывание мяча через веревку, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба с перешагиванием предметов высотой 10 см, подлезание под скамейку. Развивать функцию дыхания. |
Список использованной литературы
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..
3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007..
4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985.
6. Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
7.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
8. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
9.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
10. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982.
11.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005.
12. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
13. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит .
14. Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.
15. В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.
16. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.
Приложение 1
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития
Е.А. Стребелева
Бланк результатов обследования | |
Ф.И. ребенка ______________________________________ _______ лет | |
Наименование задания | Оценка в баллах |
1. Лови шарик |
|
2. Спрячь шарики |
|
3. Разбор и складывание матрешки |
|
4. Разборка и складывание пирамидки |
|
5. Парные картинки |
|
6. Цветные кубики |
|
7. Разрезные картинки |
|
8. Конструирование из палочек |
|
9. Достань тележку |
|
10. Нарисуй |
|
Итого |
|
Группа |
|
Заключение ______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Рекомендации ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Педагог-психолог / / |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ...
Комплексный и междисциплинарный подход. Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальных программ ранней помощи ребенку и его семье.
Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
Образец программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи для кабинета раннего вмешательства в ДОУ...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок"...