Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по разделу «Развитие кругозора»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Планирование по лексическим темам в логопидической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по разделу «Развитие кругозора»
образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет)
№ | Лексическая тема | Цели: | Литература |
«Наш любимый город Ставрополь. Символика родного города. Национальности северного Кавказа». | -Расширять обобщенные представления детей о родном городе, его истории, достопримечательностях; об улице, на которой они живут и на какой находится сад. -Познакомить детей с символикой края и города Ставрополя, их расцветкой и значением. Рассказать детям о том, что в нашем крае живут люди разной национальности. -Обогащать и активизировать словарный запас с помощью существительных и прилагательных. -Упражнять в составлении предложений. Развивать связную речь. | С. 5 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной. Ресурсы Интернета | |
«Сад. Огород». «Во саду ли , в огороде» | -Расширять представления детей о фруктах и овощах; о месте их произрастания; уточнить способы ухода за фруктовыми деревьями и овощами; знакомить с возможными вариантами приготовления фруктов и овощей. -Учить определять фрукт или овощ по существенным признакам, закреплять знания детей о характерных особенностях. -Напомнить о том, что в овощах и фруктах много витаминов. -Закрепить знания детей каким способом собирают урожай овощей и фруктов. -Обогащать и активизировать словарный запас с помощью существительных и прилагательных -Упражнять в составлении предложений. Развивать связную речь. | с. 18 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной (доп. материал: Т.А. Шорыгина Фрукты. Какие они? ; Т.А. Куликовская Дидактический материал по лексическим темам) | |
«Откуда хлеб пришёл?» | -Рассказать детям о том, как хлеборобы растят хлеб, как из зерен получают муку, где и как хранят ее до следующего урожая. -Объяснить, какие бывают сорта хлеба, чем они отличаются , а также почему к хлебу нужно от носиться с уважением и почтением. -Познакомить с пословицами и поговорками о хлебе. -Развивать интерес, речь и словарь, обогащать внутренний мир ребенка. | С.130. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной Шорыгина. Т.А. Беседы о хлебе. с. 4,8,20,39. | |
«Осень» | -Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. -Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. -Расширять представления детей об осени, как о времени года; о существенных признаках сезона (похоладание, сокращение светового дня, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая, перелет птиц на юг и т.д.) -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | С.8 Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Осень. часть1». С. 10 Формирование целостной картины мира. Под ред. О. Н. Каушкаль | |
«Грибы» | «Царство растений – грибы» -Дать понятия детям об основных грибах; о разновидности грибов: съедобный – несъедобный. Познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. -Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. -Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы. -Учить быть осторожными с неизвестными объектами. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | С. 31 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Осень. часть1». Т.В. Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», стр.34 | |
«Лиственные и хвойные деревья» | -Закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать интерес, бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу. -Учить подбирать яркие эпитеты-прилагательные для описания осенних деревьев. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Дидактические игры: «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Угадай, какой наш дом», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам», «Путешествие», «Лесник» | Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей. Куликовская Т.А. «Дидактический материал по лексическим темам» С. 57 | |
«Человек и его тело. Культура и гигиена». | -Продолжать знакомить со строением человеческого тела, назначении отдельных его частей; -Показать чем люди внешне отличаются друг от друга; -Учить различать эмоции на лице человека (радость, грусть, удивление; -Расширять словарный запас существительными, прилагательными, глаголами. -Учить согласовывать глаголы с именами существительными в творительном падеже. -Развивать слуховое внимание. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | С. 93 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной А.Н Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» | |
«Одежда. Обувь. Головные уборы». | -Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода; учить вычленять признаки (цвет, материал, из которого изготовлена вещь); -Закреплять знания об обобщающем понятии «одежда», «обувь», «головные уборы»; познакомить с классификацией одежды по сезонам (зимняя, летняя, демисезонная); назначение и отличительные признаки разных головных уборов, обуви, одежды. -Рассказать о свойствах ткани (толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная); познакомить с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения. -Расширять и активизировать словарь детей существительными, качественными прилагательными, глаголами. | Вострухина Т.В., Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» с.48, с.120 Куликовская Т.А. «Дидактический материал по лексическим темам» Стр.171 Вострухина Т.В., Л.А. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.43. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» стр.57 | |
«Посуда. Продукты питания». | -Продолжать знакомить детей с основными названиями продуктов питания; -Уточнить отличия продуктов, их назначение -Побеседовать откуда берутся продукты и что можно из них приготовить, как надо хранить тот или иной продукт питания. -Расширять и активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами и наречиями. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Стр.84 | |
«Семья. День матери». | -Закрепить и обобщить с детьми понятие «семья», «родственники», «родство». -Побеседовать с детьми о том, что у каждого человека, есть самый родной и незаменимый человек – это мама, о её роли в семье. -Провести беседу с детьми, о том, как порадовать маму, чем можно ей помочь, какой подарок сделать. -Обогащать и активизировать словарь детей словами-названиями, словами-признаками и словами-действиями. | Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» стр.68 | |
«Бытовые приборы». | -Закрепить представление детей о назначении бытовых приборов и техники безопасности. -Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать. -Способствовать развитию осторожности и осмотрительности. -Продолжать развивать наглядно – образное мышление, связную речь, умение сравнивать, творческое воображение. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.32 | |
«Зима». | -Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; -Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира; -Обогащать и активизировать словарь, образные выражения. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.64 | |
«Зимующие птицы». | -Расширять обобщённые представления детей о зимующих птицах, о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто; -Расширять и активизировать словарный запас. Закреплять умение детей согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. | С. 52 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной. Куликовская Т.А. «Дидактический материал по лексическим темам» С. 123 | |
«Новый год. Рождественские праздники». | -Расширять обобщенные представления детей о новогоднем празднике. -Учить определять предмет по его существенным признакам. Закреплять знания детей о характерных особенностях новогодних игрушек и украшений. -Расширять и активизировать словарный запас. Развивать зрительное восприятие. | Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной. С. 60 | |
Каникулы. | |||
Каникулы. | |||
«Зимние виды спорта и развлечения». | Чтение художественных произведений. «Любишь кататься – люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н.Носов «На горке»). -Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; -учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Стр.42 | |
Дикие животные наших лесов и Ставропольского края. Красная книга. | -Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях. -Уточнить знания о росте и развитии разных животных и насекомых. -Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края. -Продолжать совершенствовать речь как средство общения. -Формировать умение работать в команде, оказывать друг другу помощь. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края. | О.А.Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста. Домашние и дикие животные», стр.65 | |
«Домашние животные и птицы». | -Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и птицах, их детенышах, происхождения слова « домашние». -Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и птиц. -Закрепит названия частей тела, чем оно покрыто, чем питаются животные и птицы. -Закрепить понятия о том, как называются помещения, в которых обитают животные и птицы. -Уточнять какую пользу приносят человеку. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.33,38 Скоролупова О.А. «Домашние животные и Дикие животные средней полосы России. Стр.8 (доп. материал Т.А. Куликовская «Дидактический материал по лексическим темам» стр.76) | |
«Планета Земля. Охрана природы». | -Расширять представления детей о планете Земля. -Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь. -Формировать желание любить и беречь Землю. -Расширять представления детей об охране природы. -Закрепить знание правил поведения в природе. -Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля. -Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки. -Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету. -Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д. -Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей. -.Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища. | Конспект прилагается | |
«Север. Обитатели Севера». | -Познакомить с понятием «Север», «Арктика, «Антарктида». -Сформировать представление об обитателях холодных стран: белом медведе, тюлене, морже, северном олене; птицах: чайки, белые гуси, гаги, пингвины и т.д. -Рассказать об их повадках, о способах их пропитания, о том, как эти животные приспособились к условиям Крайнего Севера. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.55 | |
«День защитника Отечества. Символика России». | «Сыны Отечества» -Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитниками Отечества; -Дать понятие значение слов «Отечество», «Родина», «защитиник». -Закреплять знания о Российской армии – надежной защите нашей Родины; -Рассмотреть и побеседовать с детьми о разных родах войск, побеседовать какой техникой управляют военные разных профессий. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме | Т.В. Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим детей с окружающим миром» Стр.131 | |
«8 Марта» | -Закрепить и обобщить с детьми понятие «семья», «родственники», «родство». -Побеседовать с детьми о том, что у каждого человека, есть самый родной и незаменимый человек – это мама, о её роли в семье. -Провести беседу с детьми, о том, как порадовать маму, чем можно ей помочь, какой подарок сделать. -Обогащать и активизировать словарь детей словами-названиями, словами-признаками и словами-действиями. | ||
«Профессии» | «Все профессии хороши». -Развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях, чётко отвечать на вопросы. -Учить образовывать название профессий от действий, обогащать словарный запас детей; -Познакомить детей с новыми профессиями, с предметами необходимыми для людей различных профессий. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи» | |
«Весна» | -Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной. -Закрепить и обобщить приметы весны, определить различные периоды весны: ранняя и цветущая. -Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, происходящие весной, понять их суть. -Развивать умение применять в своей речи образные выражения, активизировать употребление прилагательных-эпитетов, связанных с темой занятия. | Скоролупова О.А. серия книг «Ранняя весна», «Цветущая весна. Травы». Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.89. (доп. мат-л «Знакомство дош-ов с весенней природой» Н.Б. Улашенко). | |
«Перелётные птицы». | -Обобщить и закрепить с детьми названия перелетных и водоплавающих птиц. Предложить детям объяснить понятие «перелетные птицы». -Закрепить с детьми строение и их внешние признаки (чем покрыто тело птиц, отличать по образу жизни). -Научить детей отличать голоса птиц, их повадки и жильё. -Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. -Учить строить высказывания типа рассуждений. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» стр.46 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.29. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» стр.25 | |
«Транспорт. Все виды транспорта». | -Закрепить с детьми названия различных видов наземного и водного, воздушного транспорта. Рассказать об истории воздухоплавании, назначение разных видов транспорта. -Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения и перевоза различных грузов разными способами. -Закрепить названия частей разных транспортных средств. -Рассказать о труде людей, названии профессий людей, которые работают на транспорте. -Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества. -Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения и перевоза различных грузов разными способами. Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Скоролупова О.А. «Транспорт: наземный, водный, воздушный» стр. 99 Вострухина Т.В., Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» с.116 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.68. | |
«Жаркие страны. Их обитатели» | -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; -учить согласовывать существительные с числительными; -учить образовывать названия детенышей животных; -учить образовывать притяжательные прилагательные. -развитие внимания, памяти, мышления; -прививать любовь к животным; -воспитывать умение слушать логопеда и сверстников. | О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.32 | |
«День космонавтики. Наша вселенная» | -Познакомить детей с ещё одним видом транспорта – воздушным. Рассказать об истории воздухоплавания. -Закрепить с детьми названия воздушного транспорта, названия частей разных транспортных средств. Рассказать о труде людей, названии профессий людей, которые работают на транспорте. -Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения и перевоза различных грузов разными способами. -Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества. -Побеседовать с детьми о первом космонавте, рассказать о значении этого события для человечества, расширять представления о космических полетах. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Т.И.Петрова, Е.С.Петрова Игры и занятия по развитию речи. Стр.47 | |
«Обитатели морей и океанов» | -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. -Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей. -Развивать мелкую моторику рук. -Обогащать и активизировать словарь детей. -Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы. | С. 23Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной | |
«Насекомые» | -Расширять и уточнять обобщенные представления детей о насекомых. -Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков). -Вспомнить, где они живут, чем питаются. -Рассказать о пользе насекомых для природы и для человека. -Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр. 25 Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» стр.8(доп. материал Т.А. Куликовская «Дидактический материал по лексическим темам» стр.151 ) | |
«День Победы. Герои войны». | -Дать понятие детям о Великой Отечественной войне, познакомить с частью истории России. Рассказать о наиболее значимых для победы сражениях, какие потери держали обе стороны. Поговорить с детьми о ветеранах, об уважении к ним. -Объяснить детям, для чего нужно хранить память о живых и погибших людях в этой войне. -Формировать уважительное отношение к старшему поколению -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» Вострухина Т.В., Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» с.131 (доп. мат-л. Шорыгина. Т.А. Беседы о хлебе. с. 31) | |
«Школа. Школьные принадлежности». | -Расширение и систематизация знаний о предметном мире. -Уточнение представлений о школе и школьных принадлежностях. -Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности». -Совершенствование грамматического строя речи, совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. -Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. -Коррекционно - развивающие цели. -Развитие связной речи, всех видов восприятия. -Закрепление навыка пересказа небольших рассказов. -Коррекционно- воспитательные цели. -Воспитание навыков сотрудничества, актив | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Стр.84 | |
«Растения леса и луга. Ягоды». | -Дать понятия детям о лесных и садовых ягодах. -Закрепить название и умение определять их по строению и характерным признакам. -Обогащать и активизировать словарный запас с помощью существительных и качественных прилагательных. -Учить образовывать относительные прилагательные. -Упражнять в подборе слов, противоположных по значению. | С. 25 Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной | |
« Дом.Мебель». | -Закрепить с детьми обобщающее понятие «дом». Уточнить знания детей о том, какие бывают дома. -Расширять обобщенные представления детей о мебели и её назначении, об основных видах мебели и её частях. Закрепить знания детей о том, из чего сделана мебель -Учить детей ориентироваться в доме, знать и называть расположение основных его частей. -Дать детям понятие профессий людей, которые строят дома, делают мебель. -Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. | Лексические темы по развитию речи дошкольников. Под ред. И.В. Козиной стр.75 (доп. материал Т.А. Куликовская «Дидактический материал по лексическим темам» стр.194) Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» стр.50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе на 2013 – 2014 учебный год
Физическое развитиеОбразовательная область «Физическая культура»Пояснительная записка(вторая младшая группа)Направление «Физическое развитие» включает в себя две образовательные области: «Здоров...
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности по разделу «Развитие речи» в подготовительной группе
При планировании использовала литературу: Голицина Н.С, "Учимся творчеству" Череповец, Горбатенко О.Ф, Апресова "Окно в школьный мир"...
Непосредственно образовательная деятельность по разделу "Развитие мелкой моторики и осязания/Сенсорное развитие" для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на тему: «В осеннем лесу»
Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного во...
Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Художественное творчество» раздел «Аппликация»
Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Художественное творчество» раздел «Аппликация», с...
Образовательная область – «Познавательное развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год. Формирование элементарных математических представлений.
Образовательная область – «Познавательное развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год....
Образовательная область – «Речевое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 год.
Образовательная область – «Речевое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 г...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...