Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"
материал по коррекционной педагогике

Точилкина Оксана Ивановна
В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на базе БУ «Реабилитационный центр «Солнышко» состоялось первое заседание методического объединения по теме «Комплексное сопровождение  людей с РАС и другими ментальными нарушениями. Формы и  методы работы при организации деятельности с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями», которое охватило 35 специалистов разной ведомственной принадлежности  г. Югорска и Советского района.
Мной был представлен опыт работы по использованию элементов АВА-терапии  в коррекции поведения  детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы. 
 
http://срц-86.рф/zasedanie-metodicheskogo-ob-edineniya-spetcialistov-predostavlyayushcikh-uslugi-detyam-lyudyam-s-osobennostyami-razvitiya.html
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение23.19 КБ
Файл Презентация1.73 МБ
Файл Пояснения к слайдам24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Сообщение «Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ»

Учитель-логопед

Точилкина Оксана Ивановна

г. Югорск

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Точилкина Оксана Ивановна, 12 лет проработала в Екатеринбурге, в детском саду для детей с ЗПР дефектологом и логопедом. Год работаю логопедом в детском саду «Радуга» с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Есть опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Этим опытом я хочу поделиться с вами.

В связи с тем, что увеличилось количество детей с РАС, возникла необходимость использования технологий для работы с этими детьми. Одна из таких технологий – АВА-терапия.

Используя в своей работе приемы АВА-терапии, я добивалась у детей умения смотреть в глаза, отзываться на собственное имя, слушать, выполнять инструкции педагога, что необходимо в работе каждого специалиста ДОУ.

Метод АВА (Applied behavior analysis – прикладной анализ поведения) для работы с детьми с РАС впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году.

В чем суть методики? Чем она интересна и уникальна? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название – модификация поведения. Идея заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Что дает модификация поведения? Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, оставляют следующие отзывы: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты. АВА-терапия для детей с РАС – это основа большинства программ, которые направлены на преодоление данного отклонения у детей.

Для АВА-терапии ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые основаны на принципах прикладного поведенческого анализа. Как это работает? При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутистического спектра задание. Если самостоятельно справиться ребенок с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает его, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого. Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Например, педагог дает ребенку определенное задание – просит поднять руку, сразу же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает его за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, ребенок пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если он отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение. Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем ребенок снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, дается новое задание, например, кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал. После того, как ребенок хорошо освоит второе задание – «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» – «подними руку», «подними руку» – «подними руку» – «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третье и последующие задания.

Третий этап: обобщаем и закрепляем. На этом этапе полученные навыки обобщают. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных навыков («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап, завершающий. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся дети. Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. От чего зависит эффективность коррекции поведения у ребенка с РАС? Считается, что АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-терапия эффективна и для более старших детей. Чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Вознаграждение за правильные ответы.

На первом этапе – это пищевое подкрепление. Это то, что ребенок любит. Это могут быть кусочки фруктов на шпажках (на тарелке), сухарики, орехи, маленькое печенье.

На втором этапе – поощрение жетонами.

На третьем – социальное стимулирование (похвала): «Ты молодец», «Ты справился».

Из собственных наблюдений, вознаграждением может быть сенсорное подкрепление – дать поиграть музыкальным инструментом (шарманка, музыкальная шкатулка, металлофон). Это может быть юла или другая игрушка.

Недостатки методики. К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с РАС испытывает страх перед чужими людьми. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют – обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности. Мотивация детей с РАС несколько отличается от таковой у обычных детей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для этих детей малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того, как ребенок научится свободно общаться с педагогом один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция – раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети с РАС не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

Элементы АВА-терапии я использовала в своей коррекционной работе на начальном этапе для установления коммуникации с детьми, коррекции поведения. Затем эти приемы мне помогли в работе с речевым материалом, в данном случае Созонова Н.Н., Куцина Е.В. «Читать раньше, чем говорить».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ

Слайд 2

Этапы работы по формированию сложных навыков у детей с РАС

Слайд 3

Этапы обучения при АВА-терапии

Слайд 4

Вознаграждение за правильные ответы

Слайд 5

Недостатки методики и возможные трудности

Слайд 6

Элементы АВА-терапии

Слайд 7

Спасибо за внимание! учитель-логопед Точилкина О.И.



Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Точилкина Оксана Ивановна, 12 лет проработала в Екатеринбурге, в детском саду для детей с ЗПР дефектологом и логопедом. Год работаю логопедом в детском саду «Радуга» с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Есть опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Этим опытом я хочу поделиться с вами.

В связи с тем, что увеличилось количество детей с РАС, возникла необходимость использования технологий для работы с этими детьми. Одна из таких технологий – АВА-терапия.

Используя в своей работе приемы АВА-терапии, я добивалась у детей умения смотреть в глаза, отзываться на собственное имя, слушать, выполнять инструкции педагога, что необходимо в работе каждого специалиста ДОУ.

Метод АВА (Applied behavior analysis – прикладной анализ поведения) для работы с детьми с РАС впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году.

В чем суть методики? Чем она интересна и уникальна? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название – модификация поведения. Идея заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Что дает модификация поведения? Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, оставляют следующие отзывы: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты. АВА-терапия для детей с РАС – это основа большинства программ, которые направлены на преодоление данного отклонения у детей.

2 слайд

Для АВА-терапии ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые основаны на принципах прикладного поведенческого анализа. Как это работает? При данной методике все сложные навыки для детей с РАС, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутистического спектра задание. Если самостоятельно справиться ребенок с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает его, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

3 слайд

Первый этап: начинаем с простого. Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Например, педагог дает ребенку определенное задание – просит поднять руку, сразу же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает его за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, ребенок пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если он отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение. Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем ребенок снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, дается новое задание, например, кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал. После того, как ребенок хорошо освоит второе задание – «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» – «подними руку», «подними руку» – «подними руку» – «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третье и последующие задания.

Третий этап: обобщаем и закрепляем. На этом этапе полученные навыки обобщают. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных навыков («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап, завершающий. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся дети. Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. От чего зависит эффективность коррекции поведения у ребенка с РАС? Считается, что АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-терапия эффективна и для более старших детей. Чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

4 слайд

Вознаграждение за правильные ответы.

На первом этапе – это пищевое подкрепление. Это то, что ребенок любит. Это могут быть кусочки фруктов на шпажках (на тарелке), сухарики, орехи, маленькое печенье.

На втором этапе – поощрение жетонами.

На третьем – социальное стимулирование (похвала): «Ты молодец», «Ты справился».

Из собственных наблюдений, вознаграждением может быть сенсорное подкрепление – дать поиграть музыкальным инструментом (шарманка, музыкальная шкатулка, металлофон). Это может быть юла или другая игрушка.

 

5 слайд

Недостатки методики. К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с РАС испытывает страх перед чужими людьми. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют – обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности. Мотивация детей с РАС несколько отличается от таковой у обычных детей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для этих детей малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие дети не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того, как ребенок научится свободно общаться с педагогом один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. Правильному обучению мешает самостимуляция – раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети с РАС не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

6 слайд

Элементы АВА-терапии я использовала в своей коррекционной работе на начальном этапе для установления коммуникации с детьми, коррекции поведения. Затем эти приемы мне помогли в работе с речевым материалом, в данном случае Созонова Н.Н., Куцина Е.В. «Читать раньше, чем говорить».

7 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста

Консультация для воспитателелей "Приемы  повышения  эффективности  работы  по речевому  развитию  детей  раннего  возраста"...

Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

Использование речевого коммуникатора GO Talk в коррекционной работе с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями.

Аннотация На современном этапе развития информационно-коммуникативных технологий одним из наиболее часто используемых средств альтернативной коммуникации являются специализированные технические устрой...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов в ДОУ”

При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребенка - в какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, до...