Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный момент) | Построение детей полукругом лицом к гостям | Учитель-дефектолог входит в группу вместе с гостями, все здороваются с детьми. Педагог проводит игру-знакомство «Волшебный колокольчик» «К нам сегодня пришла …..». В колокольчик позвенела и дальше передала. После знакомства педагог предлагает гостям присесть на диван, с любимыми игрушками детей. Педагог с детьми выстраиваются в круг. | Коммуникативная, деятельность детей. Дети подбегают, приглашают гостей (совместно с педагогом) пройти в группу, или стоят рядом, держась за руку. Дети хором, вместе с педагогом произносят имя ребенка. Ребенок звенит в колокольчик | Создание условий для психологического комфорта в группе в ситуации общения с незнакомыми людьми:
|
| Построение детей в круг | Учитель-дефектолог проводит коммуникативную игру, использует стихотворную форму. Вот как здорово мы все друг другу улыбаемся.
| Коммуникативная, деятельность детей. Берутся за руки, встают в маленький кружок Улыбаются друг другу | Создание условий для формирования навыков общения со сверстниками |
Вводная часть (мотивационный момент) | Дети стоят по кругу на ковре | Учитель-дефектолог показывает детям, что принесла им (снежинки-султанчики). Предлагает детям поиграть со снежинками, устроить снегопад, чтобы потом можно было слепить снеговика Берет в руки снежинку и показывает движения (сочетание речи сдвижением). Подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
| Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Дети рассматривают снежинки. Выполняют движения со снежинками – султанчиками по показу педагога.
| Обеспечение интереса и эмоциональности детей.
Развивать у детей умение сотрудничать, наблюдать и подражать действиям взрослого.
|
Подвижная игра «Лепим мы снеговика» | Дети стоят по кругу на ковре | Учитель-дефектолог предлагает детям пригласить гостей к себе в круг, чтобы всем вместе лепить снеговика. Все вместе: сначала выполняют движения в соответствии с текстом. Затем выполняют движения под музыку, в соответствии с текстом и по показу педагога.
| Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Вместе с учителем-дефектологом приглашают гостей в общий круг, выполняют движения в соответствии с текстом, по показу педагога. Затем выполняют движения под музыку, в соответствии с текстом и по показу педагога.
| Учить действовать согласованно, вместе, совершать координированные движения, развивать крупную моторику. |
Коммуникативная ситуация «Знакомство со снеговиком» | Свободное расположение на ковре, стоя вокруг снеговика | Появляется Снеговик (воспитатель), здоровается с детьми, знакомится.
| Коммуникативная, деятельность детей. Дети называют свои имена (или учитель-дефектолог обнимает поочередно каждого ребенка и называет его имя). | Создание условий для формирования навыков общения со взрослым, изображающим игровой персонаж. |
Основная часть. Проблемная ситуация: «Найди варежку для снеговика» | Свободное расположение детей на ковре (стоя, сидя) | Учитель-дефектолог предлагает детям рассмотреть снеговика, и определить, что у него не так, чего не хватает (одной варежки) Если дети сами не видят, то учитель-дефектолог просит показать снеговика свои руки, на одной варежка есть, а на другой нет. Спрашивает у детей, какого цвета варежка нужна снеговику. Снеговик (воспитатель): просит детей помочь навести порядок в его мешке, соединить парами все варежки.
Снеговик: благодарит детей и предлагает им отправиться с ним в зимний лес, поиграть с его друзьями, лесными жителями. | Коммуникативная, познавательная деятельность детей. Дети рассматривают снеговика, смотрят на руки, показывают или произносят, что нет одной варежки. Называют цвет. Рассматривают варежки, слушают педагога Соединяют варежки. Одной паре детей помогает снеговик, другой – учитель-дефектолог. | Создание условий для развития мелкой и общей моторики. Закреплять умение соотносить по цвету. Учить действовать в паре, помогая друг другу.
|
Игровая ситуация «Построим поезд»
| Построение в колонну | Снеговик объясняет детям, что в лес они поедут на поезде. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее. Учитель-дефектолог помогает детям встать друг за другом, построиться в колонну | Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Дети встают друг за другом, как говорит снеговик, при помощи учителя-дефектолога. | Создание условий для обучения элементарному построению друг за другом, в колонну (поезд). Учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции. |
Подвижная игра «поезд»
| Движение в колонне, держась за впереди идущего | Снеговик проводит подвижную игру «Поезд», использует стихотворную форму.
| Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Двигаются колонной, за снеговиком, повторяют по его образцу звукоимитации. | Создание условий для развития умения двигаться в колонне, в общем темпе, сохраняя построение, держась друг за друга; стимулирования речевого развития.
|
Упражнение «пролезание в тоннель) | Пролезание (на четвереньках) через тренажер «Перекати-поле» | Учитель-дефектолог из спальни выкатывает тренажер «перекати поле» Снеговик: предупреждает, что впереди тоннель, через который надо проезжать только по очереди, по сигналу, чтобы не было аварий. Снеговик называет имя ребенка и дает сигнал – гудок. Учитель-дефектолог убирает тренажер | Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Пролезают через тоннель по сигналу снеговика.
| Упражнять в основном виде движений – ползании, стимулирование мыслительной активности в процессе совершения перекрестных движений. Формировать умение подчиняться общим правилам, дожидаться своей очереди. |
Двигательно-музыкальная игра | Дети стоят по кругу на ковре | Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, как много снега в лесу, (расстилает белое «снежное» покрывало) и на то, что там очень холодно, предлагает погреться. Включает музыку, показывает детям движения в соответствии с текстом песни. «Мы погреемся немножко». | Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Выполняют движения под музыку в соответствии с текстом и по показу педагога. | Формировать умение выполнять движения под музыку в соответствии с текстом, по показу взрослого. Развитие положительной эмоциональной сферы.
|
Дидактическая игра «Помоги бельчонку» | Свободное построение на ковре вокруг контейнера с шишками и орехами | Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог)
Просит детей помочь ему разложить в разные корзинки шишки и орехи. Снеговик (воспитатель) помогает детям.
| Коммуникативная, познавательная деятельность детей Дети вместе со снеговиком помогают бельчонку. | Способствовать формированию мыслительной операции «сравнение» за счет использования приема сортировки |
Самомассаж ладоней шишками | Полукругом
| Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) Раздает детям по шишке, проводит игру с шишками – самомассаж, использует стихотворную форму, показывает движения. | Двигательная деятельность детей. Выполняют действия с шишкой по показу педагога Катают шишку между ладонями, по пальчикам. Прикрывают шишку ладонями и покачивают-убаюкивают. | Стимулирование речевых зон коры головного мозга. (кинезиологическое упражнение)
|
Двигательное упражнение «Перенеси шишку» | Двигаясь на четвереньках по ковру в заданном направлении.
| Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) рассказывает детям, как переносит его друг Ежик зимние припасы на своей спинке, и предлагает детям так же (на спинке) перенести шишки к дереву.
| Двигательная деятельность детей. Дети встают на четвереньки, «как киска, как собачка, как ежик», переносят шишки.
| Упражнять в основном виде движений – ползании, стимулирование мыслительной активности в процессе совершения перекрестных движений. Развивать координацию движений, согласовывая движения рук и ног. (кинезиологическое упражнение)
|
Игровое упражнение «Перенеси корзинку» | Передвигаются парами, по ковру в заданном направлении, с корзинками в руках.
| Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) просит перенести корзинки к его домику. Снеговик помогает детям разделиться на пары и взять корзинки с двух сторон. Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) Благодарит детей за помощь. | Коммуникативная, деятельность детей. Дети под руководством Снеговика делятся на пары, берут корзинки с двух сторон, переносят их в заданном направлении. | Создание условий для развития умения действовать согласованно, дружно, развитие силовых качеств.
|
Игровое упражнение «Найди ежика» | Дети передвигаются по группе за снеговиком | Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) сообщает детям, что его друг ёжик тоже хотел с ними поиграть. Снеговик: предлагает детям поискать ёжика.
| Коммуникативная, игровая деятельность детей. Дети со снеговиком находят снежный бугорок, сдувают снежинки, находят ёжика | Создание условий для формирования длительного выдоха, направленной воздушной струи. |
Упражнение «Узнай на ощупь»
| Стоя на ковре вокруг стола
| Ежик-игрушка (учитель-дефектолог) здоровается с ребятами, предлагает поиграть в игру «Узнай на ощупь»
Снеговик благодарит бельчонка и ёжика за интересные игры. | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность детей. Дети по примеру снеговика гладят белочку, потом ежика, отвечают совместно со снеговиком на вопросы ёжика. Дети просовывают ручки в короб, обследуют находящиеся там предметы. Отвечают на вопросы с помощью снеговика. Машут ежику и белочке. | Развивать тактильное восприятие на основе сравнения предметов контрастной фактуры.
|
Физкультминутка/ динамическая пауза: Подвижная игра «По сугробам мы идем» | На ковре, по кругу, держась за руки | Снеговик предлагает детям взяться за руки и продолжить прогулку по лесу. Проводит подвижную игру, использует стихотворную форму, показывает движения.
| Коммуникативная, двигательная деятельность детей Дети со снеговиком и учителем-дефектологом идут за руку, высоко поднимая ноги. Все опускаются на коленки и «падают» в сугроб. Встают, подают руку тем, кто еще не встал, помогают друг другу отряхнуться. | Создание условий для формирования умения двигаться по кругу, держась за руки, развивать согласованность движений. |
Кинезиологическое упражнение «гармошка» | На ковре, полукругом
| Зайка – игрушка (учитель-дефектолог) встречается детям в лесу, здоровается, предлагает вместе поиграть на гармошках (Липучки, скрепленные с одного края). Снеговик и зайка показывают детям, как действовать. | Игровая, двигательная деятельность детей Дети берут у зайки гармошки-липучки, смотрят, как выполняет движения снеговик, и повторяют за ним. | Создание условий для стимулирования мозговой активности.
|
Подвижная игра «Убежим от медвежонка» | На ковре, двигаясь врассыпную
| Снеговик: предлагает детям разбудить мишку и поиграть с ним, ведь скоро весна наступит. Медведь- игрушка (учитель-дефектолог) вылезает из берлоги, бежит за детьми. Снеговик: прячет детей под снегом Предупреждает, что сидеть под снежным покрывалом надо тихо, чтобы мишка не услышал. Мишка не находит детей и снова бредет спать. Снеговик: хвалит детей, говорит, какие они молодцы. Сообщает, что пора отправляться обратно домой, в детский сад. Предлагает снова «построить» поезд. | Игровая, двигательная деятельность детей Дети вместе со снеговиком, держась за руку, подходят к мишке Грозят пальчиком. Имитируют движения медвежонка.
Топают ножками. Хлопают ручками
Убегают от медведя
Выстраиваются в колонну друг за другом под руководством Снеговика и учителя-дефектолога. | Создание условий для формирования умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; для формирования волевой регуляции поведения. |
Подвижная игра «поезд»
| Движение в колонне, держась за впереди идущего | Снеговик проводит подвижную игру «Поезд», использует стихотворную форму.
| Коммуникативная, двигательная деятельность детей. Двигаются колонной, за снеговиком, повторяют по его образцу звукоимитации. | Создание условий для развития умения двигаться в колонне, в общем темпе, сохраняя построение, держась друг за друга; стимулирования речевого развития.
|
Коммуникативная ситуация «Протяни ладошку» |
| Снеговик: говорит, что ему пора уходить, Дарит детям на прощание «солнечные капельки» Капает на ладошку маленькую капельку апельсинового масла. Учитель-дефектолог: благодарит снеговика за интересную прогулку, приглашает еще прийти в гости.
| Коммуникативная деятельность детей Дети протягивают ладошки, растирают масло на ладошках, учитель-дефектолог помогает.
Говорят снеговику «спасибо», машут.
| Создание условий для расслабления (эффект ароматерапии), сосредоточения, объединение одним впечатлением, для принятия ребенком самого себя, ощущения своей значимости (поддержание самооценки). |
Дидактическое упражнение Угадай по контуру (итог занятия)
| Стоя, полукругом, лицом к гостям | Учитель-дефектолог: просит детей вспомнить, с кем они встретились в лесу, найти контурные (силуэтные) изображения животных (по названию), и показать их гостям. | Игровая, познавательная деятельность детей Перечисляют совместно с учителем-дефектологом всех животных. Находят силуэтное изображение белочки и остальных животных. | Создание условий для развития зрительного восприятия, памяти;. развития коммуникативных навыков. |
Продуктивная деятельность (рефлексия) | Дети сидят на стульчиках вокруг стола | Учитель-дефектолог: достает из коробки пластилиновую фигурку ежика без иголок. Предлагает детям угадать, кто это, чего то у него не хватает. Предлагает детям на выбор, из чего сделать ёжику колючки: из пуговиц или из трубочек.
| Игровая, познавательная продуктивна деятельность детей Дети разглядывают пластилиновую фигурку. Обследуют на ощупь пуговки и трубочки, определяют, из чего можно сделать иголочки ежику. Дети втыкают трубочки в пластилин – делают ежику иголочки. | Создание условий для поисковой деятельности; развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления; мелкой моторики. |
итог СОД. Оценка деятельности детей | Дети сидят на стульчиках вокруг стола, затем подходят к гостям, встают полукругом. | Учитель-дефектолог: хвалит детей, говорит, какие они молодцы, потрудились на славу: и снеговика слепили, и с животными в лесу поиграли, и выполнили все их задания! Говорит, что пластилиновые ежики останутся на память о зимней прогулке в лес. Предлагает показать их гостям.
| Коммуникативная деятельность детей
Дети берут своих ежиков и подходят с ними к гостям. | Создание условий для ощущения детьми своей значимости (поддержание самооценки).
|
Коммуникативная ситуация «До свидания» | Стоя полукругом, лицом к гостям | Гости прощаются с детьми, хвалят их.
| Коммуникативная деятельность детей Дети показывают гостям своих ежиков, прощаются с гостями. | Создание условий для формирования навыков общения со взрослым, |