«Формирование психических функций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК таких детей с целью определения образовательного маршрута и оказания им коррекционной поддержки.
Ранний возраст - период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.
При этом отсутствие отработанной системы по раннему выявлению нарушений в развитии, недостаточная осведомленность родителей приводят к тому, что драгоценное время упускается; коррекционная помощь вовремя не оказывается, и зачастую это приводит к формированию у детей вторичных нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Формирование психических функций у детей раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила:
учитель-дефектолог А. Н. Косогорова
Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК таких детей с целью определения образовательного маршрута и оказания им коррекционной поддержки.
Ранний возраст - период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.
При этом отсутствие отработанной системы по раннему выявлению нарушений в развитии, недостаточная осведомленность родителей приводят к тому, что драгоценное время упускается; коррекционная помощь вовремя не оказывается, и зачастую это приводит к формированию у детей вторичных нарушений.
Поэтому перед педагогами и администрацией дошкольных образовательных организаций встает задача по решению этой проблемы.
Применение воспитателями дидактических игр по развитию психических функций на занятиях с малышами, во-первых, позволит заметить отклонения в развитии (по характеру выполнения или невыполнения предлагаемых заданий) и во-вторых, позволит, таким образом, уже начать оказывать детям с ОВЗ коррекционную помощь.
Для начала кратко освежим в памяти, что же такое психические функции. (ВПФ) – это специфические психические функции человека.
К ним относят:
- память,
- внимание,
- мышление,
- восприятие,
- воображение
- речь.
В данной статье речь пойдет о таких, как восприятие, память, внимание, мышление
Восприятие
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие является доминирующей психической функцией в раннем возрасте, до двух лет малыш вообще не может действовать без опоры на него. Ребенку необходима наглядная ситуация. Предметы притягивают его, вызывают яркую эмоциональную реакцию. Увидев какой-либо предмет, ребенку необходимо достать его, потрогать, что-то сделать с ним.
Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов – внимания, памяти, мышления;
Внимание
Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания - ориентировочный рефлекс «что такое?» У детей раннего возраста преобладает непроизвольный характер.
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение - способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Память
Память - психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Т. е. память – это запоминание, сохранение, воспроизводство индивидом его опыта.
Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
По характеру целей деятельности выделяют такие виды памяти как произвольная и непроизвольная.
Особенности развития памяти в раннем возрасте:
1. Ведущий вид – непроизвольная память
2. Тесная связь с эмоциями
3. Связь с деятельностью
Мышление.
Мышление – это психический процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности, неразрывно связанного с речью.
Существуют следующие мыслительные операции.
1. Анализ;
2. Синтез;
3. Сравнение;
4. Абстрагирование;
5. Обобщение;
6. Классификация.
В раннем возрасте ведущим видом мышления является наглядно-действенное; формируется способность к обобщению и сравнению;
зарождается наглядно-образное мышление.
Мышление ребенка формируется на основе практической деятельности. Манипулируя дидактическими игрушками, действуя путем проб и ошибок, малыш достигает нужного результата. Он словно «мыслит» руками. В игре создается представление о предметах. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к внутренним действиям.
При формировании психических функций необходимо учитывать особенности развития детей раннего возраста:
- Быстрый темп физического и психического развития;
- Повышенную ранимость организма;
- Взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
- Высокую степень ориентировочных реакций на окружающее;
- Влияние эмоциональной сферы на формирование поведения, навыков;
- Большие индивидуальные различия в развитии;
- Высокую степень подражаемости;
- Особенности ВНД (низкую выносливость, преобладание возбуждения
над торможением, недостаточную подвижность).
Невозможно осуществлять развитие психических процессов в отрыве от различных видов деятельности. Основными видами деятельности по ФГОС в раннем возрасте (1 год - 3 года) являются:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто пр.),
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
- двигательная активность.
Причем, зачастую это деление на виды деятельности является условным, т. к. в раннем возрасте вся деятельность носит интегрированный, взаимопроникающий характер.
Формирование психических функций происходит двумя путями: стихийнопрактическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками (механизмы саморазвития) и целенаправленным обучением, организованным взрослым.
Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ОВЗ необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.
Для развития психических функций широко используются дидактические игры.
При работе по развитию психических функций необходимо учитывать:
- Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый
- Развитие восприятия, внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, (необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития)
- Психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта (в процессе его активной деятельности). Для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно только тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
- Основной структурной единицей познания является ориентировочное познавательное действие.
- Дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям
- Подбор игр необходимо осуществлять с учетом зоны ближайшего развития. Это то, что ребенок еще не может сделать самостоятельно, но справляется с помощью взрослого. (не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение). Как раз для выявления детей с ОВЗ.
- Свойства внимания определяются возрастными возможностями ребенка: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
- Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук - продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие - рассказывание без показа.
- Учет особенностей переключения внимания ребенка раннего возраста. Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую.
- Необходимость «разведения» воздействия различных раздражителей.
Сложность представляет для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы (т. е распределение внимания). Например, когда ребенку предлагается из двух изображений выбрать нужное, происходит одновременное действие раздражителей разного типа - зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.
- Необходимость «направлять» ребенка: рассматривать предметы, игрушки совместно с ребенком, обращая внимание на признаки, цвет (основные цвета «такой же …»), величину, существенные детали. (т. е. учить всесторонне обследовать объект)
- Своевременная позитивная оценка результатов деятельности ребенка.
- Необходимость обеспечения разнообразия деятельности детей (Для этого в группе должен быть подобран соответствующий игровой материал).
Итак, подытожим все вышесказанное. Какие же условия необходимо соблюдать для успешного развития психических функций
Рекомендации по созданию условий для развития ВПФ детей 1-3 лет.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта (необходимо из-за высокой ранимости детей, недостаточной зрелости нервной системы, ее лабильности, дети быстрее подвергаются нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации).
- Создание активной сенсорно-развивающей среды (необходимость закрепления материала, перенос способа действия в самостоятельную деятельность). Для поведения ребенка характерна высокая ориентировочная реакция. Для развития мозга детей необходимо достаточное количество впечатлений. Малышу надо получать информацию и ее перерабатывать. В ДОУ должна быть создана игровая среда в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, которая изменяется время от времени, развивая познавательную деятельность ребят. Необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка.
- Опора на амплификацию (обогащение) развития ребенка, а не акселерацию (ускорение) развития (с целью максимальной реализации всех возможностей врожденной программы ребенка и новообразований). При общении, обучении ребенка следует идти от него, вместе с ним, чуть опережая, создавая условия для дальнейшего его развития.
- Опора на способность и склонность малышей к подражанию.
- Соблюдение последовательности в подборе
игр, учет дидактических принципов: доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. - Проведение в первую очередь игр и упражнений, направленных на формирование сотрудничества
ребенка со взрослым (являются подготовительными
ко всем другим разделам).
- Умение взрослого вызвать у ребенка интерес к объекту изучения, его ориентировочную деятельность, эмоциональное отношение
- Проведение игр, направленных непосредственно на развитие ВПФ, параллельно, по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения и др.
- Повторность в обучении (на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году - несколько раз в неделю, а на 3-м - несколько раз в месяц).
- Индивидуальный подход (гетерохронность развития, формирование отдельных структур, функций мозга, способностей, умений, навыков идет неравномерно; ведущий канал восприятия, тип темперамента)
- Просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс (для закрепления материала, повторности; высокого уровня положительных эмоций от совместной деятельности с родителями)
Список использованной литературы:
- Браткова М. В., Закрепина А. В., Пронина Л. В. «Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», Москва, «Парадигма», 2013
- Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие», Москва, «мозаика-Синтез», 2000
- Погудкина И. С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013
- Рудик О. С. «Коррекционная работа с аутичным ребенком» – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
- Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»—2-еизд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.
Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...
Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
1. Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...
Развитие высших психических функций у детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
"Синквейн" как эффективный приём в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. (ТНР, ЗПР)
Методический материал подготовилиучитель-логопед Серебренникова Т.П.учитель-дефектолог Маевская Е.И. Использование различных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе решает основную з...
Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)
Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская, учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ: РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ
Данный материа поможет выявить нарушения у детей на ранних этапах развития....