Особенности воспитания детей с ОВЗ в образовательной организации
презентация по коррекционной педагогике
Особенности воспитания детей с ОВЗ в образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolniki_s_ovz.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Об образовании в Российской Федерации» Образование детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПМПК ПМПк адаптированная образовательная программа индивидуальная программа реабилитации инвалида специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС дошкольного образования цель обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, наиболее подходящих для детей с ОВЗ использование специальных образовательных программ и методов специальных методических пособий и дидактических материалов проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Консульти-рование родителей и педагогов
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЗ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» ПРИКАЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ Приказ от 01.12.2014 №897 "Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы" ПРИКАЗЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г.МОСКВЫ Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №297 от 01.04.2013г. ИНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Закон г.Москвы от 28.04.2010 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г.Москве » Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 « О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения» Нормативная база
Современные тенденции дошкольного образования детей с ОВЗ
Дошкольная образовательная организация Общеобразовательная организация Группы Структурные подразделения Полного дня: компенсирующей направленности Комбинированной направленности общеразвивающей направленности (инклюзивное образование) Служба ранней помощи Лекотека Консультативный пункт Кратковременного пребывания: Для детей с нарушениями развития «Особый ребенок» Группы Полного дня: компенсирующей направленности комбинированной направленности общеразвивающей направленности (инклюзивное образование) Кратковременного пребывания: « Лекотека » « Адаптационнная » «Особый ребенок» Для детей с ОВЗ Организационные формы дошкольного образования детей с ОВЗ Дошкольное отделение
Психолого-медико-педагогическая комиссия цели своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания Первичное обследование Рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания Повторное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья Подтверждение, уточнение, изменение образовательного маршрута заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации
Взаимодействие ПМПк с родителями Информирует родителей обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк Направляет детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: —при возникновении трудностей диагностики; —в спорных и конфликтных случаях; —при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи Выражают согласие на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк Дают согласие на бесплатное обследование детей и подростков в ЦПМПК по направлению ПМПк образовательной организации с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. ПМПк Родители
П М П к Разработка индивидуальных коррекционных программ Разработка системного взаимодействия специалистов в реализации программы Консультирование родителей и вовлечение их в процесс коррекционно-развивающей работы Рекомендация ребенку к направлению на ПМПК Специфика деятельности ПМПк в работе с детьми с ОВЗ
Схема выписки из анамнестических данных для предоставления на ПМПк Фамилия и имя ребенка, дата рождения Сведения о протекании беременности и родов, наследственности Заболевания на первом году жизни Особенности психического , физического , речевого развития до трех лет Заболевания после трех лет Данные диспансеризации : невропатолог, психиатр, логопед, ЛОР, окулист и др. Группа здоровья Заключение ПМПК при поступлении Документы на ПМПк Схема педагогической характеристики на ребенка для предоставления на ПМПк Фамилия и имя ребенка, возраст Адаптация при поступлении Сформированность навыков самообслуживания, общения Характеристика игровой деятельности Сформированность предпосылок к учебной деятельности ( общий запас знаний и представлений, темп приобретения новых знаний, как усваивает основные разделы программы) Особенности микросоциальных условий развития Причины представления ребенка на ПМПк
Документы на ПМПк Схема заключения учителя-дефектолога для предоставления на ПМПк Фамилия и имя ребенка, возраст Характеристика деятельности ребенка на занятиях дефектолога Характеристика запаса знаний и представлений об окружающем (по разделам программы) Характеристика высших психических функций: развитие психомоторики, восприятия, пространственных и временных представлений, речи, памяти, мышления. Сформированность продуктивных видов деятельности. Уровень развития внимания, умственная работоспособность. Вывод : какие функции сохранны, какие нарушены Заключение Направления коррекционно – педагогической работы Схема логопедического заключения для предоставления на ПМПк Фамилия и имя ребенка, возраст Понимание речи Общее звучание речи Лексическое развитие Грамматический строй речи Сформированность звукопроизношения, фонематического слуха Сформированность слоговой структуры и звуконаполняемости слов Особенности связной речи Коммуникативно – речевые умения Заключение Основные направления логопедической работы
Образовательный комплекс Ребенок с двигательными нарушениями Кратковременное пребывание ГКП « Адапта-ционная » Лекотека ГКП «Особый ребенок» Полный день Группа компенси-рующей направлен- ности Группа комбини-рованной направлен- ности Группа общераз-вивающей направлен- ности В образовательной организации Очное Очно-заочное Заочное Психолого-медико-педагогический консилиум Образовательный маршрут ребенка Семейное образование
Схема заключения педагога-психолога для предоставления на ПМПк Фамилия и имя ребенка, возраст Цели обследования Жалобы Особенности поведения при обследовании Характеристика деятельности ( мотивация, критичность , работоспособность, темп деятельности, уровень развития деятельности) Обучаемость, использование помощи Моторная ловкость Особенности внимания Особенности речи Зрительное восприятие Способы выполнения заданий (ориентировочные действия) Сформированность навыков конструирования Восприятие пространственных отношений Развитие временных представлений Сформированность количественных представлений Развитие памяти Развитие мышления Особенности личности Детско – родительские отношения Заключение Рекомендации Документы на ПМПк
СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Целевой раздел 1. Пояснительная записка: Цели и задачи программы П едагогические принципы построения программы 2. Характеристика особенностей развития детей с ОВЗ 3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы 4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ Содержательный раздел 1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям. 2 . Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности 3. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания. 4. Взаимодействие участников образовательного процесса. 5. Инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ Организационный раздел 1 . Система коррекционной и образовательной деятельности 2. Распорядок дня, организация режимных моментов 3. Организация коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды 4. Требования к материально-техническим условиям реализации программы 5. Специальная и методическая литература
Концепция психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста гуманизма личностно-ориентированный подход к ребенку учет индивидуальных потребностей каждого ребенка учет новообразований и ведущей деятельности возраста раннее выявление и коррекция отклонений в развитии активное включение семьи в процесс коррекционно-развивающей работы ПРИНЦИПЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Вовлечение детей с трудностями адаптации и отклонениями в развитии в развивающий процесс с первых месяцев жизни Установление продуктивных взаимодействий с медицинскими учреждениями округа для выявления детей младенческого и раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении Разработка и внедрение технологий психолого-педагогического сопровождения детей в условиях СРП Обучение родителей приемам и методам взаимодействия с ребенком, оказание психологической поддержки членам семьи Определение дальнейшего образовательного маршрута, соответствующего потребностям и возможностям ребенка
Обеспечить организованную психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4-х лет с нарушениями развития для адаптации детей в общество и содействия оптимальному развитию ребенка Цели Задачи Служба ранней помощи
Технология работы ПМПк в СРП Ребенок представляется на консилиум сразу после поступления в СРП специалисты знакомятся с документацией и проводят первичное обследование ребенка разрабатывается индивидуальная –коррекционная программа сроком на 2-3 месяца определяется круг специалистов, место каждого специалиста в реализации программы и организационные формы коррекционной работы, определяется ведущий специалист устанавливаются особенности взаимодействия с родителями оформляется заключение консилиума и индивидуальная программа работы с ребенком и его семьей Первичный консилиум Повторный консилиум оценивается динамика развития ребенка вносятся коррективы в программу определяется направление и содержание работы до конца года прогнозируются результаты коррекционно-образовательного процесса оформляется заключение ПМПк и индивидуальная коррекционная программа до конца года оценивается динамика развития ребенка даются рекомендации к дальнейшему педагогическому маршруту Итоговый консилиум
Технологии и методики Физическое развитие Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). – М.: ТЦ Сфера, 2007. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года. – М.: АРКТИ, 2006. Познавательно-речевое развитие Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ : Астрель , 2007 Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. - Игры и занятия с детьми раннего возраста.- М.: Мозаика-Синтез, 2007. Художественно- эстетическое развитие Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Н.И. Ганошенко , С.Ю. Мещерякова. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста.- М.: 2007. Петрова В.А. «Музыка -малышам», М., 2001 Социально-личностное развитие Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) /Е.Р. Баенская . – М.: Теревинф , 2007. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова , Н.А Александрова. – М.: Просвещение, 2008. Левченко И.Ю., Ткачева В.В.Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., Просвещение¸2008 Научитесь общаться с младенцем. / Е.Р. Баенская , И.А. Выродова , Ю.А. Разенкова . - М.: Просвещение. 2008
Психолого-педагогическое обследование детей и их семей дефектолог логопед психолог психолог социальный педагог
Индивидуальные формы работы Групповые формы работы Коррекционно- развивающая помощь детям
Содержание игрового сеанса Игровые сеансы ребенок родитель
Психолого- педагогическая поддержка семьи Цели: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребёнка раннего возраста в семье; пересмотр иерархии жизненных ценностей родителей гармонизация психологического климата в семье коррекция межличностных взаимоотношений в семье повышение воспитательской компетентности родителей Задачи
Детско-родительские группы Тренинг эффективного взаимодействия Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком задачи Структура занятия: Предварительное анкетирование Вводная часть (объявление темы занятия, разминочное упражнение) Основная часть (теоретический материал, практические упражнения, творческие задания, дискуссии) Завершающая часть (релаксационное упражнение, шерринг , домашнее задание). Тематический план. Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО» Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый». Занятие 3. «Язык «принятия» и язык «непринятия»». Занятие 4. «Занятие с участием детей». Занятие 5. « Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей». Занятие 6. «Проблемы и чувства родителей. Конструктивный способ: как разрешать конфликты». Занятие 7. «Дисциплина. Наказывать ребенка: как и зачем?». Занятие 8. «Трудный мир чувств. Агрессивность». Занятие 9. «Занятие с участием детей». Занятие 10. «Заключительное. Трудный случай». В процессе занятий участники обучаются: Предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию Исследуют новые способы психологического воздействия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья о различиях в воспитании девочек и мальчиков...
Особенности адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями...
Особенности сопровождения детей с рас дошкольной образовательной организацией
Дети дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра являются крайне неоднородной группой,требующей особого подхода к организации и сопровождению их образования .Нахождение новых методов ...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха д...
«Рабочая программа воспитания: формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды, социальное партнёрство»
Формы совместной деятельности в ДОУ 1.Работа с родителями (законными представителями). Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности ...