Образовательные потребности дошкольников с РДА
презентация по коррекционной педагогике
есть дети, живуЕщие в своем собственном мире
и не желающие ничего знать о нашем – дети «аутисты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем – дети « аутисты » «Аутизм» – явная необщительность, стремление уйти от контактов, действительности с фиксацией на внутреннем мире эффективных переживаний. При этом контактность при аутизме может быть разной степени выраженности: от полной отрешенности от окружающего до трудностей в организации общения и взаимодействия. … – это нарушение, вызванное сочетанием двух условий: нарушение активного взаимодействия со средой и снижение порогов аффективного и сенсорного комфорта (особая сенсорная ранимость по отношению к звуку, свету, запахам, прикосновениям), приводящие к длительной фиксации неприятных впечатлений, к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром (О.С. Никольская, К.С. Лебединская, Е.Р. Баенская , М.М. Либлинг и др.) … – это нарушение развития. Дефект в системе отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие (Темпл Грэндин ) … - это форма искаженного психического развития, при котором наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований (В.В. Лебединский) …- это неспецифические нарушения развития, характеризующиеся ранним (до 30 месяцев) проявлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией , причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевлённым предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций (DSM-III-R)
Частота встречаемости: 3-6 на 10 000 детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения, 21-26 на 10 000 детей – аутистические черты, у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Сочетание: аутизм и нарушения зрения – 1/5; аутизм и нарушения слуха – 1/4; аутизм и синдромальные состояния – 1/4. Интеллектуальные нарушения при аутизме: 60 % случаев наблюдается умственная отсталость, 20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР), 20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.
История изучения детей с проявлениями аутизма Термин «аутизм» (от греческого « autos » – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном Блёйлером в начале ХХ века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. Основоположник учения о раннем детском аутизме (РДА) американский психиатр Л. Каннер (1943 г.). Он выделил аутизм как отдельную проблему, как расстройство аффективного общения, появляющееся уже в раннем детском возрасте и описал первые клинические случаи. РДА также называю синдром Каннера .
Варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Х. Аспергером (1944 г.) и в отечественной дефектологии Мнухиным С.С. (1947 г.)
В 1978 году К.С. Лебединская создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы изучения и оказания помощи детям с аутизмом, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой особой линии развития, подходы к ее коррекции. В 1980 г. в Москве при РАО ИКП открыта лаборатория О.С. Никольской (которая функционирует под ее руководством до сих пор), где впервые применена педагогическая коррекция аутизма, разработана классификация РДА. В настоящее время лаборатория является одной из ведущих отечественных научно-исследовательских организаций, изучающих и разрабатывающих проблемы психолого-педагогического выявления и сопровождения детей с аутизмом
учитывая все особенности развития детей с РАС можно выделить их особые образовательные потребности (с учетом рекомендаций указанных в Проекте Специального Федерального Государственного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра) Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические
• в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению; • в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения; • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей; • в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений; • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; • в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; • в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности; • в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; • в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах; • в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции ; • в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом; • в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков; • в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям; • в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей; • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения; • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
Основные области деятельности специалистов сопровождения : /. Учитель-дефектолог : педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами. 2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики (в соответствии с уровнем квалификации целесообразно использование тренинговых , психокоррекционных и психотерапевтических форм работы ).
3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком. 4. Социальный педагог: объективное изучения условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
5. Воспитатель ( тьютор ): определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционых игр и т.д.). 6. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио - и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей.
7. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективный материал. 8 . Представитель администрации - руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Определение детей с аутизмом в общеобразовательные и специальные (коррекционные) организации образования - Показанием к определению детей с аутизмом в общеобразовательные организации (детские сады и школы) является детский аутизм легкой степени выраженности с достаточным уровнем умственного, речевого и социально-коммуникативного развития, не препятствующий усвоению общеобразовательной программы и выполнению общепринятых норм поведения в коллективе. Показания к определению детей с аутизмом в специальные (коррекционные) образовательные организации.
- В зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития дети с аутизмом могут получать образовательные услуги в различных видах организаций специального образования: в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) организациях образования для детей с задержкой психического развития; с нарушениями речи ; или с нарушением интеллекта (умственной отсталостью); дети с различной степенью выраженности аутизма, интеллектуальная недостаточность при котором может быть приравнена к тяжелой или глубокой умственной отсталости получают образовательные услуги в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах, организациях социальной защиты. - Противопоказаниями к определению детей с аутизмом в общие и специальные (коррекционные) организации образования являются: аутизм в рамках текущего ( процессуального ) психического заболевания ( шизофрении ), при котором наблюдаются тяжелые нервно-психические нарушения, психопатоподобные расстройства ; частые судорожные припадки.
Дети - аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, (отмена контрольной работы, или неожиданная интересная экскурсия.)
Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено. Например: «Через 5 минут мы заканчиваем занятие». Переход из одного места в другое должен быть последователен. Переходить надо, когда ребенок пресытиться контактом.
Методики, используемые для работы с аутистами 1. Трудотерапия 2. Физиотерапия 3. Логопедия 4. Дельфинотерапия 5. Иппотерапия 6. Арт-терапия 7. Песочная терапия 8. Диета 9. Психотерапия 10. Сенсорная интеграция
Некоторые Советы по организации обучения Адаптация к группе требует больше времени и специального обучения Обеспечение безопасной среды Использование плана дня, недели, месяца Нуждается в индивидуальной инструкции Введение сюжета в занятие Обучение от целого к частному Создание ощущения успеха Практическое использование освоенного материала Использование рисунков, схем, шаблонов Учитывать сенсорную гиперчувствительность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....
План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»
План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...
«Основные потребности дошкольника. Пирамида потребностей по Маслову».
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы. В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлет...
Особые образовательные потребности дошкольников с ОВЗ
Рамки действий по образованию детей с особыми образовательными потребностями...
Статья на тему "Особые образовательные потребности дошкольников"
Данная статья посвящена особым образовательным потребностям дошкольников. ...
Особые образовательные потребности дошкольников
Все чаще в дошкольных и школьных учреждениях нам встречаются дети, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы, так называемые “дети с особенностями в развитии”....