Рабочая программа кружка "Веселые ладошки"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие речевого аппарата у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_prohorchenko.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 г. Азова
Рабочая программа
дополнительного образования
познавательно-речевого развития
«Веселые ладошки»
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель: Прохорченко Е.В.
Пояснительная записка.
Актуальность.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский ”О воспитании”
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям.
Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи - застёгивать и расстегивать застёжки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.
Таким образом, главная же ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивается речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь
Кружок «Весёлые ладошки » направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Занятия в кружке «Весёлые ладошки» включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем.
Цель программы кружка «Весёлые ладошки».
Развитие у детей среднего дошкольного возраста такие психические процессы, как мелкую моторику рук, координацию движений, память, внимание, речь, мышление через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность (рисование).
Задачи кружка «Весёлые ладошки».
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение тактильного опыта детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе перцептивных действий и т.д.;
- совершенствование мелкой моторики рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических действий;
- стимулирование межанализаторного взаимодействия (рече двигательного, зрительно-двигательной координации и др.);
- развитие познавательных функций рук: координация движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);
- стимулирование речевой активности детей в процессе кружковой работы;
- стимулирование мыслительных операций в процессе актуализации знаний;
- развитие остальных познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать усидчивость, целенаправленность;
- воспитывать и развивать художественный вкус.
Расписание образовательной деятельности и режим работы.
Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.
Методы, используемые в работе кружка «Весёлые ладошки».
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы);
- наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
- практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры).
Форма проведения кружка «Весёлые ладошки».
Работа кружка «Весёлые ладошки» осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:
- пальчиковых игры;
- пальчиковых упражнений;
- самомассажа кистей рук;
- рисования;
- работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики.
Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).
- улучшение мелкой моторики рук;
- улучшение координации движений;
- динамика в развитии познавательных психических процессов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
Формы подведения итогов.
а) Диагностическое обследование педагогом-психологом детей
б) выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
в) создание памятки по развитию мелкой моторики - «домашнее задание» для родителей воспитанников.
Перспективный план работы кружка «Весёлые ладошки»:
Месяц | Тема | Количество занятий | |
практика | теория | ||
сентябрь | «Веселые пальчики» | 3 | 1 |
октябрь | «Замочки» | 4 | - |
ноябрь | «Мир фантазий» | 4 | - |
декабрь | «Зимние праздники» | 4 | - |
январь | «Удивительный мир» | 4 | - |
февраль | «Мама, папа я – дружная семья» | 4 | - |
март | «Все для мамы» | 4 | - |
апрель | «Наш дом» | 4 | - |
май | «До свидания весна – здравствуй лето» | 4 | - |
Перспективный план дополнительной программы познавательно-речевого развития «Веселые ладошки»
Цель: повышение уровня речевого и интеллектуального развития ребенка через регулярные занятия по развитию мелкой моторики.
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цели занятия | Игра |
Сентябрь | 1. | Пальчиковая игра «Шалуны» | Помочь детям получить разнообразные сенсорные впечатления, развивать внимательность и способность сосредотачиваться. Формировать добрые взаимоотношения между детьми. | Игра "Угадай-ка для малышей" |
2. | Пальчиковая игра «Гости» | Формировать чувство уверенности ребенка в игре, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. | Игра "Ножницы" | |
3. | Пальчиковая игра «Горшок» | Способствовать развитию мелкой моторики рук, путем самомассажа ладошек. Формировать добрые взаимоотношения между детьми. | Игра "Маленький аптекарь" | |
4. | Игра «Бусы». | Учить детей нанизывать крупные бусины на леску, чередуя светлые и тёмные. Развивать координацию движений и элементарную ловкость пальцев рук. Воспитывать усидчивость и терпение. | ||
Октябрь | 1. | Конструирование «Замок» | Учить детей строить замки из кубиков. Развивать творческие способности. | |
2. | Лепка «Гусеничка на листочке» | Закреплять умение детей раскатывать пластилин колбаской. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать самостоятельность. | ||
3. | Пальчиковая гимнастика «Замок» | Оказывать тонизирующее действие. Формировать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь. | ||
4. | Пальчиковая гимнастика «Лягушка» | Учить детей изменять положение кистей рук под счёт. Формировать чувство ритма. Воспитывать желание играть с пальчиками. | ||
Ноябрь. | 1. | Аппликация «Флажки на ниточке» | Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать чувство ритма и чувство цвета. | Д/и «Длинное - короткое» |
2. | Лепка «Овощи» | Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы. Развивать инициативу самостоятельность и творческие способности детей. | ||
3. | Пальчиковая гимнастика «Пальчик, где ты был?» | Учить детей соотносить слова с действиями пальцев рук. Развивать речь. Формировать интерес к пальчиковой гимнастике. | ||
4. | Конструирование «Построим дорожку для нашей матрешки» | Учить детей строить дорожку разной длины, развивать мелкую моторику, мышление, речь. | П/и «Найди свой домик!» | |
Декабрь. | 1. | Лепка «Испечем крендельки» | Продолжать учить раскатывать пластилин между ладошек, развивать мелкую моторику. | С/р игра «Накормим куклу» |
2. | Рисование. «Зажигаем огоньки» | Учить наносить яркие мазки пальчиком на темный фон. | Игра «Цветные капли» | |
3. | Аппликация «Снег – снежок» | Учить детей пальчиком наклеивать кружочки цветной бумаги на тонированную бумагу. | Игра «Найди сюрприз» | |
4. | Аппликация. «Новогодняя открытка» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. | П/и «Кот, мыши и домик» | |
Январь. | 1. | Игра «Кляксы» | Предложить детям рисовать пальцами всё что захочется. Способствовать расслаблению, снятию напряжения с пальцев рук, эмоциональной разрядке. | |
2. | Лепка «Яблоки на подносе» | Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Развивать ловкость движений пальцев рук. | ||
3. | Игра «Мяч не теряй» | Учить детей правильно бросать, ловить и играть с мячом. Развивать координацию движений пальцев рук. Формировать интерес к играм с мячом. | Д/и "Волшебный сундучок" | |
4. | Игровая ситуация «Помоги Золушке» | Учить разбирать семена гороха и фасоли, сортировать их в разные емкости, развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать усидчивость и терпение. | Игра "Соберем все бусинки" | |
Февраль. | 1. | Рисование ладошками «Красивая птичка» | Учить делать отпечатки ладошкой, дорисовывать пальчиком детали, развивать мелкую моторику. | Игра "Посыпаем дорожки" |
2. | Игровая ситуация «Кто скорее соберет» | Развивать быстроту и точность движений пальцев рук. Воспитывать целеустремленность. | Д/и "В русской избе" | |
3. | Конструирование «Подарок папе» | Развивать ловкость пальцев рук, художественный вкус, творческие способности | Повторение знакомых потешек с движением | |
4. | Пальчиковая гимнастика «У меня дом большой» | Предупреждать утомляемость пальцев рук. Развивать умение использовать мнемонические приемы для запоминания текста. Вызвать интерес к пальчиковым играм. | Игра "Взбиваем крем" | |
Март. | 1. | Рисование «Козленочек» | Учить рисовать животных на 4 ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Развивать точность движений пальцев рук. | Игра "Не просыпь и не пролей" |
2. | Аппликация «Цветок в подарок маме» | Учить сминать салфетки и наклеивать их на бумагу, составляя композицию. Развивать творчество, воображение. | Пальчиковая игра «Пальчики» | |
3. | Игра «Чудесный мешочек» | Учить детей искать на ощупь в мешочке фигуру, или игрушку, названную ведущим. Развивать тактильный анализатор. | ||
4. | Пальчиковая гимнастика. «Кот сибирский». | Закреплять умение детей сочетать движения пальцев рук со словами взрослого. Развивать мелкую моторику. Формировать любознательность. | ||
Апрель. | 1. | Конструирование «Домик для куклы» | Учить детей строить домики для кукол, учитывая их размер. Развивать координацию движений пальцев рук. | Игра "Разноцветные прищепки" |
2. | Лепка «Посуда для кукол» | Закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. | Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» | |
3. | Рисование пальчиками «Цветущий луг» | Продолжать учить детей наносить тычки пальцами, развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к прекрасному. | Игра "Перекладываем лопаткой пирожные" | |
4. | Игровая ситуация «Помоги мышам доехать до дома» | Учить детей «проезжать» карандашом, не отрывая руки, по изгибам дорожек. Развивать точность движений пальцев рук. Формировать сосредоточенность и внимательность. | Д/и «Какие бывают фигуры» | |
Май. | 1. | Уроки самомассажа | Учить детей делать самомассаж путем протирания и придавливания пальцев. Развивать тактильную чувствительность. | Игра "Чей домик?" |
2. | Лепка «Испечем оладушки» | Закреплять умение детей сплющивать пластилин между ладошек, создавая оладушки. Развивать активность, самостоятельность, творческие способности. | Пальчиковая игра «Белочка» | |
3. | Рисование пальчиками «Здравствуй, лето!» | Развивать самостоятельность, творчество. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. | Игра "Собираем грибы в лесу" | |
4. | Шнуровка | Учить детей выполнять простые виды шнуровки. Развивать способность координировать свои движения. Воспитывать усидчивость и терпение. | Игра "Зашнуруй ботинок" |
Литература
- «Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Для детей 5 лет. Часть 2. Солнечные ступеньки», - Киров: «Кировская областная типография», - 2013 г.;
- Александрова З.Н. «Стихи», - М.: «Эксмо», - 2009 г.;
- Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», - М.: «Фламинго», - 2010 г.;
- Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», - 1973 г.;
- Люшин Г.И. «Росинка: стихи», - М.: «Сов. Россия», - 1989 г.;
- Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», - Волгоград: «Корифей», - 2010 г.;
- Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», - СПб.: «Детство-пресс», - 2013 г.;
- Сухомлинский В.А. «О воспитании», - М.: издательство политической литературы, - 1973 г.;
- Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 - 7 лет», - М.: «Мозаика-синтез», - 2012 г.;
- Чернорицкая О. «Ботинок», - М.: «Дрофа», - 2006 г.;
Интернет-ресурсы:
- Пальчиковая гимнастика «В лесу». Логознайка. http://lomakina- logo.blogspot.ru/2011/12/blog-post 8722.html ;
- Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po- leksicheskoi-teme-domashme-zhivotnye-1 ;
- Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Сайт Елькиной Анджелы Валентиновны. http://www.2099.ru/2013/03/23/kartoteka- palchikovojj-gimnastiki-po-leksicheskim-temam/ ;
- Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые ладошки». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет - проект. http://www.maaam.ru/ detskijsad/kruzhok-po-razvitiyu-melkoi-motoriki- veselye-ladoshki-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html ;
- Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет- проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po- teme-vesna.html ;
- Стихи о профессиях. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя.
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14 1 2.htm#Продавец ;
Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Сайт Семёновой Татьяны Г еннадьевны - учителя-логопеда. http://zvukarik.ucoz.ru/load/nasekomye/1-1-0-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...
Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа в средней группе "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...