РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы |
2. | Пояснительная записка |
3. | Учебно-тематический план |
4. | Содержание изучаемого курса |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
6. | Список литературы |
7 | Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) |
Руководитель программы | Белова Наталья Александровна воспитатель I кв. категории |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 79» |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, ул. Пушкина, д.6 |
Цель программы | Формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. |
Направленность программы | Художественно-эстетическая направленность |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Модифицированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. - Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. - Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. - Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков средствами различных техник рисования.
2. Новизна программы.
Изучив теоретический и методический материал по нетрадиционному рисованию, был сделан вывод о том, что необходимо изучить методики рисования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала.
3. Актуальность программы.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и умением отображать их в своих работах. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
На занятиях по рисованию закрепляются основные сенсорные представления (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу « Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?». Ребенок, который уже много рисовал, знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью – это быстрее. А тонкой - удобней рисовать мелкие детали – глаза, нос, рот и т.д. Чем не дидактическая игра?
4. Отличительные особенности программы.
Программа разработана с учетом технологии «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия носят творческий характер.
6. Цель программы.
Целью программы является формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
7. Задачи программы.
На этапе 4 - 5 лет происходят следующие изменения:
- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
- обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
1. Образовательные (обучающие):
- сформировать умения и навыки цветоразличия в нетрадиционных техниках рисования для осуществления изобразительной деятельности;
- сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;
- сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
2. Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;
- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;
- развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами.
3. Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к окружающей действительности;
- формировать стремление использовать разные способы обследования предметов;
- формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности.
8. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 4 до 5 лет.
9. Сроки реализации.
Программа реализуется в течение 1 года.
10. Формы и режим занятий.
Непосредственная образовательная деятельность (в форме экскурсий, индивидуальных и подгрупповых занятий по созданию эскизов с натуры, создание композиций и реализации замысла по созданию картины) проводится во второй половине дня один раз в месяц фронтально, в индивидуальной работе с детьми в режимных момента и в семье.
Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Цветные ладошки» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – 20 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
12. Форма подведения итогов.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
Список детей, посещающих кружок «Цветные ладошки»
1. Авязова Камила
2. Артюхина Валерия
3. Бозунов Рома
4. Беськаева Лена
5. Бычкова Вероника
6. Лаврова Вика
7. Максимова Мирослава
8. Панкрашкина Алина
9. Чуватов Артем
10. Шаляев Никита
11. Шерипбаев Артем
12. Юткин Саша
График работы кружка «Цветные ладошки»
Вторник 15:30 – 15:50
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | «Золотая осень». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2 | «Красивый букет» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
3 | «Разноцветные бабочки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
4 | «Осенние листочки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5 | «Ежик» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6 | «Черепашка». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7 | «Мышка». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8 | « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9 | «Снежная семья». | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10 | «Снежная семья». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
11 | «Елочка» (продолжение). | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12 | «Ёлочка пушистая, нарядная». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
13 | «Узоры на окнах». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14 | «Мои рукавички». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15 | «Снеговичок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16 | «Дед Мороз». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17 | «Мое любимое дерево». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18 | «Зимний пейзаж». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19 | «На что похоже?» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20 | «Подарок папе». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21 | «Букет для мамы». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22 | «Какого цвета весна». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23 | «Берег реки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24 | «Волшебная страна – подводное царство». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25 | «Звездное небо». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | «Пасхальное яйцо» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27 | «Расцвели одуванчики». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28 | «Хмурый день». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29 | Диагностика. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30 | «Букет к 9 мая». | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31 | «Букет к 9 мая». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
32 | «Цветочная поляна». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Итого: 32 занятия |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных. Также занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Социально-коммуникативное развитие». Совместная творческая деятельность развивает умение взаимодействовать с окружающим социумом, подчиняться общим правилам поведения.
«Музыка». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
- Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//Дошкольное воспитание. - 2005. - №9.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
- Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
- Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.
- Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во МПИ,1991.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное рчество. - М.:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986.
- Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
- Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
- Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
- Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
- Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
- Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск: РИФплюс, 1997.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
Список литературы для детей
1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
8. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
11. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
12. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Цветные ладошки»
Тема | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Октябрь | |||
1 «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3 «Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
4 «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
Ноябрь | |||
1 «Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти |
2 «Черепашка». | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. |
3 «Мышка». | Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
4 « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
Декабрь | |||
1 «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Снежная семья». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3 «Елочка» (продолжение). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4 «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
Январь | |||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
3 «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
4 «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
Февраль | |||
1 «Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
2 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
4 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
Март | |||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 «Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4 «Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
Апрель | |||
1 «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2 «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. |
3 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
4 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
Май | |||
1 | |||
2 «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
3 «Букет к 9 мая». | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. |
4 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Разноцветные ладошки"
Рабочая программа для детей младшей группы " Разноцветные ладошки"...
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...