Семинар-практикум
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике
"Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей" Доклад на тему "Техники и методы проведения развивающих сказкотерапевтических занятий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Бусинка»
Семинар - практикум на тему:
«Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей»
Доклад на тему:
«Техники и методы проведения развивающих сказкотерапевтических занятий»
Подготовила воспитатель
Немытова Е.В.
Провела 16.03.2017г.
Химки 2017г.
Содержание и методы сказкотерапевтической работы с дошкольниками.
Содержание работы по сказкам.
В содержание работы я включала сказки, которые акцентируются на различных нравственных качествах. Например:
- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);
- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);
- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);
- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);
- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»);
Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.
Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»);сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.
Зачастую, основная мысль выражается в пословицах и поговорках:
- «Слезами горю не поможешь» (сказка «Гуси-Лебеди»);
- «В тесноте, да не в обиде» (сказка «Рукавичка»);
- «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (сказка «Жихарка»);
- «Мягко стелет, да жестко спать» (сказка «Лиса и козел»);
- «Мир не без добрых людей» (сказка «Морозко»);
- «Жадность не доводит до добра» (сказка «Два жадных мед-вежонка»);
- «Там где дружат – живут, не тужат» (сказка «Зимовье»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (сказка «Лисичка со ска-лочкой»);
- «При солнышке тепло, а при матери добро» (сказка «Крошечка-Хаврошечка»).
На занятиях в старших группах вместе с детьми обязательно разбираются пословицы, обсуждается смысл каждой из них, выясняется их происхождение, а потом вместе с детьми обговариваются такие ситуации из жизни, для которых бы подходила данная пословица.
Методы работы по сказкотерапии.
Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитатель – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.
Методы работы.
1. Самым известным, часто используемым, любимым и наиболее распространённым методом является чтение. Только не думайте, что прочитав ребенку сказку, Вы сразу же скорректируете проблемы в его поведении или развитии! Просто прочитать сказку недостаточно. Необходима серьезная предварительная работа взрослого:
- определите, насколько выбранная Вами сказка подходит малышу по возрасту и уровню развития;
- понаблюдайте за ребенком и проанализируйте возможности выбранной Вами сказки в коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т.п.);
- подготовьте список вопросов, которые Вы обсудите с ребенком после прочтения сказки; выделите проблемные моменты, которые потом обсудите с ребенком; сформулируйте выводы, к которым будете подводить ребенка после прочтения.
Вариации прочтения сказки могут быть самыми разнообразными. Вовсе необязательно читать ребенку всю сказку сразу целиком. Вы можете дочитать до кульминационного момента и попросить ребенка самому придумать продолжение, поставив себя на место какого-либо героя или автора.
2. Можно начать работу не с чтения, а с совместного рассматривания картинок, которыми обычно обильно сопровождаются произведения для детей. При таком подходе путь познания ребенка будет лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту. Тогда и взрослому, и ребенку будет легко, поскольку в этом случае мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка. Итак, правило для данного варианта работы: не начинаем читать детям, не задаем им вопросов, пока вместе не насмотримся на рисунки и не поделимся друг с другом впечатлениями о них.
Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.
Кроме того, в процессе индивидуальной работы эффективно использовать паузы, смену интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана воспитателем, то введение собственного имени ребенка или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.
РАБОТА В ГРУППЕ
Включает:
Прослушивание сказок и анализ (интерпретация).
Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.
Работу целесообразно проводить по следующим методикам:
1. Рассказ о сказочных героях.
В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
2. Пересказ сказки.
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочетает избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.
3. Рассказ сказки по кругу.
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,
При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.
4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.
5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.
Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?
В детской сказке по мотивам сказки Ш.Перро "Золушка", мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.
6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а "трусливый" лев ничего не боятся.
7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали.
8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.
9. Создание собственной сказки.
Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых.
Детям младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Детишкам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно.
Кроме того, данный способ еще является своеобразной диагностикой особенностей развития и психологического самочувствия ребенка. Сочиненная ребенком сказка может показать его душевное состояние, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.
Таким образом, сказкотерапия для детей дошкольного возраста представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Что немаловажно, для занятий сказкотерапией вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.
Принципы, этапы и структура сказкотерапевтического занятия
1.Принципы работы.
Каждый педагог, воспитатель, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками
Принцип | Основной акцент | Комментарий |
Осознанность | Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? | Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. |
Множественность | Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. | Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе. |
Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок | Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
2. Этапы работы по сказкотерапии.
Работа по сказкотерапии в разных возрастных группах проводиться по-разному. В системе работы по сказкотерапии выделяют три этапа. В работе с дошкольниками в ДОУ каждый этап – это одно занятие.
Этап | цели | Содержание этапа |
1 | 2 | 3 |
1.Познавательно-аффективная ориентировка | Осмысление сюжетов сказки с помощью язоковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимеке и движениях сказочного образа. | Знакомство со сказкой. Беседа по сказке. Словесные дидактические игры, пересказывание (мл.возраст – пересказ по кругу; ст. возр. – пересказывание). Игровые психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
2.Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. | Овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений, выполнении выразительных движений. | Словесное комментирование (мл. возраст – рассказ о сказочных героях, сказка «наизнанку», создание собственной сказки; в старших возрастах – рассказ от лица различных персонажей, калькирование, создание собственной сказки); - дидактические, пантомимические, ритмические, музыкальные загадки; - упражнения на релаксацию (иллюстрирование сказки). |
3. Выражение замещающей потребности | Приведение в равновесие эмоциональногоповедения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх фантазиях по сказке. | Младший возраст – совместная словесная импровизация (совместная театрализация); Старший возраст – театрализация, словесное рисование; - пантомимические упражнения. |
3. Структура сказкотерапевтического занятия.
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1 | 2 | 3 |
1.Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. | Воспитатель сообщает название сказки, автора, пословицу. |
2. Расширение (представление новой сказки) Основная часть. | Расширить представление ребенка, о чем-либо. | Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Беседа по сказке. |
3. Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. | Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. |
5. Интеграция. | Связать новый опыт с реальной жизнью | Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня. |
6.Резюмирование Подведение итога занятия. | Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. | Воспитатель подводит итоги занятия. Спрашивает понравилось ли им занятие и что именно, отмечает отдельных детей за их заслуги, проговаривает (мл. возраст) или спрашивает (ст. возраст) конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...