Аналитическая справка
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ягодкина Юлия Николаевна

Отчет по мониторингу достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка »

Аналитическая справка

по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда

старшей логопедической группы  

Ягодкиной Юлии Николаевны

за 2018 – 2019 уч. год

        

Талдом

2019 г.

Структура аналитической справки.

1.  Отчет по мониторингу достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы дошкольного образования.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2. Приложения.

  1. Отчет по мониторингу достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей  программы дошкольного образования.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май).

Учебный год

Количество,

соотношение мальчиков и девочек

2018г.-2019г.

Всего:

14

девочек  

4

мальчиков

10

Объект мониторинга:

- дети (возраст) 5-6 лет

II  группа здоровья – 11 человек,

III  группа здоровья – 3 ребенка

Направление  мониторинга за анализируемый период:

- мониторинг коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, 3 уровень.

Цель мониторинга:

- оценка степени продвижения дошкольника в образовательной программе;

- определение индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки дифференцированного подхода, подбора форм организации, методов и приёмов образовательной работы.

Задачи мониторинга:

1) индивидуализации образования:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период;

2) оптимизации работы с группой детей.

Инструментарий для мониторинга:

  •  «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А.Безрукова, О.Н. Каленкова ( программа для ЭВМ)
  • протокол обследования ребенка (речевая карта), позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

•        сформированность лексической системности;

•        сформированность грамматической компетенции;

•        сформированность фонологической компетенции.

  • Психологическая база речи (оперативная и долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С ... или уровень 1; 2; 3... и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка.

Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

В итоге проведения диагностической процедуры складывается целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Методы мониторинга:

• систематические наблюдения за деятельностью ребенка

• получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации

• индивидуальная беседа с ребенком.

        Критерии оценки. Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются  задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как: 

  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слов;
  • сформированность лексической системности;
  • сформированность грамматической компетенции;
  • сформированность фонологической компетенции;
  • психологическая база речи (оперативная и долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом. 


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Динамика речевого развития детей.

Количественный и качественный анализ результатов логопедической коррекции показал положительную динамику речевого развития каждого ребенка.

Сводная таблица результатов тестирования отображает насколько процентов усвоена коррекционно-развивающая программа в старшей логопедической группе за данный учебный год.

Параметры оценки

Максимальное количество баллов

Количество баллов выполнено

Количество баллов выполнено в %

начало

конец

Состояние лексикона (объем словарного запаса и его системная организация)

129

47,5

88,3

68,4

Грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения)

61

36,6

44

72,26

Фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза)

46

18,3

34

73,9

Психологическая база речи

103

49,7

72,9

70,8

Итого

339

152,1

239

       70,5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Вывод. Мониторинг освоения детьми коррекционно-образовательной программы показал следующие результаты.

Анализ качества освоения компонентов языковой системы воспитанниками по разделам позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок.

  • Наиболее высокие результаты у воспитанников по разделам:

«Фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза) » - усвоена детьми на 73,9%;

«Грамматическая компетенция» - усвоена на 72,26%;

«Звукопроизношение» - 35,7% (5детей) с высоким уровнем развития данного компонента, все звуки поставлены и автоматизированы, 50% (7 детей) – осталось поставить и автоматизировать по одному звуку, 14,29% (2 детей) – 2-3 звука не поставлены, так как часто болеют и не всегда выполняют задания логопеда с родителями.

  • Наиболее низкие результаты по разделам:

«Состояние лексикона» - у детей средний уровень словарного запаса.

Таким образом, итоги мониторинга помогут определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития, наметить план индивидуальной работы с детьми и группы в целом по тем разделам языковой системы, по которым показатель уровня развития находится на низкой отметке.

Анализ речевого развития воспитанников группы показывают позитивную динамику. Данная положительная динамика объясняется тем, что содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с общим недоразвитием речи (ОНР), которая осуществляется при тесном сотрудничестве воспитателей, специалистов и родителей с использованием приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Рекомендации.

  1. Результаты мониторинга учитывать при планировании коррекционно-образовательной работы.
  2. Осуществлять дифференцированный подход  к детям при организации коррекционно-образовательной работы с детьми, продолжать целенаправленную работу по освоению детьми образовательных областей Программы;
  3. Необходимо и далее закреплять навыки правильного звукопроизношения, автоматизировать поставленные звуки, вводить их в речь. Если звуки у ребенка поставлены, важно воспитывать у него критическое отношение к своей речи, требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.
  4. Направить работу на повышение уровня развития детей в следующих направлениях: «Связная речь», «Грамматика», «Фонематический слух».

Справка заслушана на педагогическом совете МДОУ ДСКВ №2 «Ромашка»  (Протокол №        от                     )        

Заведующий /______________________/ Ф.И.О.

  1. Приложения.

Работа с детьми

В целях реализации основных коррекционных задач проводились еженедельно 3 фронтальных занятия в неделю. На занятиях решались вопросы по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа, развитию лексико-грамматических представлений, связной речи, развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, ориентировки на листе.

Коррекция дефектов речи детей проводилась на индивидуальных занятиях – 2 – 4 занятия в неделю с каждым ребенком.

Работа с родителями

В сентябре провела индивидуальные встречи с родителями с целью подробного информирования о результатах логопедического обследования, знакомства с личным делом ребенка, задачами индивидуальной коррекционной работы на текущий год.

Участвовала в подготовке и проведении родительских собраний: «Цели и задачи речевой группы», «Связная речь — главный показатель уровня развития детской речи», «Итоги работы по исправлению звукопроизношения за истекший период»

Подготовила и провела консультации для родителей на тему: «Как заниматься по индивидуальным тетрадям с ребенком дома» – практикум, «Развитие самоконтроля за речью у детей», «Необходимость летних занятий с ребенком».

Родители посещали индивидуальные логопедические занятия. Проводила открытые фронтальные занятия для родителей.

Подготовлены папки-передвижки для родителей: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения», «О чем говорить с ребенком в семье», «Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей», «Роль компьютерных игр в развитии речи ребенка». Раз в два месяца обновляла материал папок-передвижек, статей в «Уголке логопеда».

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от тесного взаимодействия логопеда и воспитателя, поэтому работа велась в тесном контакте с воспитателями группы: совместно проводили обследование, посещала занятия воспитателей с последующим обсуждением, систематически информировала воспитателей группы об успехах детей, о задачах ежедневных вечерних занятий. В целях преемственности в работе согласовывали перспективные и календарные планы.

Ежемесячно проводились консультации для воспитателей группы:

•        «Формирование грамматического строя речи. Речевые игры»

•        «Нарушение звукопроизношения детей группы. Особенности проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений»

•        «Использование приемов самомассажа в логопедической группе»

•        «Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова»

•        «Оптимизация работы по развитию фонематических процессов у детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...