Методические разработки
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Перечень опубликованных методических разработок:
2018 г. - публикация во Всероссийском СМИ первого Регионального конкурса для детей и педагогов «Моя Югра» конспекта КРД по обучению грамоте «Скоро в школу» г. Нижневартовск (Свидетельство СМИ);
2018г. публикация на сайте международного образовательного портала МААМ семинара-практикума для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста» (Свидетельство СМИ);
2018 г. - публикация на сайте международного образовательного портала МААМ тренинга для родителей на тему «Мы против жестокого обращения с ребенком» (Свидетельство СМИ);
2017 г. - публикация в Международном образовательном портале Maam.ru конспекта коррекционно-развивающей деятельности на тему «Наши эмоции» (Свидетельство СМИ);
2017 г. - публикация в Международном образовательном портале Maam.ru работы дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности и платной образовательной услуги «Групповое занятие по коррекции речевых нарушений», февраль (Свидетельство СМИ);
2017 г. - публикация в Международном образовательном портале MAAM.RU работы «Перспективный план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ» (Свидетельство СМИ);
2016 г. - публикация материала во Всероссийском СМИ «Время Знаний» на тему «Основные направления психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ» (Свидетельство СМИ);
2016 г. - публикация материала во Всероссийском СМИ «Время Знаний» программа по предшкольной подготовке «Будущий первоклассник» декабрь (Свидетельство СМИ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kolybelnye_pesni_baybulatova_a.n.docx | 31.24 КБ |
seminar_praktikum_motorika_baybulatova.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное
развитие ребенка раннего возраста»
разработала учитель дефектолог
МБДОУ «ДС «НЕПОСЕДЫ» г. Муравленко
Байбулатова Анфиса Нурисламовна
Цель: Формирование у родителей понимания значимости использования колыбельной песни в психоэмоциональном развитии и профилактики речевых нарушений детей.
Задачи:
- Роль колыбельной песни в развитии детей раннего возраста
- Пробуждение интереса и желания родителей к пению колыбельных песен детям.
- Дать представления о взаимосвязи колыбельной песни и психоэмоционального развития ребенка
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей посредством использования колыбельных песен.
Ответственные: Хомутская В.В. музыкальный руководитель, Хисматуллина З.Х. учитель-логопед, Байбулатова А.Н. учитель-дефектолог.
Участники: родители групп раннего возраста «Чебурашки», «Кнопочки», «Малыши», «Лучики».
В.В. Хомутская, музыкальный руководитель:
(Слайд 1,2)
Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Он быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать лаской. Именно ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире.
(Слайд 3-8)
Немного из истории «Отчего же песню назвали колыбельной?»
Сначала разберемся с термином «колыбель» и используем «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.
В старину колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил! Наши предки считали, что явившийся из небытия младенец еще не до конца принадлежит миру живых, так как одержим духом того мира, откуда пришел. И лишь после изгнания злого духа из малыша можно было бы «лепить» настоящего человека. В момент засыпания и сна коварные духи, обретающие в это время власть над душой человека, могли вернуться в его тело и окончательно утащить в потусторонний мир.
Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, – она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий.
(Слайд 9-14)
А.Н. Байбулатова, учитель-дефектолог:
«Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою...» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа — матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.
В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели — первому собственному месту ребенка в этом мире.
Висит колыбель на высоком крюку.
Крюк золотой,ремни бархатные,
Колечки витые,крюки золотые.
В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»:
Баю, баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И потащит в лесок,
И положит под кусток.
Колыбельные песни слушают не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имеют самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через «край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.
Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.
Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
Но самое важное в колыбель ной песне — это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо — ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!
А как важна привычка постоянного общения с матерью!
Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе, И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.
(Слайд 15-18)
З.Х. Хисматуллина, учитель-логопед:
Речь – чудесный божий дар – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.
Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В самом раннем возрасте речь становится основным средством общения. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, и он может вырасти замкнутым, робким и с множественными нарушениями всех ее компонентов. Поэтому, чтобы избежать таких проблем в старшем дошкольном возрасте и в последующей жизни ребенка, необходимо своевременно и непринужденно начать развитие речи с первых дней. Научно доказано то, что наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства малого фольклора.
Родившись, ребенок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребенок чувствует тепло маминых рук; видит улыбку; слышит ее сердцебиение, голос. Ведь так важно, чтобы мама уделяла как можно больше внимания своему малышу. Каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолком подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества – изобилие слов-признаков предметов, образных сведений, множество синонимов, антонимов. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется колыбельная. Позже появляются слова. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребенка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много раз слышит свое имя) способствует осознанию ребенком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.
Колыбельная песня как форма народного поэтического творчества содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», акцентируя в своей речи гласные. Такая манера пения позволяет малышу хорошо развиваться. Формирует фонематическое восприятие, то есть выделение в речевом потоке отдельных звуков речи.
Звук [а] (баю-ба-а-ай) и звук [у] (баюу-у-ушки-баюу-у-у) – одни из самых древних звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями младенцев как раз и появляются «уа» и «ау». Поэтому эти гласные как нельзя лучше соответствуют природе развития, физиологии младенца.
Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому способствует манера пения с протягиванием гласных звуков.
В колыбельных для малышей часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шшш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюшки».
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Колыбельные песни – это особый мир детства. В течение многого времени приговорки, сказки, загадки, потешки, считалки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их старинные фольклорные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.
Замечательно, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни: с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушками, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и в тоже время развивают нравственно, физически и духовно.
Игра «Это мой дом»
(Если жилище птиц, зверей, насекомых названо правильно, то поднимаем руки «домиком» над головой, если нет – хлопаем в ладоши)
У насекомых, птиц, зверей –
Так же как и у людей, -
Есть различные дома,
Их вам перечислю я.
Вы внимательно следите
И ошибки все найдите:
В хатке бобр проживает,
В будке ежик отдыхает,
Свили ласточки гнездо,
С дуплом белке повезло.
Логово – для волка дом,
Норка выбрана котом,
В улей птицы несут мед,
В ракушках страусы живут,
Скворечник домик для скворца,
Берлогу выбрала овца.
Аквариум - дом для зайчат,
А щели насекомых защитят.
Мы с вами поиграем и потом
К себе в пещеру весело пойдем.
Очень жаль, что колыбельные песни утеряли свою значимость в нашем мире сверхзвуковых скоростей, сложной техники. Немногие современные мамы прибегают к замечательному опыту наших предков. Но я думаю, со временем все вернется, только надо вспомнить, подсказать, научить.
(Слайд 19-21)
Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья, это первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запомнить слова, их значения, порядок слов в предложении. И еще большую роль играет ритмичность произносимых слов. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворенными и защищенными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, дает ей возможность расслабиться, дает возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.
Чтобы ваш малыш быстрее засыпал, пойте ему детские колыбельные песни. Следует также отметить, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остается в памяти на всю жизнь. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте. Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал еще находясь в утробе, - мамин голос. В любом случае все первые годы жизни малыша ему нужна именно мамины колыбельная.
Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек:
- повторять одну и туже колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснет;
- петь в спокойном темпе, растягивая гласные;
- гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать кроватку в ритм песни;
- петь без напряжения голоса, ласково, нежно.
- Вот несколько примеров колыбельных песен. Они всем знакомы, всегда на слуху, такие родные, пришедшие из мира детства.
Поют под музыку под руководством музыкального руководителя (сборник колыбельных песен на слайдах).
Колыбельная
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай — Баю — бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
Текст колыбельной песни «Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.
Дитя появляется на свет из утробы матери, мама для ребенка – весь мир, и если мамин голос откроет ему «большой мир» через колыбельные, это поможет ему сохранить мир с собой на всю жизнь. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи».
Разработала семинар-практикум: учитель-дефектолог Байбулатова Анфиса Нурисламовна.
Подготовили и провели:
Учитель-дефектолог Байбулатова Анфиса Нурисламовна.
Учитель-логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна.
Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук и речи у детей логопедических групп.
Задачи:
1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования связной речи с движением рук.
2. Показать значение развития ручной моторики для подготовки руки к письму.
3. Показать многообразие приемов для развития мелкой моторики рук и речи в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
4. Дать практические рекомендации по использованию различных приемов массажа и самомассажа с применением шаров Су-джок терапии.
5. Познакомить с приемами развития ручной моторики в домашних условиях.
(Выступление одного из родителей, поделиться опытом и знаниями как в домашних условиях на ходу, делая что-то по дому, можно развивать общую, мелкую моторику своего ребенка).
Т.е. это может быть: помощь при уборке квартиры (уборка своих игрушек), сортировке продуктов, перебирание крупы, лепки теста, и т.д.
Дефектолог Байбулатовой А.Н.
Уважаемые родители! Сегодня мы познакомим вас с многообразием способов развития мелкой моторики и речи у детей логопедических групп возраста 5-7 лет. (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 1)
Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной, костной (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 2)
Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Как показывает практика за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.
Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер.
К биологическим причинам относятся:
• Острые и хронические заболевания матери во время беременности;
• наследственные заболевания;
• аллергия матери во время беременности;
• токсикоз беременности;
• иммунологическая несовместимость крови плода и матери;
• гипоксия плода;
• родовые травмы.
К социально-психологическим причинам относятся:
• двуязычие в семье;
• гиперопека;
• неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи;
• ограниченное общение родителей с ребенком (родители мало говорят с детьми, дети и сами мало говорят, потому что большую часть времени дома проводят за компьютером и телевизором). Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (например, обувь застегивается при помощи липучек, вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания и т. д.)
Тест на определение уровня развития мелкой моторики ребенка.
Дефектолог. Уважаемые родители, вот такой маленький тест на определение уровня развития мелкой моторики своего ребенка вы можете провести дома. Детям необходимо дать в руки карандаш и листы с заданиями «Лабиринт», «Штриховка». Обращаем внимание на то, как держит карандаш ваш ребенок (захват, крепко ли он удерживает карандаш и как долго может работать).
Эти два небольших задания помогут вам оценить уровень развития мелкой моторики руки ребенка:
- «Лабиринт» - необходимо без помощи взрослого, не выводя карандаш за пределы обозначенных полей пройти весь путь лабиринта?
- «Штриховка» - необходимо без помощи взрослого аккуратно заштриховать квадраты на листочке (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 3)
Дефектолог. Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Зачем же надо развивать мелкую моторику?
• развитие мелкой моторики ребенка, тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка;
• высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе;
• мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи и пространственных представлений. (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 4)
Дефектолог. А сейчас мы предлагаем посмотреть видео интервью учителя начальных классов МБОУ школы № 2 г. Муравленко Борисенко Т.Ф. Чтобы узнать с какими проблемами наши дети сталкиваются в начальном этапе обучения в школе и какими умениями должен обладать ребенок-первоклассник? (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 5)
Просмотр видео интервью.
Вопросы для видео интервью дефектолога к учителю начальных классов Борисенко Т.Ф.
- Расскажите, пожалуйста, с какими речевыми умениями должен обладать ребенок-первоклассник?
- Какие основные проблемы возникают при обучении у будущих первоклассников?
- Какие проблемы возникают у детей с недостаточным развитием мелкой моторики?
- Что должны делать родители для развития мелкой моторики у будущих первоклассников?
Основные проблемы, которые испытывает первоклассник на начальном этапе обучения в школе:
- это когда ребенок слабо держит ручку;
- быстро утомляется;
- не успевает за темпом работы класса;
- расстраивается, теряет интерес к учебе (испытывает нежелание ходить в школу).
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 6)
Рекомендации учителя начальных классов Борисенко Т.Ф.
Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно-логическое мышление.
Помнить! Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствии чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе. (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 7)
Дефектолог. Уважаемые родители, мы с вами убедились в том, что развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи. Развитие речи включает в себя не только умение связанного рассказа, но и умение пересказывать. И сейчас я передаю слово нашему логопеду Хисматуллиной З.Х.
Логопед: Хисматуллина З.Х. (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 8-14)
Согласно ФГОС одним из структурных единиц содержания программы, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, является речевое развитие.
Важным компонентом интеллектуальной готовности детей к школе является наличие сформированной связной речи, в частности, пересказа. Пересказу необходимо обучать детей с 5 лет. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Одним из вариантов обучения детей пересказыванию является составление описательных рассказов. Умение точно и образно описывать предмет является главным условием совершенствования речи и мышления. Поэтому не оставляйте без внимания ничего вокруг, обратите внимание на предметы, птиц и животных, на кухонную посуду или на новую игрушку: рассмотрите внимательно, опишите все ее части, обыграйте подарок или покупку.
АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ИГРУШКИ.
Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, детском саду станут подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в текстах, будут прекрасным средством обогащения словаря. В играх «Кто больше назовет?», «Опиши предмет»», «Что из чего сделано?» требуется не только назвать предмет или игрушку, но и как можно полнее описать, перечислить признаки, качества, цвет и форму.
Работа с залом.
Раздать подготовленные заранее на листах алгоритм пересказа и чистые листы, где родители смогут написать пересказ (или рассказ) с игрушкой или картинкой. Дать время 2 минуты). Представить готовый рассказ на слайде и обсудить алгоритм пересказа (2 мин).
Таким образом, описывая предметы и явления, мы научим детей передавать информацию, связно рассказывать и пересказывать тексты.
Алгоритм пересказа
А научить ребенка пересказывать совсем несложно. Главное, уделить на это некоторое количество времени и делать все последовательно. (АЛГОРИТМ ПЕРЕСКАЗА)
- Шаг 1. Выбор текста для пересказа
Текст должен быть понятным, доступным восприятию ребенка, соответствовать возрасту ребенка.
(рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах).
- Шаг 2. Акцентированное прочтение текста
Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы.
- Шаг 3. Беседа по содержанию
Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно по тексту задавайте ребенку конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, выстраивается алгоритм анализа текста, ему становится очевидной последовательность событий. По ходу попросите ребенка объяснить вам ключевые для характеристики героев слова и поясните слова, трудные для понимания. Например, возьмем басню Льва Николаевича Толстого «Белка и волк».
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Беседа с ребенком (ВАРИАНТЫ РОДИТЕЛЕЙ)
- Шаг 4. Обобщение впечатлений
Еще раз спросите ребенка о его впечатлениях от прочитанного текста. И вместе обсудите его смысл.
- Шаг 5. Повторное прочтение текста с установкой на запоминание
- Шаг 6. Совместный пересказ
Начните пересказ сами, затем остановитесь, чтобы дальше мог рассказывать ребенок. Потом снова вы. Обязательно определяйте части рассказа:
– Я начинаю...
– Продолжение рассказываешь ты…
– Я рассказываю окончание истории…
- Шаг 7. Самостоятельный пересказ
Предложите ребенку рассказать текст д и другим членам семьи.
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 12, результат).
Когда ребенок научится пересказывать короткие тексты, предложите ему тексты длиннее. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется, искренне радуйтесь его успехам. Создавайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами. Такая кропотливая работа по развитию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах!
Дефектолог. Существуют разные исследования и сегодня я хотела бы остановиться на Су-джок терапии, как один из вспомогательных приемов для развития мелкой моторики рук и речи. Су по-корейски - кисть, джок – стопа, для лечебного воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 15).
Великий немецкий философ И.Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга, отвечающими за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 16). Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во - первых, специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Уважаемые родители, чтобы ближе познакомиться с Су-джок терапией мы предлагаем вам послушайть мнение специалиста в области восточной медицины, владеющего данной методикой. Внимание на экран.
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 17). Видео интервью Шаймуллина Р.Н.
Вопросы Шаймуллину Р.Н.:
- Как вы считаете, какую пользу в целом приносит организму массаж?
- Какую пользу приносит массаж кистей рук?
- Ваше отношение к использованию Су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста?
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1, слайд 18, 19, 20).
- Дефектолог. Как же проводить массаж кистей рук ребенка дома? Сейчас мы вместе с вами (родители) попробуем проделать массаж кистей рук забавными, разноцветными, массажными шариками, которые относятся к Су-джок терапии.
- Массаж Су-джок шариком. Прокатывая массажный шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствие с текстом (в течение 1-3 минут).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су-джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо Су-джок на указательный палец)
Распространение родителям брошюрки «Комплекс массажа дома с применением массажера Су-джок».
Дефектолог. Итак, уважаемые родители, мы с вами проделали массаж и пальчиковую гимнастику одновременно, а теперь мы можем приступить к знакомству многообразием способов развития мелкой моторики детей через различные игры.
На столах размещены игры: шнуровка, бусы, игры «Солнышко», «Найди игрушки», (в гречневой крупе спрятаны мелкие игрушки), лабиринт, штриховка, раскраска, аппликации «Корзина с фруктами», «Цветик-семицветик» и т.д. Родители играют 5-7 мин.
Рефлексия. Уважаемые родители! Наш семинар-практикум подошел к концу. Мы хотели бы подвести итоги: на сколько была полезна информация и что нового вы узнали для себя.
Уважаемые родители, поделитесь своим опытом и знаниями, как в домашних условиях, делая что-то по дому, можно развивать общую, мелкую моторику своего ребенка)?
Как бы вы ни были заняты, находите время для совместных игр и общения с ребенком. Покажите, что вы уважаете его как собеседника. Создавайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами. Только такая кропотливая работа, внимательное отношение, любовь и общение помогут стать ребенку общительным, разовьют уверенность в своих силах, помогут добиться хороших результатов в развитии речи детей. Спасибо за внимание!
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....