Характеристика особенности воображения в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Путь формирования воображения можно изобразить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новейшему воображаемому образу. Степень формирования фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая объединяет эмпирический опыт индивидуума, помогает сформировать образ предмета.

Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления появляются у человека уже к трем годам. Именно в этом возрастном периоде человек начинает действовать с воображаемыми предметами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика особенности воображения в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи

Путь формирования воображения можно изобразить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новейшему воображаемому образу. Степень формирования фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая объединяет эмпирический опыт индивидуума, помогает сформировать образ предмета.

Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления появляются у человека уже к трем годам. Именно в этом возрастном периоде человек начинает действовать с воображаемыми предметами.

По-другому проходит процесс развития воображения у детей с речевыми нарушениями, чем у их здоровых сверстников. Уже в столь юном возрасте представления о предметах оказываются неточными и неполными, эмпирический опыт мало закрепляется и обобщается в слове, поэтому запаздывает формирование понятий. Чем глубже речевое нарушение, тем меньше возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

При анализе формирования изобразительной деятельности у дошкольников с ОНР наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, слаборазвита мелкая моторика, замедленность и неуклюжесть движений, застревание на одной позе, наблюдается быстрая истощаемость воображения.

Работы таких детей выделяются бедностью содержания, они не могут осуществить рисунок по замыслу, им трудно придумывать новую поделку или постройку.

Поэтому дети с ОНР в процессе создания новых образов в игре предпочитают бытовую тематику. Часто их игры носят стереотипный характер, сюжеты игровой деятельности мало обогащаются, а замысел игры оказывается нестойким, поэтому она распадается. Возможности коммуникации между собой в силу речевого нарушения ограничены.

Игра в целом не достигает того уровня, который наблюдается у их сверстников с нормальным коммуникативным развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка связано с яркими эмоциональными волнениями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, веселый стих, нежную мелодию. Их речь не выразительна, движения скованы, дети не уверены в себе.

В работах В.П. Глухова, которые описывают воображение детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявляют их низкую продуктивность по этому показателю в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Ребенок с общим недоразвитием речи чаще использует копирование образцы и вещи ближайшего окружения, повторяют свои рисунки или отклоняются от задания. Для них характерны использование штампов, инертность, длительные паузы в работе, быстрая утомляемость при выполнении заданий. Эти суждения свидетельствуются и итогами выполнения такими детьми проективного теста «Роршаха», в котором необходимо описать свои впечатления от пятен разной формы и цвета. Ребяческие ответы беднее, чем у нормально развивающихся детей из-за маленького объёма словарного запаса, простых фраз, нарушений грамматического строя, они выявили низкий уровень пространственного оперирования образами.

Воображение детей с нарушениями речи формируются по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся сверстников. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи.

У детей с ОНР бедный словарный запас, что уменьшает показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Оригинальность, которая определяет уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

По данным О.М. Дьяченко, познавательное воображение формируется у детей к шестилетнему возрасту благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У ребенка с дизартрией познавательное воображение характерно возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Личная оригинальность при выполнении задания у нормальных детей — шесть, четыре слова из десяти возможных. Дети с общим недоразвитием речи отвечали одинаково, круг их образных представлений узок. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась двум, пяти словам из десяти, что оотражает низкий уровень развития творческих способностей и маленький словарный запас.

В своих работах С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, в период раннего детства наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается скудость воображения, прямо зависящего от формирования речи ребенка.

Современные специалисты отмечают следующие  особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов — представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

Список используемых источников

 1.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии. 2015, № 6. С. 19-25.

2.        Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2014. 280 с.

3.        Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: Книгомир, 2011. 320 с.

4.        Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М.: Астрель, 2014. 159 с.

5.        Иванова В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // // Логопедия. 2015. № 8. С. 56-59.

6.        Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный  логопед. 2014. № 4. С. 17-29.

7.        Козырева, Л. М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. Екатеринбург.: У-Фактория, 2006. 220 с.

8.        Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Просвещение, 2009. 50с.

9.        Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 224с.

10.        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз, 1999. 160 с.

11.        Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. №2. С.  48-60.

12.        Левина Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1998. С. 59-73.

13.        Лепская Н. И. Онтогенез речевой коммуникации :Дис... д. филолог. наук. М., 1989. 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского  районагорода Санкт-Петербурга...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности

В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...