О воспитании детей в зависимости от порядка рождения
статья по коррекционной педагогике
У детей в зависимости от порядка рождения часто формируются характерные особенности. Для старших детей этой объединяющей особенностью является ответственность, для младших детей — оптимистичность, для средних детей — адаптивность, а для единственных — эгоцентризм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
У детей в зависимости от порядка рождения часто формируются характерные особенности. Для старших детей этой объединяющей особенностью является ответственность, для младших детей — оптимистичность, для средних детей — адаптивность, а для единственных — эгоцентризм.
О воспитании старшего ребенка
Старшему ребенку пришлось пережить свержение с позиции единственного ребенка, что часто неприятно и болезненно, ведь теперь все в семье делится на двоих детей, а не достается одному. При этом самым неприятным сюрпризом для старшего ребенка, который до появления в семье младшего был единственным, является тот факт, что и родителей теперь приходится делить, делить их внимание, любовь и заботу. Эти переживания ребенка сопровождаются изменением отношения родителей — они хотят видеть старшего ребенка большим, ответственным и серьезным. Такая положительная черта, как ответственность, рано ложится на плечи старшего ребенка, и это бремя он проносит через всю жизнь.
При воспитании старшего ребенка родители совершают все те ошибки, которые они потом учтут при появлении в семье последующих детей.
Таким образом, позиция старшего ребенка в семье сродни позиции солдата на передовой, старшему ребенку необходимо быть ответственным, к нему родители предъявляют множество требований и стараются подавить его волю.
Воспитание старшего ребенка (памятка для родителей)
Возлагайте на старшего ребенка только такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями. Отвечать за младшего — это для старшего ребенка слишком большая ответственность, с ней и не всякий родитель справится.
Помогите старшему ребенку оставаться ребенком, а не приобретать раньше времени взрослые черты поведения.
Говорите старшему ребенку о том, что вы его любите, особенно ему не хватает ваших подтверждений в любви в период появления в семье младшего ребенка.
Исключите излишнюю требовательность, строгость и не подавляйте волю чувство незащищенности.
Проявляйте терпение, объясняя неправоту поведения старшего ребенка; он сам все поймет со временем.
Если заметили отрицательные черты в своем старшем ребенке, не торопитесь «выходить на тропу войны» с ними, присмотритесь к себе, вполне вероятно, что это ваши недостатки.
Будьте последовательны при воспитании старшего ребенка, не бойтесь исправлять допущенные ошибки.
О воспитании младшего ребенка
Отношение родителей к младшему ребенку более спокойное и ровное, чем к старшему, поскольку родители уже повзрослели и созрели для брака. Кроме этого, ими учитываются ошибки, допущенные при воспитании первого ребенка.
Но не все так гладко, есть проблемы и у младшего ребенка: он никогда не был в ситуации единственного ребенка, которому родители отдают все внимание, всю заботу и всю любовь. С другой стороны, его никогда и не свергали с престола единственного ребенка, он всегда чувствовал защиту и поддержку не только родителей, но и старшего брата/сестры. Именно это обстоятельство формирует характерные особенности младших детей — самоуверенность и оптимистичность.
Оказалось, что среди младших детей довольно высокий процент неблагоприятного положения в группе сверстников. Этот факт объясняется тем, что младшие дети с рождения оказываясь на вторых ролях либо стараются доказать, в том числе старшему ребенку и родителям, что они лучше, либо, что чаще всего и происходит, смиряются со своим положением, не стремясь лидировать и среди сверстников. Эта защищенная позиция, когда ответственность лежит на тех, кто окружает младшего ребенка, может его вполне устраивать в жизни.
Младший ребенок привык получать заботу и защиту, в семейной жизни союз младшего ребенка со старшим рассматривается как наиболее гармоничный, получив название комплементарного брака. Супругам в таком браке легче подстроиться друг под друга, поскольку у них был опыт взаимоотношений, когда один из них (старший ребенок в своей семье) заботился, а другой (младший ребенок в своей семье) — принимал заботу, один строил планы, а другой их реализовывал и т. п.
Воспитание младшего ребенка (памятка для родителей)
Воспитывайте чувство ответственности у младшего ребенка, включайте младшего ребенка в каждодневную жизнь семьи.
Оберегайте младшего ребенка от слишком рискованных поступков.
Старайтесь меньше акцентировать внимание на позиции «младшенького», младший ребенок умеет извлекать для себя пользу в виде всяческих поблажек; оказывайте ему помощь только в тех случаях, когда она ему необходима.
Учите младшего ребенка самостоятельности, умению преодолевать препятствия и обходиться без помощи и поддержки окружающих ему близких людей.
Помогите младшему ребенку поверить в возможность занять любую позицию, в том числе и лидера в группе сверстников.
Позаботьтесь о том, чтобы у младшего ребенка было свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д.
Научите младшего ребенка заботиться о ком-то, кто еще больше, чем он, нуждается в заботе, поручите ему заботиться о престарелых членах семьи, о домашних животных и др.
О воспитании среднего ребенка
Средний ребенок, находясь между позицией старшего — ответственного, и младшего — оптимистичного и очаровательного, — чаще других детей считает себя несправедливо обиженным и отвергнутым родителями. Для подавления этих чувств средним ребенком используются все средства борьбы, как со старшим, так и с младшим ребенком, за любовь и внимание родителей. Это такие средства, к примеру, как ябедничество, интриги, стремление угодить родителям и т. п. Вместе с тем срединная позиция между детьми в семье может способствовать развитию умения улаживать конфликты, разногласия и недоразумения, происходящие в семье. Благодаря этому средние дети менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими и более коммуникабельны.
Средние дети умеют быть ответственными (как старшие дети) и умеют принимать заботу (как младшие дети), в собственной семейной жизни их брак и с младшим и со старшим ребенком будет частично комплементарным, поскольку ожидания супругов согласуются лишь частично.
Воспитание среднего ребенка (памятка для родителей)
Старайтесь обращать больше внимания на среднего ребенка: он, как никто из детей в этом нуждается.
Говорите среднему ребенку о том, что вы его любите, особенно это важно в период, когда в семье появится младший ребенок.
Учите среднего ребенка заботиться о младшем ребенке.
Проявите терпение нарушениям в поведении среднего ребенка, возможно, что таким образом он хочет обратить ваше внимание на себя.
Хвалите среднего ребенка за роль миротворца во взаимоотношениях со старшим и младшим ребенком. Умение успокоить, поддержать и адаптироваться к различным ситуациям пригодится в жизни.
Будьте внимательны к внутреннему миру среднего ребенка, его переживания по поводу того, что его в семье не замечают, могут иметь негативные последствия.
Позаботьтесь о том, чтобы у среднего ребенка было свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д., ему важно уметь проявлять свою индивидуальность.
О воспитании единственного ребенка
Наличие братьев/сестер является добрачным фактором, способствующим стабильности брака. Именно во взаимодействии сиблингов приобретается необходимый опыт разрешения конфликтов, этого опыта лишены единственные дети. Единственный и неповторимый — его позиция в семье самая трудная, поскольку, с одной стороны, необходимо уметь принимать заботу, любовь и безоговорочное восхищение родителей и близких людей. С другой стороны, это самая выгодная позиция в плане ресурсов как материальных, так и нематериальных: все усилия родителей по развитию, воспитанию и взращиванию направлены на него одного, единственного ребенка в своей семье, да и после смерти родителей не придется делить наследство ни с кем из братьев/ сестер. Единственные дети лучше обеспечиваются материально, родители больше заботятся о развитии своих единственных детей. Кроме этого, единственные дети имеют более высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в успехах и достижениях, что связано с тем, что они взаимодействуют больше с родителями.
В то же время единственные дети часто испытывают трудности при вступлении в контакт со сверстниками, они менее способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с младшими, старшими и тем более средними детьми.
Единственным детям трудно приспособиться к другим людям, ведь у них не было этого каждодневного опыта в детстве. Наибольшие трудности могут ожидать пару, в которой и муж, и жена единственные дети (некомплементарный брак), при этом самый трудный вариант брачного союза единственных детей из неполных семей. Единственный ребенок в семейной жизни ожидает того, что его партнер будет ему всецело принадлежать, как когда-то принадлежали ему родители, удовлетворять его нужды и заботиться о нем.
Воспитание единственного ребенка (памятка для родителей)
Учите своего единственного ребенка заботиться о других людях.
Упражняйте единственного ребенка в терпимости к другим людям, будьте в этом для него примером.
Учите делиться с другими людьми, испытывая радость от этого.
Возлагайте те надежды на своего единственного ребенка, которые соответствуют его возможностям.
Организуйте жизнь единственного ребенка так, чтобы он вступал в различные контакты с разными детьми.
Помогите подружиться вашему единственному ребенку с другим ребенком.
Поощряйте активность своего единственного ребенка, предоставляйте возможности испробовать свои силы, преодолеть препятствия и трудности.
Источник: журнал "Дошкольная педагогика" №5 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет
Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений.Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитани...
конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...
Конспект развлечения по музыкальному воспитанию детей 1-ой младшей группы на тему «День рождения Мишки».
Конспект равлечения по музыкальному воспитанию детей 1-ой младшей группы на тему "День рождения Мишки"....
Патриотическое воспитание детей 5- 6 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Сказка» Патриотическое воспитание детей 5- 6 лет по программе &l...
"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....
"Младший, средний, старший или единственный?". Особенности взаимодействия родителей и детей в зависимости от порядка их рождения.
Как очередность рождения ребенка влияет на формирование его личности....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет «Я рожден в России»
Цель образовательной деятельности: формирование представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Задачи образовательн...