Игровые технологии в коррекции неконструктивного поведения
методическая разработка по коррекционной педагогике
Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы
играющий отдал максимум энергии, выдержки, ума, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в коррекции неконструктивного поведения.
(Вайнер, С.И.Семенака, Л.И.Катаева)
Актуальность
Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования конструктивного поведения в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
-расширение кругозора познавательной деятельности; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
-формирование адекватной самооценки;
-развитие навыков общения, игровых умений и навыков;
-регуляция социальных отношений детей;
-снятие чрезмерного напряжения детей;
-развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения;
-воспитание самостоятельности, воли, формирование мирровоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
-адаптация к условиям среды;
-развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Значение игровой технологии:
-активизирует воспитанников;
-повышает познавательный интерес;
-вызывает эмоциональный подъем;
-помогает детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе;
-способствуе развитию творчества;
-способствует формированию психических процессов;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач.
Теоретическое обоснование.
Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [1].
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:
- роли, которые берут на себя играющие;
- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
- правила игры, которым играющие подчиняются.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1].
Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений [1].
По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский [8].
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Характерные особенности педагогической игры.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В современном ДОУ, делающим ставку на активизацию и интенсификацию образовательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, или содержания изучаемого материала;
– как элемент более общей технологии – способ обучения;
– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
– как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Функции игры
Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность [6].
Концептуальные основы использования игры.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Кроме того, игровая технология применяется в коррекции неконструктивного поведения.
На всем протяжении дошкольного младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать.» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.
Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно , недисциплинированно.
Рассмотрим какие игры (типы игр) наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников.
Игры для коррекции неконструктивного поведения детей.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу--же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.
Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. У каждого играющего ребенка карточка с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и сообщает обозначенное на ней число. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть названная цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку. Эта элементарная на первый взгляд игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка в ней потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т.д.
На примере этой игры можно также показать универсальные способы усложнения игр с правилами. Будучи усложненной, игра с успехом используется на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми.
Для усложнения игр с правилами целесообразно:
♦ подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
♦ внести в игру дополнительные запреты (два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать молча, т.е. поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»);
♦ ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
♦ ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, то есть, усложнить игру новыми правилами, придуманных самими детьми.
Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, прежде свойственные недисциплинированным детям безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.
Игры-драматизации — это театрализованные игры, в которых младшие школьники разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность.
Раскрепощающие психотехнические игры — это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам...», «Я уже научился...» и т.д.
Одновременно с психотехническими играми конформные дети вовлекаются и в образно-ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль-образ. Ребенок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.
Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребенок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Например, тот же зайчик: сначала трусливый, потом — смелый, или волк — сильный и слабый; Буратино — послушный и непослушный; Мальчик-с-пальчик — веселый и грустный. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведения и некоторые черты характера пока недоступны ребенку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С. Выготского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», а также дает младшему школьнику возможность «говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое «Я».
Важно еще и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает их положительную самооценку.
Этапы реализации технологии.
1.Запрос со стороны воспитателя, администрации или родителей на ребенка имеющего поведенческие трудности.
2.Диагностика неконструктивного поведения ребенка и изучение медицинской карты.
3.Консультирование родителей (законных представителей) по вопросу коррекции неконструктивного поведения.
4.Создание психологически комфортных условий, продолжая наблюдение за динамикой поведения ребенка
5.Коррекционно-развивающая работа (цикл занятий С.И. Семенака и Л.И.Катаевой) в сотрудничестве с родителями и педагогами.
6.Мониторинг после проведения цикла занятий.
7.Рекомендации родителям (законным представителям).
На начальном и завершающем этапе проводится мониторинг оценки неконструктивного поведения.
Критерии оценки неконструктивного поведения.
1.Частота (насколько часто ребенок прибегает к такому поведению)
2.Длительность (критерии времени)
3.Степень тяжести. Влияние неконструктивного поведения на общее развитие.
Негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:
- снижается продуктивность на занятиях;
- появляются негативные качества личности, черты характера;
- ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
- не складываются взаимоотношения со сверстниками;
- обостряются взаимоотношения со взрослыми.
4.Ситуационная специфичность (что спровацировало поведение ситуация или вне зависимости от ситуации).
Диагностика
-тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности ребенка «Страхи в домиках»;
-тест «Рисунок семьи»;
-тест на выявление тревожности Р.Тэмпл;
-анкета на выявление тревожности Г.П.Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;
-проективная методика «Звери пришли на водопой»;
-методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников ;
-диагностический опросник возможных вариантов повежения детей.
Ожидаемые результаты
-сформированы механизмы конструктивного поведения (произвольное поведение);
-сформировано умение адекватно выражать свои эмоции;
-сформирована адекватная самооценка;
-сформирована регуляция социальных отношений детей с взрослыми и сверстниками;
-сформированамотивация к учебной деятельности.
В результате проведенного на заключительм этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в развии конструктивного поведения посредством игровых технологий и снижение процента детей, которые проявляют неконструктивное поведение.
Трудности: часто болеющие дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников
Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...
Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики....
Игровая коррекция неконструктивного поведения
Игровая технология в работе с детьми с неконструктивным поведением...
Иcпользование игровых технологий в коррекции неконструктивного поведения детей.
Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Педагоги и роди...
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
В статье рассмотрено, какие типы игр наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников....
Игровой кейс по коррекции неконструктивного поведения.
Большие возможности для коррекции взаимодействия в детских конфликтах предсставляет игротерапия, направленная на формирование сотрудничества . Дети с удовольствием включаются в игру, эффективнее осваи...