ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека на тему

Мещерякова Елена Геннадьевна

Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более под­готовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

    Рассмотрим, какие игры (типы игр) наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников. 

1. Игры с правилами (игры - соревнования).

«Воробьиные драки»

Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары,  дети-воробьи  «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья.

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы -  на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

- Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?

Хозяин пенька:

- Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становится тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Мяч по кругу»

По команде ведущего дети передают мяч по кругу. По команде «Стоп!», ребенок, в чьих руках в это момент оказался мяч, выбывает из игры. Также выбывает из игры и тот, кто уронил мяч.

2. Длительные совместные игры сверстников.

«Бюро находок»

Эта игра может продолжаться один или несколько дней (последнее предпочтительнее). В течение определенного времени дети, обнаруживая потерянные вещи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, заколка для волос, варежки, даже мыльница – если в расписании занятий было посещение бассейна), сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

«Кругосветное путешествие»

В течение двух- трех дней или недели дети всей группой совершают «кругосветное путешествие». Маршрут путешествия желательно прослеживать и отмечать на карте.

На борту корабля находится капитан,  его помощник, матросы, юнга, кок, корабельный врач и несколько пассажиров. За время плавания с путешественниками происходят всевозможные приключения: они сражаются с пиратами, знакомятся с культурой иноземных племен, терпят лишения на необитаемом острове и наконец, благополучно возвращаются.

Поскольку игра продолжается несколько дней, то каждый день целесообразно  разыграть одну – две сценки. Сценки могут быть представлены играми различных типов. Например, в сцене знакомства с культурой  иноземных племен уместны образные игры или игры – драматизации, а в сцене сражения с пиратами – игры-соревнования.

Не страшно, если какую-либо роль сначала исполняет один ребенок, а потом другой или если кому-то из детей поручены две роли. Важно, чтобы все дети были задействованы в игре. Поэтому взрослый, совместно с детьми, может дополнять игру новыми сценами и персонажами.

3. Игра – драматизация.

«Король - боровик»

Ведущий   произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:

Шел Король-Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был Король-боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

«Тишина»

Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким:

Тишина.

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула, и захотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала.  Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т. д.

«Попугай».

(отрывок из рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского «Попугай»)

…Ника часто капризничала, и как начнет, бывало плакать, так три часа и плакала.

Перестанет совсем уже, мама спросит ее:

- Ты, Никочка, перестала плакать?

- Нет, мама, - ответит Никочка, - я отдыхаю только, я сейчас опять начну.

Вот раз, когда Никочка отдыхала, попугай вдруг говорит:

-Ты, Никочка, перестала плакать?

Даже Никочка рассмеялась. Захочет плакать, вспомнит попугая и только рассмеется…

Никочка была и самая капризная, и самая большая шалунья…

Основой игр-драматизаций могут быть и другие литературные произведения, например, отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок» М. Зощенко и «Большая стирка» Л. Пантелеева; «Как я был учителем» М. Ленча; из сказок «Маленький мук» В. Гауфа; «Кузнечик и улитка» Д. Биссета, «Два кролика» К.Д.Ушинского, «Лесные хоромы» М.Л. Михайлова и др.

Незатейливую сказку, но отвечающую потребностям и целям коррекционно-развивающей работы можно придумать и самим.

4. Образно – ролевые игры

«Интересная походка»

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку.  Например, походку человека  по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.

«Разные лошадки»

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, не похожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку – упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

«Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь – молчаливый, неповоротливый; Заяц – трусливый; Лягушка – болтливая, непослушная; Муха – назойливая, непоседливая; Волк – злой, драчливый; Лиса – недотрога, лукавая притворщица; Козел – упрямый, сердитый; Мышка – капризная, обидчивая и др.  Далее ведущий говорит, что пришло время познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

5. Психотехнические раскрепощающие игры

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом, хором, в такт хлопкам, приговаривают: « Летел лебедь, сказал… девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова, и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.

«Посидим в тишине»

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; сложить карандаши в пенал и т.п.

«Загадочный стук»

Из числа играющих детей выбирается водящий. Он выходит из группы и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст  стука. Ребенок которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников

Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семь...

Консультация для родителей "Игра как средство преодоления неконструктивного поведения дошкольников"

Нарушения поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают ...

Игровая коррекция неконструктивного поведения

Игровая технология в работе с детьми с неконструктивным поведением...

Игровые технологии неконструктивного поведения детей.

В последние годы нередко встречаются дети, которые испытывают  трудности в общении.  Почему некоторые дети ведут себя агрессивно, импульсивно или наоборот излишне замкнуты. Понимание причин ...