Иcпользование игровых технологий в коррекции неконструктивного поведения детей.
статья по коррекционной педагогике
Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Педагоги и родители все чаще отмечают в поведенческом репертуаре детей различные формы неконструктивного по «Под поведением, - писал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, - разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой...». Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.
В настоящее время игра активно применяется во многих сферах взрослой
жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), в жизни
современных детей для игры остается все меньше времени. Детям читают, а не
рассказывают сказки, а игры-драматизации давно потеряли былую актуальность.
Вместо игры уже в дошкольном возрасте дети заняты решением интеллектуальных
задач. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не может без движения, а удовлетворить потребность движения может именно игра. Давно доказано,
что дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их
сверстники с дефицитом игровой практики. Педагоги и родители все чаще отмечают в поведенческом репертуаре детей различные формы неконструктивного по
«Под поведением, - писал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, - разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую
связь организма с окружающей средой...». Обычно выделяют три основных, раз
личных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение.
Инстинктивное поведение основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что
иначе не может поступить. Формирование разумного или произвольного поведения является сверхзадачей общей стратегии воспитания детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Произвольность - важнейшее качество личности, которое только и может
обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается не принуждением и запретами, а другими способами. Поэтому в работе
с младшими школьниками, направленной на профилактику и коррекцию не
конструктивно поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы
(наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего - игра.
К типичным формам неконструктивного поведения детей (М. Э. Вайнер) от
носятся: импульсивное; демонстративное; протестное; агрессивное; недисциплинированное; конформное; симптоматическое поведение.
Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная
двигательная активность, повышенная отвлекаемость, невнимательность, беспокойные движения в кистях и стопах, неумение сидеть на одном месте, нетерпеливость, частый переход от одного незавершенного действия к другому, такой ребе
нок не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей,
совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством коррекции импульсивного поведения младших школьников
является игра. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со
сверстниками. В этих играх от детей с импульсивным поведением потребуется
сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам,
учитывать интересы других играющих.
Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том числе и детям,
свойственна повышенная склонность, следовать чужому мнению или стилю поведения. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую.
Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным,
то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития. Безусловно,
дети с конформным поведением нуждаются в грамотной психолого-педагогической помощи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться,
проявить инициативу и самостоятельность. Прежде всего, необходимо создать та
кие условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по-настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, напри
мер, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления, сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности - игры-драматизации.
Качества личности противоположные конформности - это самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении, и они приводят
к неконструктивному - демонстративному поведению. Коррекционные возможности игры помогают эффективно купировать проявления демонстративности,
а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для
лучшего осознания ребенком самого себя.
Формы протестного поведения детей это: негативизм, упрямство, строптивость. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого
конфликта взрослых.
Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т. е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против
норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Чтобы вернут та
кому ребенку эмоциональное благополучие необходимо обратиться к коллективной
дидактической игре. В игре у детей с конфликтным поведением легче развить способность идти на компромисс (взаимные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций.
С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых агрессивным детям давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари). Е. К. Лютова, Г. Б. Монина предлагают использовать подвижные
игры, которые помогают не только отреагировать агрессию и снять накопившееся
напряжение, но и обучают детей эффективным способам общения.
Недисциплинированное поведение - это поведение, при котором человек
в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки. Психоаналитик С. Фрейберг
считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в развитии у ребенка самоконтроля. Хорошее сознание, которое призвано контролировать и регулировать
привычные человеческие побуждения согласно требованиям общества, строится,
а не передается по наследству. Ему учатся!
Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются
равнодушными к переживаниям ребенка, игнорируют его психологический дискомфорт, то детские конфликты загоняются «вглубь», с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого
поведения, а с болезнью ребенка.
Первым этапом работы с детьми, имеющими различные типы неконструктивного поведения, является диагностика присущего ребенку типа неконструктивного поведения. На следующих этапах индивидуально для каждого ребенка,
нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление,
содержание и логика коррекционного воздействия.
Литература
1 Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] /
С. Я. Рубинштейн. М., 2006
2 Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст] /
Э. Ш. Натанзон. М., 2007
3 Николаева С. О. Занятия по культуре поведения [Текст] / С. О. Никола
ева. М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...
Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".
В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей....
Игровые технологии в коррекции неконструктивного поведения
Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобыиграющий отдал макс...
Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Игры в детском саду для детей страшего дошкольного возраста, нарпаленные на коррекцию неконструктивного поведения, помогают детям выплеснуть гнев, снять мышечное и эмоциональное напряжение...
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
В статье рассмотрено, какие типы игр наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников....
Методы коррекции неконструктивного поведения детей
Для коррекции неконструктивного поведения детей в методическом арсенале, помимо игры, имеется система специфических и неспецифических методов....
Игровой кейс по коррекции неконструктивного поведения.
Большие возможности для коррекции взаимодействия в детских конфликтах предсставляет игротерапия, направленная на формирование сотрудничества . Дети с удовольствием включаются в игру, эффективнее осваи...