Методическая разработка НОД по теме "Народные праздники. Рождество. Зимние забавы"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Методическая разработка НОД по лексической теме "Народные праздники. Рождество. Зимние забавы". Для детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка непосредственно-образовательной деятельности

« Народные праздники. Рождество.   Зимние  забавы»

Семенец В.А., учитель-логопед

детского сада № 33

 

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

( с тяжелыми нарушениями речи)ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной примерной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 2-3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 5-6 лет, первый  год обучения.

Занятие рассчитано на 25 минут .

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

            Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Знакомство с элементарными представлениями о религиозных российских праздниках Рождестве Христовом ;
  •  Расширение знаний детей о народных традициях;
  •  Обогащать  словарный запас, развивать связную речь;
  • Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать  внимание, мышление, память.
  •  Активизация речи, побуждение к высказываниям;
  •  Развивать  навыки связной речи;
  • Формирование навыков эмоциональной оценки художественного произведения;
  • Формировать навык речевого общения, речевой коммуникации;
  • Совершенствование навыков словообразования, словоизменения;
  • Совершенствование навыков словообразования, словоизменения.

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания: отзывчивость, доброту, сочувствие.
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
  • Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная
  • Познание

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровая
  • Мнемотехника
  • Элементы логоритмики
  • Развивающая

Оборудование:

Иллюстрации с изображениями ангелов, рождении Иисуса; репродукции икон. Бумажные капельки воды. Картинки с изображением зимних забав, зимнего спортивного инвентаря.

Предварительная работа

Рассматривание книг и иллюстраций о Рождестве. Чтение рассказов по теме.

Ход занятия

Организационный  момент.

(Звенит колокольчик, привлекая внимание детей)

- С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

-   Какой недавно мы отмечали праздник? (Новый год)

-   Сядет тот, кто скажет, без чего не может быть нового года (Без Деда Мороза, без

     Снегурочки, без елки, без подарков и пр.)

Основная часть.

Вводная беседа:

(Звучит звон церковных колоколов)

- Дети, мы слышим с вами звон колоколов, который предвещает нам начало большого праздника. А о каком празднике идет речь, вы узнаете , если внимательно послушаете стихотворение.

Очень жду я Рождество -

Это праздник сказочный.

И встречаю я его

Перед елкой красочной!

Пусть здоровье принесет

Этот светлый праздник

И метелью заметет

Беды снег-проказник!

- О каком празднике говорилось в стихотворении? (В стихотворении говорилось о празднике Рождество Христово).

- Сейчас я расскажу вам волшебную историю о появлении на свет сына Божьего Иисуса Христа.

«Рождество»

Давным-давно жила девушка по имени Мария со своим мужем Иосифом. Это были очень добрые и честные люди. Однажды пред Марией явился ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына». С этой минуты Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.

В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. И Марии с Иосифом пришлось отправиться для этого в город Вифлеем. Дорога была трудной, добрались они только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось места для ночлега. Марии с Иосифом пришлось ночевать в пещере, в которой в непогоду укрывались местные пастухи со своими овцами.

И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос. Мария спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли - кормушку для скота, прямо на сено.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник. А 7 января празднуется Рождество. В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.

 Беседа по тексту: «Подумай и ответь»

- Что вы можете сказать о родителях Христа, какими они были? (Родители Христа были очень добрые и честные люди).

- Как Мария узнала, что у нее родится сын? (Марии сказал об этом Ангел)

- Где пришлось ночевать Марии и Иосифу? (Марии и Иосифу пришлось ночевать в пещере для скота)

- Когда родился Иисус куда положила его Мария? (Мария положила Иисуса в ясли, на сено)

- Скажите дети, вам жаль маленького Иисуса? (Да)

- А если вам жаль его, что бы вы изменили в этой истории, чтобы Иисусу было лучше? (Он родился бы не в пещере, а в доме. В доме было бы тепло. У него была бы колыбель, а не ясли. У него был бы матрац и одеяло).

(За правильный ответ давать детям капельку)

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

«На ёлке»

Мы на елке веселились,               (Ритмичные хлопки в ладоши)

Мы плясали и резвились.            (Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки принес.                    (Шаги на месте)

Дал большущие пакеты,               («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:   (Ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,        (Загибают на обеих руках по одному пальчику,    

                                                         начиная с большого)

Орешки рядом с ними,                    

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.                  

Новый год и Рождество  - это зимние праздники. А какие зимние забавы вы знаете?

В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

-   Что вам нужно для зимних игр(санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

-   В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый, а резина боится мороза , и мяч не будет прыгать и скакать.)

-   Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

-   Какие загадки вы знаете о спортивном инвентаре?

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

 Льется речка- мы лежим.

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

 Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

 Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

 Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи)

-   Назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг).

Логопед показывает 4 сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Вопросы:

Какое время года изображено на картинках?

Какая стоит погода?

Как одеты дети?

Чем заняты дети?

Представьте себя на одной из этих картинок. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещается карточка – схема составления рассказа.

На карточке - схеме картинки, изображающие снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

Заслушиваем ответы детей.

Заключительная часть.

-  О каких праздниках мы сегодня говорили на занятии?

-  Что нового вы узнали о Рождестве?

-  В какое время года мы отмечаем эти праздники?

-  Что делают люди на зимние праздники, каникулы?

-  Какие зимние забавы вам нравятся больше всего?

   Посчитать у кого больше всего капелек, кто был самым внимательным.

-  О каких праздниках и народных традициях вы хотите узнать еще?

-  На этом наше занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка непосредственно образовательной деятельности " Стадионы для зимних видов спорта" с использованием блоков Дьенеша

Задачи:- Обобщить представления детей о зимних видах спорта;- Закреплять умение создавать постройки, самостоятельно подбирая необходимый материал;-Продолжать формировать умение работать сообща, самост...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)

Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс....

Праздник снега. Зимние забавы

Содействовать полноценному физическому развитию детей, поддерживать потребность воспитанников в двигательной активности....

Методическая разработка "Сценарий масленицы для подготовительной группы «Масленичные забавы»"

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям. Задачи: создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять ...

Методические разработки (мастер-класс) изготовления на Рождество «Рождественские куклы» для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи:1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;2. Развивать мелкую моторику рук;3. Развивать аккуратность.4. Развивать усидчивос...