Методическая разработка совместной деятельности с детьми "Зима. Зимние забавы" для старшей логопедической группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сенченко Александра Леонидовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Зима. Зимние забавы»

 

Цель:

закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме и зимних забавах.

 

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних забавах;

 

  • Развивать способность внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы полным ответом, делать выводы и заключения;

 

  • Активизировать словарь по теме: «Зима» (существительные: зима, декабрь, январь, февраль, лед, мороз, холод, метель, снег, сугробы, снежинка, снежки)

(глаголы: мести, морозить)

(прилагательные: морозный, холодный, ледяной, снежный, сильный)

(наречия: холодно, морозно, пасмурно, снежно)

 

По теме «Зимние забавы» (существительные: лыжи, санки, коньки, снеговик, горка, каток, лыжи и палки – лыжные палки, лопата, хоккей, клюшка и шайба)

(глаголы: ездить, кататься, лепить, скользить, катать)

(прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег))

(наречия: шумно, весело, радостно, интересно, ловко)

 

 

  • Воспитывать чувства культурного поведения на занятиях; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

 

Используемый материал: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, видеозапись, карточки-подсказки на магнитах (1. Солнце без улыбки, термометр и замерзший смайлик 2. Голое дерево 3. Снежинка, снег, сугробы 4. Холодный ветер 5. Животные в спячке 6. Тепло одетые дети);

 карточки с изображением предметов, связанных с зимними забавами (лыжи, снежки, снежный ком, снеговик, коньки, снежная крепость, хоккей, санки), разрезанные картинки на каждого ребенка.

 

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, загадывание загадок о зиме и зимних развлечениях, рассматривание картин и иллюстраций о зиме.

 

 

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент

(Воспитатель громко хлопает, привлекая внимание детей, спрашивает, как это было? Громко. А как сделать наоборот? А еще тише? Так же тихо (шепотом) падает снег за окном… Ведь на дворе какое время года? Зима. А какой у нас первый зимний месяц? Второй? Третий?)

 

  1. Иллюстрации с изображением зимы.

 

Вот посмотрите, наша группа украшена иллюстрациями с изображением зимы… Какая у нас красивая зимушка-зима!

 

  1. Сюрпризный момент: (громко и настойчиво звенит звонок) Ой! Кто же это звонит? Все завонит и звонит…  (воспитатель включает видеозапись обращения Муми-папы)
  2. Ребята, кто это нам звонил?

Давайте поможем Муми-троллю узнать, что такое зима? Вспомним признаки зимы. Для этого нам нужно найти в группе карточки-подсказки (под номерами)

 

(дети собирают в группе карточки с изображением признаков зимы: 1. Солнце без улыбки, термометр и замерзший смайлик 2. Голое дерево 3. Снежинка, снег, сугробы 4. Холодный ветер 5. Животные в спячке 6. Тепло одетые дети)

 

Сколько всего подсказок мы нашли? (6) Давайте поставим телефон и заснимем наши ответы про зиму для Муми-тролля (дети садятся за столы) Воспитатель предлагает детям подумать и решить, в каком порядке выставить карточки на доску. Если дети замечают нумерацию на карточках, воспитатель предлагает подумать, и сказать, почему нумерация сделана именно таким образом – подвести их к мысли, что все явления взаимосвязаны.

 

Примерный результат: Зимой солнце светит мало, и почти не греет. Поэтому становится очень холодно.  Деревья сбрасывают листву и стоят голые, они спят.

Выпадает снег, он покрывает все вокруг, появляются большие сугробы.  Дует холодный (ледяной, резкий) ветер.  Некоторые животные впадают в спячку до весны. Люди одеваются по-зимнему: в теплые комбинезоны и шубы.

 

Молодцы! Вы перечислили признаки зимы!

 

5. А сейчас мы с вами сыграем в игру. Проверим, знаете ли вы, какие природные явления бывают зимой. Выберите только те кружки, на которых изображено то, что бывает зимой.

(выставляется игра «Природные явления» на доску; дети отбирают и прикрепляют кружки с изображением инея, дождя со снегом, льда, морозного окна, метели, снегопада – 6 штук, называют каждое природное явление)

Очень хорошо! Вы прекрасно справились!

 

  1. Но мне кажется, муми-троллям все равно немного непонятно – какой у нас бывает снег и лед.

Вы знаете, Муми-тролли уверены, что снег – как вата, а лед – как стекло… Они правы?

Давайте проверим!

(Воспитатель достает ведерко со снегом, комок ваты, стекло и лед)

С чем мы будем сравнивать снег? С ватой. Чем они похожи? (оба белые, пушистые, воздушные)

 А чем отличаются? (Вата теплая, снег холодный. Из снега можно лепить, из ваты нельзя. Снег тает, вата – нет) А каким снег бывает зимой? (искрит – искристый, белоснежный, рыхлый, липкий, холодный)

А с чем мы будем сравнивать лед? Со стеклом. Чем они похожи? (оба прозрачные, твердые, бьются на осколки, гладкие) А чем отличаются? (лед тает, стекло – нет, лед холоднее стекла) А каким лед бывает зимой? (холодный, гладкий, блестящий, скользкий)

Отлично! Вы все очень хорошо разьяснили! Теперь Муми-тролли знают, каким бывает снег и лед.

 

А ручки то у нас замерзли, от снега и льда.. Давайте пальчики наши согреем!

 

  1. Пальчиковая гимнастика

 

Между елок вдоль реки

(нарисовать в воздухе елку)

Разбрелись снеговики

(Обе руки «ножками» - указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны)

Каждый ищет и зовет

(рука «козырьком» ко лбу, ладони «рупором» ко рту)

Снежных баб на хоровод

(Нарисовать в воздухе снежную бабу)

 

Молодцы! Мы с вами вспомнили признаки зимы. И знаете, что, ребята? Мне кажется, Муми-тролль испугается зимы – она хоть и красивая у нас, но холодная, и деревья стоят голые, и редкое солнце совсем не греет… Неужели мы всю зиму будем сидеть, мерзнуть и скучать? А как мы можем повеселиться? (ответы детей) Давайте вспомним, какие веселые забавы зимой мы знаем? Тогда Муми-тролль узнает, что зимой бывает очень здорово, и все ребята ее ждут с нетерпением! (ответы детей)

 

А как мы будем веселиться по-зимнему?

 

  1. Физкультминутка «Зимние игры» (на ковре)

 

Я вам буду загадывать загадки, а вы показывайте мне отгадки на них:

(можно при правильном ответе показывать карточку с картинкой-ответом)

 

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?  (лыжник)

 

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (игра в снежки)

 

По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду (снежный ком)

 

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед (коньки)

 

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился … (снеговик)

Гоняют клюшками по льду

Её у нас всех на виду.

Она в ворота залетит,

И кто-то точно победит. (шайба, хоккей)

 

Сел, коня не запрягал,

С горки конь меня помчал.

С горы коняшка вёз меня,

На горку я тащу коня.  (санки)

 

У вас очень хорошо получается!

 

  1. Ребята, посмотрите на столы! Что там лежит? Правильно, там лежат картинки, но совершенно непонятно, что на них нарисовано… Давайте соберем их из кусочков, и посмотрим, что же на них изображено!

(дети (каждый) собирают из частей картинки на тему «Зимние забавы»)

 

Как бы вы назвали эти картинки? (Зимние забавы, др. варианты)

Что дети делают на этих картинках? (дети по очереди отвечают полным ответом –

 

  1. Игра «Исправь ошибку» (развитие логического мышления, слухового внимания)

(бросаю детям снежок, дети отвечают и бросают снежок обратно)

 

Лыжнику нужна клюшка.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах и велосипеде.

Зимой дети лепят снежную бабу и прыгают через скакалку.

Зимой дети играют в хоккей и футбол, загорают и строят снежную крепость.

 

  1. Итог: Ребята, вы сегодня большие молодцы! А почему вы молодцы? Что мы с вами делали? (вспомнили, какие признаки у зимы и какие бывают зимние забавы)  Для кого мы это вспоминали? (Для Муми-тролля, так как он никогда не видел зимы) А я записала ваши ответы о зиме и зимних развлечениях на видео, и мы отправим его Муме-папе!  Муми-тролль посмотрит его, обрадуется и ляжет наконец спать!

 

Рефлексия: А помните, когда мы услышали звонок? Мы испугались? Как? А когда узнали, что звонит Муми-папа, мы удивились? Как? А было нам грустно на занятии? Нет? А что мы делали веселого на занятии? Как мы радовались?

Давайте вы сейчас по очереди выберете волшебному смайлику, и скажете, что больше всего понравилось на занятии? (дети прикрепляют смайлики к доске, отвечают)

 

А я хочу отметить, что вы все молодцы, старались, отвечали, вели себя хорошо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Зима. Зимние забавы»

Цель: 

закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме и зимних забавах.

Задачи: 

  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних забавах;

  • Развивать способность внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы полным ответом, делать выводы и заключения;

  • Активизировать словарь по теме: «Зима» (существительные: зима, декабрь, январь, февраль, лед, мороз, холод, метель, снег, сугробы, снежинка, снежки)

(глаголы: мести, морозить)

(прилагательные: морозный, холодный, ледяной, снежный, сильный)

(наречия: холодно, морозно, пасмурно, снежно)

По теме «Зимние забавы» (существительные: лыжи, санки, коньки, снеговик, горка, каток, лыжи и палки – лыжные палки, лопата, хоккей, клюшка и шайба)

(глаголы: ездить, кататься, лепить, скользить, катать)

(прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег))

(наречия: шумно, весело, радостно, интересно, ловко)

  • Воспитывать чувства культурного поведения на занятиях; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Используемый материал: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, видеозапись, карточки-подсказки на магнитах (1. Солнце без улыбки, термометр и замерзший смайлик 2. Голое дерево 3. Снежинка, снег, сугробы 4. Холодный ветер 5. Животные в спячке 6. Тепло одетые дети);

 карточки с изображением предметов, связанных с зимними забавами (лыжи, снежки, снежный ком, снеговик, коньки, снежная крепость, хоккей, санки), разрезанные картинки на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, загадывание загадок о зиме и зимних развлечениях, рассматривание картин и иллюстраций о зиме.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Воспитатель громко хлопает, привлекая внимание детей, спрашивает, как это было? Громко. А как сделать наоборот? А еще тише? Так же тихо (шепотом) падает снег за окном… Ведь на дворе какое время года? Зима. А какой у нас первый зимний месяц? Второй? Третий?)

  1. Иллюстрации с изображением зимы.

Вот посмотрите, наша группа украшена иллюстрациями с изображением зимы… Какая у нас красивая зимушка-зима!

  1. Сюрпризный момент: (громко и настойчиво звенит звонок) Ой! Кто же это звонит? Все завонит и звонит…  (воспитатель включает видеозапись обращения Муми-папы)
  2. Ребята, кто это нам звонил?

Давайте поможем Муми-троллю узнать, что такое зима? Вспомним признаки зимы. Для этого нам нужно найти в группе карточки-подсказки (под номерами)

(дети собирают в группе карточки с изображением признаков зимы: 1. Солнце без улыбки, термометр и замерзший смайлик 2. Голое дерево 3. Снежинка, снег, сугробы 4. Холодный ветер 5. Животные в спячке 6. Тепло одетые дети)

Сколько всего подсказок мы нашли? (6) Давайте поставим телефон и заснимем наши ответы про зиму для Муми-тролля (дети садятся за столы) Воспитатель предлагает детям подумать и решить, в каком порядке выставить карточки на доску. Если дети замечают нумерацию на карточках, воспитатель предлагает подумать, и сказать, почему нумерация сделана именно таким образом – подвести их к мысли, что все явления взаимосвязаны.

Примерный результат: Зимой солнце светит мало, и почти не греет. Поэтому становится очень холодно.  Деревья сбрасывают листву и стоят голые, они спят.

Выпадает снег, он покрывает все вокруг, появляются большие сугробы.  Дует холодный (ледяной, резкий) ветер.  Некоторые животные впадают в спячку до весны. Люди одеваются по-зимнему: в теплые комбинезоны и шубы.

Молодцы! Вы перечислили признаки зимы!

5. А сейчас мы с вами сыграем в игру. Проверим, знаете ли вы, какие природные явления бывают зимой. Выберите только те кружки, на которых изображено то, что бывает зимой.

(выставляется игра «Природные явления» на доску; дети отбирают и прикрепляют кружки с изображением инея, дождя со снегом, льда, морозного окна, метели, снегопада – 6 штук, называют каждое природное явление)

Очень хорошо! Вы прекрасно справились!

 

  1. Но мне кажется, муми-троллям все равно немного непонятно – какой у нас бывает снег и лед.

Вы знаете, Муми-тролли уверены, что снег – как вата, а лед – как стекло… Они правы?

Давайте проверим!

(Воспитатель достает ведерко со снегом, комок ваты, стекло и лед)

С чем мы будем сравнивать снег? С ватой. Чем они похожи? (оба белые, пушистые, воздушные)

 А чем отличаются? (Вата теплая, снег холодный. Из снега можно лепить, из ваты нельзя. Снег тает, вата – нет) А каким снег бывает зимой? (искрит – искристый, белоснежный, рыхлый, липкий, холодный)

А с чем мы будем сравнивать лед? Со стеклом. Чем они похожи? (оба прозрачные, твердые, бьются на осколки, гладкие) А чем отличаются? (лед тает, стекло – нет, лед холоднее стекла) А каким лед бывает зимой? (холодный, гладкий, блестящий, скользкий)

Отлично! Вы все очень хорошо разьяснили! Теперь Муми-тролли знают, каким бывает снег и лед.

А ручки то у нас замерзли, от снега и льда.. Давайте пальчики наши согреем!

  1. Пальчиковая гимнастика

Между елок вдоль реки

(нарисовать в воздухе елку)

Разбрелись снеговики

(Обе руки «ножками» - указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны)

Каждый ищет и зовет

(рука «козырьком» ко лбу, ладони «рупором» ко рту)

Снежных баб на хоровод

(Нарисовать в воздухе снежную бабу)

Молодцы! Мы с вами вспомнили признаки зимы. И знаете, что, ребята? Мне кажется, Муми-тролль испугается зимы – она хоть и красивая у нас, но холодная, и деревья стоят голые, и редкое солнце совсем не греет… Неужели мы всю зиму будем сидеть, мерзнуть и скучать? А как мы можем повеселиться? (ответы детей) Давайте вспомним, какие веселые забавы зимой мы знаем? Тогда Муми-тролль узнает, что зимой бывает очень здорово, и все ребята ее ждут с нетерпением! (ответы детей)

А как мы будем веселиться по-зимнему?

  1. Физкультминутка «Зимние игры» (на ковре)

Я вам буду загадывать загадки, а вы показывайте мне отгадки на них:

(можно при правильном ответе показывать карточку с картинкой-ответом)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?  (лыжник)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (игра в снежки)

По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду (снежный ком)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед (коньки)

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился … (снеговик)

Гоняют клюшками по льду

Её у нас всех на виду.

Она в ворота залетит,

И кто-то точно победит. (шайба, хоккей)

Сел, коня не запрягал,

С горки конь меня помчал.

С горы коняшка вёз меня,

На горку я тащу коня.  (санки)

У вас очень хорошо получается!

  1. Ребята, посмотрите на столы! Что там лежит? Правильно, там лежат картинки, но совершенно непонятно, что на них нарисовано… Давайте соберем их из кусочков, и посмотрим, что же на них изображено!

(дети (каждый) собирают из частей картинки на тему «Зимние забавы»)

Как бы вы назвали эти картинки? (Зимние забавы, др. варианты)

Что дети делают на этих картинках? (дети по очереди отвечают полным ответом –

  1. Игра «Исправь ошибку» (развитие логического мышления, слухового внимания)

(бросаю детям снежок, дети отвечают и бросают снежок обратно)

Лыжнику нужна клюшка.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах и велосипеде.

Зимой дети лепят снежную бабу и прыгают через скакалку.

Зимой дети играют в хоккей и футбол, загорают и строят снежную крепость.

  1. Итог: Ребята, вы сегодня большие молодцы! А почему вы молодцы? Что мы с вами делали? (вспомнили, какие признаки у зимы и какие бывают зимние забавы)  Для кого мы это вспоминали? (Для Муми-тролля, так как он никогда не видел зимы) А я записала ваши ответы о зиме и зимних развлечениях на видео, и мы отправим его Муме-папе!  Муми-тролль посмотрит его, обрадуется и ляжет наконец спать!

Рефлексия: А помните, когда мы услышали звонок? Мы испугались? Как? А когда узнали, что звонит Муми-папа, мы удивились? Как? А было нам грустно на занятии? Нет? А что мы делали веселого на занятии? Как мы радовались?

Давайте вы сейчас по очереди выберете волшебному смайлику, и скажете, что больше всего понравилось на занятии? (дети прикрепляют смайлики к доске, отвечают)

А я хочу отметить, что вы все молодцы, старались, отвечали, вели себя хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Практическое занятие  психолога с детьми подготовительной группы в рамках цикла занятий по развитию эмоционального интеллекта посредством различных видов изобразительной деятельности...

«Прогулка в лес» Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми в старшей группе по ритмопластике

Использованние современных педагогических технологий:Ритмопластика А.И. БуренинойЗдоровьесберегающие (релаксация)Музыкальное воздействиеИспользование базовых движений музыкальных композицийИКТ техноло...

Методическая разработка совместной деятельности с родителями для детей старшего дошкольного возраста по теме«Такие разные профессии»

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию выберет человек, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и, конечно, материальное бл...