Презентация «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Князькова Татьяна Геннадьевна

«Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития
детей с ТНР»

(Опыт работы с развивающими играми

Вячеслава Вадимовича Воскобовича)

 

   Дошкольный возраст  - период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют о взаимосвязи речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.  В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Тактильное восприятие способствует успешному становлению речи. Развитие тактильного восприятия является основой сенсомоторного развития детей с ТНР, т. к. зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Соответственно тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей с ТНР особым способом познания окружающего мира. Учеными было отмечено, что систематическая работа по развитию тактильного восприятия, тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение. В связи с этим важное значение в речевом развитии у детей с ТНР занимает развитие тактильного восприятия и сенсомоторики в целом.  Известно, что для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет использование в образовательном процессе различных приемов: дидактических игр, графических игровых упражнений, пальчиковых игр и так далее.  В этом плане Коврограф "Ларчик" является тем пособием, который помогает решает данные задачи. На протяжении трех лет мы применяем данный игровой комплекс в работе по развитию тактильного восприятия у детей с ТНР.

   Что он из себя представляет. Игровой обучающий комплекс Вячеслава Вадимовича Воскобовича  «Коврограф «Ларчик» - это полифункциональная, трансформируемая  развивающая среда (что соответствует требованиям ФГОС), подходящая для решения многих образовательных задач.   Пособие является универсальным так как : способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов. Так же развивает речевые и математические предпосылки у детей. Незаметно для себя дошкольник осваивает цвета, формы, цифры, тренирует мелкую моторику, память, внимание, развивает речь. Специальное ковролиновое игровое поле с нанесённой на нём сеткой. Сетка помогает знакомить с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров. Поле прикрепляется к стене, на нем располагаются разнообразные пособия, зажимы, кармашки, которые создают наглядность, динамизм игр. Дети могут собственноручно творить чудеса.

  Применение данного игрового комплекта позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т.к. дети с ТНР часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. Игры с коврографом многофункциональны и вариативны. Это пособие находит место в развитии эмоциональной сферы детей, которое осуществляется с помощью "рисования" эмоций на "Каврографе" с помощью веревочек, кружочков и тд. Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых ситуаций. Они описаны на слайдах. Полюбились мне и другие авторские развивающие игры Вячеслава Воскобовича. Я их успешно применяю в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Космос» «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР» Подготовила: Князькова Т. Г., воспитатель Сургут, 2019

Слайд 2

Игровой обучающий комплекс «Коврограф ЛАРЧИК» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: цветные контактные ленты, накладные кармашки, касса трехрядная, эталоны цвета, наборы карточек (с цифрами, буквами), пространственные карточки, карточки с персонажами, стрелочки и круговерт для рисования веревочками и кружками и другое.

Слайд 3

«Коврограф «Ларчик» - это Полифункциональная т.к. решает множество образовательных задач; Трансформируемая (возможность разнообразного использования) развивающая среда. Пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов. Так же развивает математические , речевые, творческие предпосылки у детей. Данный комплект полностью удовлетворяет требованиям ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 4

Игры с коврографом многофункциональны у них широкий возрастной диапазон участников игры (от дошкольников младшего возраста до школьников начальной школы) вариативны в процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну, или сказочный лес, на которой происходят различные чудеса, что дает возможность разнообразного использования и позволяет раскрыть творческий потенциал.

Слайд 5

Комплект «Коврограф «Ларчик» способствует: Развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения). Накоплению сенсорного опыта (цвет, форма, величина).

Слайд 6

Игры с коврографом «Найди маму и малыша» Игровая ситуация: Мамы потеряли своих малышей. Задание: Найди и проведи малышей к мамам (с помощью контактной ленты)

Слайд 7

«Нарисуй портрет» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу. Игровая ситуация: гномики Белыш, Желе и др. решили подарить свои портреты Слонику Лип-Лип, но рисовать портреты не научились. Давайте поможем им. Задание: при помощи веревочек и кружков нарисовать портрет гномика.

Слайд 8

Д/и «Назови правильно» Цель: формирование у детей умения составлять предложения с простыми предлогами перед, после, между. Игровая ситуация: Однажды Слоник забрел в Город Разноцветных домов. Задание: Называть, где находится Слоник , его местоположение между домами, составляя предложение с предлогами перед, после, между. Например: Медвежонок стоит между красным и зелёным квадратом .

Слайд 9

Игры с радужными Гномами и цветными квадратами (эталонами цвета) «Помоги гномикам найти свой домик» Цель : формирование у детей умения классифицировать предметы по цвету; развивать речь; чувство сопереживания, желание помочь. Игровая ситуация : Однажды на небе появилась большая туча. Туча закрыла солнце. Стало темно. Гномы (Кохле, Желе и другие) испугались и в темноте не могут найти свои домики. Давайте зажжем фонарики над их домиками. Задание : Прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами того же цвета. Под квадраты поставить соответствующие по цвету картинки гномов.

Слайд 10

«Гномы перепутали цветные колпаки» Игра на соотнесение цветов Игры Воскобовича своими руками

Слайд 11

Д/и «Соберем бусы» Задачи: формировать умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету, размеру); формировать умения видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Игровая ситуация: Гусеница Фифа начала собирать бусы для своей подружки. 1-й вариант (На «Коврографе» расположена веревочка, на ней в определенном порядке разложены фигуры. ) Задание: Догадайтесь, какая бусинка следующая. Давайте поможем Фифе собрать бусы. Т.е. нужно выбрать кружки соответствующего цвета и разложить их в соответствии с заданной закономерностью.

Слайд 12

Д/и «Украсим коврик для зайчика» Задачи: развивать умение сравнивать предметы по величине; активизировать в речи детей слова «большой», «маленький». Игровая ситуация: в гости пришел Зайчик. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но не успел их украсить. Давайте поможем украсить коврики. (Уточнить цвет, размер кружков для украшения, их расположение на коврике, какие по углам, какие в центре). Задание: выполнить задания по образцу. Развитие у детей умения сравнивать

Слайд 13

Д/и «Любопытная змейка» Задачи: развивать графические навыки. Игровая ситуация : в один из дней Змейка Эйка решила прогуляться по дорожкам, ей кажется, что за каждым дерневом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с разных сторон, не пропуская ни одного). Задание: На «Коврографе» изображена дорожка из двух параллельных веревочек, по краям веревочек расположены зеленые кружки (деревья). Необходимо выложить красной лентой путь Змейки в виде волнистой линии.

Слайд 14

Д/и «Собрать ягоды на поляне» Задачи: закреплять умение выделять признаки – цвет, размер. Игровая ситуация : Однажны братцы ГНОМЫ отправились в лес за ягодами. ГНОМ КОХЛЕ взял большую корзину для больших (крупных) ягод. ГНОМ ОХЛЕ взял маленькую корзину для маленьких (мелких) ягод. Задание: Помогите ГНОМАМ собрать нужные ягоды. Варианты игры: Собрать только красные или желтые; Собрать по 5 ягод в каждую корзину и др.

Слайд 15

С помощью стрелочки и круговерти, контактных лент и цветных кружков можно строить геометрические фигуры. «На пальцах» изучать их свойства.

Слайд 16

Другие возможности применения коврографа (проведение звуко - буквенного анализа слова, изучение пространственной ориентации, составление геометрических задачек и многое другое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ

Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...

Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".

Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

Игры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук для детей группы раннего возраста (1-3 года)

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца....

Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ

Маериал представлен для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ТМНР...

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР...