"Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии"
статья по коррекционной педагогике

Кулинич Евгения Александровна

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими знаниями и умениями должен обладать педагог,который работает с такими детьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_pedagogika_i_psihologiya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ребенка по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка»[1].

Я полностью согласна, свыше приведенным высказыванием советского педагога В.А. Сухомлинского, и считаю, что у детей с отклонениями в развитии тоже есть индивидуальность и задатки талантов и дарований. Примером тому может служить – это дети больные аутизмом, необъяснимо талантливые в поэтическом и художественном плане.

Наблюдая за ребенком, можно увидеть многое, в том числе и его интересы, способности. Я рассматриваю применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии, как оказание максимальной помощи детям, с аномалиями в физическом и психическом развитии, в получении общих знаний и умений в детских дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, насколько тяжело таким детям адаптироваться среди своих сверстников. Они тоже хотят играть, общаться, узнавать новое, при этом не чувствовать себя неполноценными. Поэтому так важна необходимость профессионального подхода и применения знаний специальной педагогики и психологии в дошкольном воспитании.

По моему мнению, есть некоторые особенности, в профессиональном подходе, отличающие специальную педагогику и психологию:

Педагог, занимающийся с детьми с отклонениями в физическом и психическом развитии, должен быть максимально корректен, выдержан и обладать высокими профессиональными знаниями и квалификационной подготовкой. Речь необходимо иметь спокойную и четкую, подача материала должна производиться в небольших объемах, с возможностью многократного повторения. Обстановка должна быть благоприятной, с  максимально щадящим режимом. Наглядный материал для занятий необходим яркий и красочный, с наименьшим количеством изображенных предметов, для более четкого фокусирования внимания ребенка и лучшего запоминания. Необходимо давать детям посильные задания для выполнения и для воспитания самостоятельности. Постоянно включать ребенка в общественную жизнь, учить осознавать себя личностью. Не акцентировать внимание на недостатках ребенка.

Специальная педагогика остро необходима для применения в современном обществе, так как в связи с экологической нестабильностью, находящейся на грани экологической катастрофы, увеличился процент рождаемости детей с отклонениями от нормы. Методики специальной педагогики позволят скорректировать и скомпенсировать врожденные или приобретенные недостатки, помогут провести абилитацию и реабилитацию ребенка, сформируют чувство достоинства, самоценности, адекватную форму поведения в обществе, для достижения максимальной адаптации и интеграции в обществе.

Если отдельно рассмотреть дефектологию, как часть специальной педагогики, то она раскрывается в таких понятиях как «специальное обучение» и «лечебная педагогика», которые говорят сами за себя. Необходимость применения этой отрасли специальной педагогики очевидна, ведь она направлена на работу со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми (сурдопедагогика); слабовидящими, слепыми детьми (тифлопедагогика); с нарушениями в развитии речи (логопедия); обучение и воспитание умственно отсталых детей (олигофренопедагогика).

 Специальная психология для работы с детьми с отклонениями в развитии несет в себе немаловажную роль. Она позволяет выявить детей отличающихся от нормы в развитии, путем вовремя проведенной дифференциальной диагностики. Чем раньше это будет сделано, тем раньше будет оказана психологическая и педагогическая помощь таким детям.

Программа специальной психологии включает в себя не только диагностику заболеваний,  но и разработку методов и способов психологической коррекции, изучая при этом психологические проблемы, возникающие в процессе социализации и интеграции в обществе. Прохождение специализированной психологической помощи, позволит ребенку улучшить умственное развитие, на основе коррекционных и реабилитационных психологических программ.

При условии правильно подобранной программы по обучению и восполнению знаниям и умениям, и вовремя оказанной психологической помощи можно будет рассчитывать на то, что в последствие ребенок сможет удовлетворительно учиться по программе общеобразовательной школы.

Но с другой стороны, нецелесообразно, на мой взгляд, помещать ребенка с отклонениями в психическом и физическом развитии в группу с нормально развивающимися детьми, так как велика вероятность того, что он не получит необходимой педагогической и психологической помощи. Возможно, на фоне того, что он не успеет усвоить общую воспитательную и образовательную программу, у ребенка, с отклонениями в развитии, могут развиться комплексы неполноценности. И это приведет к его замкнутости и нежеланию учиться дальше, а значит и невозможности оказания ему помощи для нормальной социализации.

Только хорошо подготовив таких детей к общественной жизни, обучая не только основным знаниям, но и нормам поведения в обществе, применяя специальные программы по образованию, разрабатывая педагогические методики и оказывая своевременное психологическое сопровождение, можно будет рассчитывать на быструю адаптацию к общественной жизни и принятию их социальным обществом.

        


[1] Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918 – 02.09.1970) – советский педагог – новатор, писатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология"....

Эссе на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Искусство воспитания имеет ту особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически ил...

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированны...

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессио...

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть ...

Объект, предмет, цель и задачи специальной дошкольной педагогики

Из статьи вы узнаете о целях и задачах специальной дошкольной педагогики....