Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике

Рахмадуллина Айлигуль Салахиттиновна

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.marshrut.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Блок 1

Дата заполнения: ________________________________________________

  1.   ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец  (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели (ФИО):

Специалисты:

Учитель-логопед:

Учитель-дефектолог:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Старшая медицинская сестра:

Группа здоровья

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Заключение ПМПК

Рекомендации ПМПК

Долговременные цели

Цели на текущий период (учебный год)

Блок 2

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Специалист

Направления работы 

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Учитель-логопед

Коррекция звукопроизношения

1.Разрабатывать речевой аппарат.

2.Сформировать правильное произношение  звуков  ш, ж, р ,л (индивидуальная работа).

3.Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.

1.Проведение артикуляционной гимнастики.

2. Постановка нарушенных  звуков.

3.Автоматизация  поставленных  звуков.

Работа над слоговой структурой слова

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1.Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях.

2.Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух слогов.

Задания на освоение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами,       со стечениями согласных звуков.

Задания на расширение словаря. Упражнения на употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование

притяжательных прилагательных, приставочных
глаголов
, глаголов совершенного вида.
Упражнения на согласование
прилагательных с
 существительными.

Развитие связной речи

1. Составлять простые  односложные предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью.

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1.Упражнения на развитие разговорнойречи, диалогаПересказ поплану, повопросам.
Рассказы        - описания.
Составлениерассказапо сюжетнойкартинке
.

Учитель-дефектолог

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

 5) развивать произвольное внимание.

Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

 - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Рисую палочки»

Умственное развитие

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

Развитие мелкой моторики

развивать тонкую моторику рук

Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т.

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» .

Дидактические игры на закрепление пространственно-временных представлений.

Развитие математических представлений.

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.

-Отработка понятий «слева направо», «справа налево»;

-Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол»»

-Обводка по трафарету.

«Учись слушать и выполнять»;

-Обводка клеточки по образцу;

Раскраска и штриховка клеточки;

«Определи фигуру»;

«Назови одним словом»;

«Конкретизация понятий»;

«Подбери картинку»;

«Сложи целое из частей»;

-Сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие;

- Конструирование по образцу фигур из палочек.

Игра «Чего не стало»

Педагог-психолог

Умственное развитие

Развитие временных представлений.

Закрепление в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развитие представлений о временах года:

осень: развивать групповую сплоченность, зрительную и слуховую память, учить приемам расслабления;

зима: учить передавать различные эмоциональные состояния, развивать выразительность движений и жестов, образное мышление, воображение;

весна: передавать радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности, развитие мимики, выразительности жестов.

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

Формирование представлений о цвете, форме, величине посредством игр и упражнений «Собери овощи», «Найди пару», «В саду», «Соседи», «Волшебный мешочек».

Развитие внимания

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Развитие внимания, интереса к самому себе, формирование чувства принадлежности к группе через игры и упражнения «Моё имя», «Кто я», «Угадай-ка!», «Угадай, кто задает движение?».

Социально-личностное развитие, эмоционально-волевая сфера.

Формирование доброжелательного отношения друг к  другу, обучение приемам мышечного расслабления

Формирование представления о дружбе, позитивного отношения к сверстникам, развитие тактильного восприятия посредством приемов: игра «Скажи ласковое слово соседу», этюд «Поссорились и помирились», рисование «Мои друзья».

Развитие выразительности движений, умения понимать язык жестов и телодвижений.

Развитие умения правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, развитие выразительности движений, формирование групповой сплоченности, создание позитивного настроения, умения применять приемы саморасслабления  в играх и упражнениях: «Мы играем вместе», «Кто как радуется», «Разноцветные шары», «Минута шалости».

Формирование позитивных способов общения со сверстниками, умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики.

Инструктор по физической культуре

Развитие потребности к двигательной активности

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук через двигательную активность

Ходьба с перешагиванием через предметы.

Ходьба правым, левым боком.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Ходьба и бег со сменой направления.

Прыжки на одной ноге.

Прокатывание мяча змейкой.

Ползание на четвереньках.

Подлезание в воротца.

Бросание мяча в цель.

Игры: «Море волнуется», «Охотник и заяц», «Попади в цель».

Воспитатель

Социально-коммуникативное развитие

Формирование  представлений о самом себе;

Формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

Формирование умений использовать вербальные и невербальные средства общения.

Наблюдения.

Проведение праздников.

Проигрывание проблемных ситуаций.

Упражнения: «Закончи предложение: радость(печаль, обида, злость итд )»- это…», «Нарочно нечаянно».

Разучивание стихотворений.

Драматизация сказок: «Красная шапочка», итп.

Ролевые проигрывания ситуаций: «Разговор по телефону», ит.п.

Создание проблемных  игровых ситуаций.

Сюжетно ролевые игры.

Чтение и анализ художественных произведений.

Составление правил поведения в группе.

Создание проблемных  игровых ситуаций.

Познавательное развитие

Формирование сенсорных эталонов;

Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Формирование элементарных математических представлений.

-Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол»»

-Обводка по трафарету.

«Учись слушать и выполнять»;

-Обводка клеточки по образцу;

Раскраска и штриховка клеточки;

«Определи фигуру»;

«Назови одним словом»;

«Конкретизация понятий»;

«Подбери картинку»;

«Сложи целое из частей»;

- Конструирование по образцу фигур из палочек.

Игра «Чего не стало»

Речевое развитие

Развитие словаря;

Воспитание звуковой культуры речи;

Формирование грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

Формирование элементарного  осознавания явлений языка и речи;

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Упражнения на развитие разговорной речи, диалога Пересказ по плану, по вопросам.
Рассказы        - описания.
Составление рассказа по сюжетной картинке
.

Задания на расширение словаря. Упражнения на употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование

притяжательных прилагательных, приставочных
глаголов
, глаголов совершенного вида.
Упражнения на согласование
прилагательных с
 существительными

Блок № 3

Взаимодействие с социальными партнерами

Организация

Направления взаимодействия

Формы совместной деятельности

(возможные)

 МПМПК

Выявление уровня развития ребенка. Обследование 

 Диагностика, Заключения о развитии ребенка.

Составление педагогической карты ребенка

 

Блок 4

Взаимодействие с семьей

 

Направления взаимодействия

 

Формы взаимодействия

 

Содержание работы

 

Ответственный педагог/специалист

Просвещение (Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду )

 Собеседование.  Информационные стенды для родителей.

Дни открытых дверей. 

Консультирование, анкетирование, беседы.

Представление информационных материалов, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. 

  специалисты, воспитатели 

Диагностика

(Мониторинг базы данных на ребенка и его семью) 

Изучение документов, беседа с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.

Корректировка данных (Социальный паспорт)

Сбор информации об особенностях воспитания и развития  ребенка в семье. 
Социологическое исследование состава семьи воспитанника.

специалисты, воспитатели 

Совместная деятельность коллектива и родителей

Утренники,  соревнования,  КВН, викторины, собрания субботники, акции.

Проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, театральных представлений, родительских собраний, мастер-классов, семинар, семинар-практикум, проекты.

специалисты, воспитатели 

Индивидуальное консультирование

Специалистами ДОУ

Беседа, рекомендации.

Проведение индивидуальной консультации по запросу родителей

специалисты

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...