Уголок уединения – как средство здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с РДА.
статья по коррекционной педагогике

Уголок уединения – как средство здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с РДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уголок уединения17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок уединения – как средство здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с РДА.

Гросс Елена Владимировна, педагог-психолог

МБДОУ детский сад №7 «Радуга», Алтайский край, село Кулунда

Работа с детьми с ОВЗ требует особого индивидуального подхода. К сожалению, все чаще встречаются детки с нарушениями аутического спектра.  Для эффективной работы в области коррекции и развития психических процессов, навыков и умений такого ребенка, необходимо сначала наладить устойчивый контакт с ним, добиться желания ребенка сотрудничать, посещать занятия, взаимодействовать с педагогом или психологом и другими детьми.

Для детей с нарушениями аутического спектра пребывание в просторных группах с большим количеством детей является некомфортным и даже пугающим. Уже адаптировавшись к детскому саду, своей группе часто дети не желают или даже бояться покидать привычное помещение, а индивидуальная коррекционно-развивающая работа невозможна в присутствии большого количества детей.

В целях создания более комфортной и благоприятной среды в нашем детском саду был оборудован уголок уединения, что значительно облегчило работу воспитателя и психолога и послужило поводом для радости детей, которые с удовольствием его посещают по одиночке, либо малыми группами.

Оборудованный в самой группе такой уголок позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее и защищеннее, и при этом оставаться в обществе сверстников. Наблюдая за детьми и воспитателями из уютного уединения, ребенок быстрее и менее травматично привыкает к условиям детского сада, к большому количеству детей, окружающим взрослым. Совместное пребывание психолога или воспитателя с ребенком в уголке уединения способствует более быстрому налаживанию устойчивого контакта. Впуская взрослого в свой уголок и находясь вместе с ним там какое-то время уединенно на близком расстоянии, ребенок быстрее привыкает и доверяется ему.

Пространство уголка вмещает в себя   одного взрослого и 2 – 3 детей, что позволяет постепенно вводить в круг общения ребенка с нарушениями сверстников, проводя занятия, например, по психогимнастике в малых группах в уютной и привычной обстановке.

При нежелании ребенка покидать группу, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия могут проводится так же в уголке уединения. Для этого тут оборудована развивающая стена на которой присутствуют цветная мозайка-конструктор. Конструируя из мозайки различные фигурки самостоятельно или с помощью психолога, ребенок развивает восприятие цвета и форм, воображение, мелкую моторику.

Находясь, целый день, в окружении большого количества детей, ребенок с отклонениями аутического спектра быстро утомляется. Для снятия эмоционального напряжения в уголке уединения оборудована релаксационная зона. Здесь присутствую бисерные нити, тактильный контакт с которыми успокаивает и расслабляет. Так же есть небольшие светильники с плавающими блестками, наблюдать за которыми детям очень нравится. Для выплескивания негативных эмоций в уголке уединения есть «подушка-плакушка», сделанная своими руками. На ней изображено плохое и хорошее настроение с разных сторон. «Подушку-плакушку» можно побить, можно обнять, можно на ней полежать.

 Уголок уединения отгорожен от группы прозрачными шторами, что позволяет ребенку чувствовать себя в уединении, но быть всегда под присмотром воспитателя. Наполненность уголка уединения может быть разнообразной в зависимости от целей, преследуемых педагогом в работе с ним. Для создания домашней обстановки здесь могут быть рисунки детей на стене, личные фотографии с родителями. Для релаксации можно оборудовать уголок сухим дождем, бисерными нитями, мягкими тактильными подушками. Главное, чтобы  дети могли  здесь уединиться, но при этом оставаться в безопасности и под присмотром.

Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ уголок уединения является незаменимым многофункциональным средством здоровьясбережения, выполняя следующие функции:

- помощь в адаптации;

- средство для установления контакта и общения с ребенком;

- место проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, при нежелании ребенка покидать группу;

- место проведение занятий в малых группах;

- релаксация и восстановление сил всех участников образовательного процесса.

Конечно, для работы психолога с детьми с ОВЗ существует кабинет психолога, сенсорная комната. Но здесь, в уголке уединения, есть ряд преимуществ. Не во всех садах есть оборудованный кабинет психолога, не говоря уже о сенсорной комнате, тогда альтернативой этому выступает уголок уединения. Занимаясь с ребенком самой группе, но в тоже время уединенно коррекционный процесс проходит более легко и непринужденно, незаметно для самого ребенка, нося при этом игровой характер.

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитииличности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб, 2004. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Консультация Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функционал...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...