Мастер-класс для педагогов по логоритмике.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_pedagogov_po_logoritmike.docx | 26.75 КБ |
master-_klass_dlya_pedagogov_po_logoritmike.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по логоритмике.
Автор: музыкальный руководитель Елена Владимировна Карпова.
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы.
Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.
Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.
Практическая часть:
Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое названием цветка, начинающееся на букву своего имени (Марина- маргаритка, Ольга - орхидеи т. д.).
- У нас получился прекрасный весенний букет!
По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятии и организации лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой
Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»
(с палочками или карандашами) автор Железнова Е. С.
Птицы пальчики летят, то вперед,
а то назад, что за пальчики,
скажи – это пальчики мои. Стучим палочками по столу.
Вверх взлетели высоко, полетели далеко,
вот уже над головой–
не пора ли вам домой. Стучим палочка о палочку над головой.
Птицы возвращались, плавно опускались,
прилетели сели – кушать захотели. Стучим палочка о палочку перед собой.
Просто поклевали, видно, что устали. Стучим по очереди палочками по столу.
Пальцы отдыхают и опять взлетают. Палочки лежат на столе.
Палочки помогают задать ритм прочтения упражнения.
Игровой массаж (со средней группы)
Предлагаю педагогам встать «паровозиком» и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
А что делать, если хочется взять упражнения из логоритмики, но нет музыкальных инструментов? Нам помогут логоритмические упражнения, которые можно проводить без музыкального сопровождения.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. (со всеми возрастами).
Давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Из книги Алябьевой Е. А.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Котёнок – шалун.
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Теперь давайте выполним подвижное упражнение, в котором можно закрепить глаголы – действия, ритмический рисунок, ассоциативно – фонематический ряд (предмет – его звуковое «изображение»).
Ветер.
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубках громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Не удержится и слон.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
Следующее упражнение тоже подвижное. Выполним его, дружно повторяя слова, они легко запоминаются. Благодаря этому упражнению дети могут быстрее запомнить названия всех нот.
Весёлые ноты.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Ты у музыки спроси: — Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх.
Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот? Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз.
До-до-до звучит так низко. Ритмично потопывают ногами.
Си-си-си пищит, как мышка. Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук.
Ля-ля-ля, как колокольчик. Ритмично покачивают головой.
Ми — на «мы» похожа очень. Ритмично постукивают ладонью по груди.
Соль — со-ле-ная на вкус. Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук.
Ре-ре, словно длинный ус. Поднимают руки вперед и ритмично покачивают вверх — вниз.
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя.
Мягко стелет, как софа.
В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию массаж, самомассаж или дыхательные упражнения.
Самомассаж «Дятел»
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам
4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.
Рефлексия мастер – класса.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.
- Что Вы получили для себя на данном занятии?
- Понравилось ли Вам данное мероприятие?
- Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по логоритмике.
Автор: музыкальный руководитель Елена Владимировна Карпова.
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы.
Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.
Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.
Практическая часть:
Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое названием цветка, начинающееся на букву своего имени (Марина- маргаритка, Ольга - орхидеи т. д.).
- У нас получился прекрасный весенний букет!
По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятии и организации лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой
Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»
(с палочками или карандашами) автор Железнова Е. С.
Птицы пальчики летят, то вперед,
а то назад, что за пальчики,
скажи – это пальчики мои. Стучим палочками по столу.
Вверх взлетели высоко, полетели далеко,
вот уже над головой–
не пора ли вам домой. Стучим палочка о палочку над головой.
Птицы возвращались, плавно опускались,
прилетели сели – кушать захотели. Стучим палочка о палочку перед собой.
Просто поклевали, видно, что устали. Стучим по очереди палочками по столу.
Пальцы отдыхают и опять взлетают. Палочки лежат на столе.
Палочки помогают задать ритм прочтения упражнения.
Игровой массаж (со средней группы)
Предлагаю педагогам встать «паровозиком» и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
А что делать, если хочется взять упражнения из логоритмики, но нет музыкальных инструментов? Нам помогут логоритмические упражнения, которые можно проводить без музыкального сопровождения.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. (со всеми возрастами).
Давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Из книги Алябьевой Е. А.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Котёнок – шалун.
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Теперь давайте выполним подвижное упражнение, в котором можно закрепить глаголы – действия, ритмический рисунок, ассоциативно – фонематический ряд (предмет – его звуковое «изображение»).
Ветер.
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубках громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Не удержится и слон.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
Следующее упражнение тоже подвижное. Выполним его, дружно повторяя слова, они легко запоминаются. Благодаря этому упражнению дети могут быстрее запомнить названия всех нот.
Весёлые ноты.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Ты у музыки спроси: — Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх.
Почему всего семь нот,
Вальс звучит или фокстрот? Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз.
До-до-до звучит так низко. Ритмично потопывают ногами.
Си-си-си пищит, как мышка. Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук.
Ля-ля-ля, как колокольчик. Ритмично покачивают головой.
Ми — на «мы» похожа очень. Ритмично постукивают ладонью по груди.
Соль — со-ле-ная на вкус. Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук.
Ре-ре, словно длинный ус. Поднимают руки вперед и ритмично покачивают вверх — вниз.
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя.
Мягко стелет, как софа.
В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию массаж, самомассаж или дыхательные упражнения.
Самомассаж «Дятел»
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам
4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.
Рефлексия мастер – класса.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.
- Что Вы получили для себя на данном занятии?
- Понравилось ли Вам данное мероприятие?
- Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Вариативные формы работы по логоритмике"
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнк...
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер – класс для родителей по программе «ЛОГОРИТМИКА» «Путешествие в зимний лес»
Мастер-класс для родителей проводился с целью ознакомления и представлений, что такое логоритмическое занятие....
Мастер-класс для родителей «Чем полезна логоритмика для детей с нарушениями речи и как ею заниматься»
В презентации показаны игры и упражнения с элементами логоритмики для родителей...
мастер-класс для воспитателей занятие по логоритмике "Прогулка в весенний лес""
Мастер-класс с воспитателями по логоритмике. Тема "Прогулка в весенний лес"...
МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»
МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...