Весна
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Весна». Грамматическая тема: «Актуализация лексического и формирование грамматического значения имен существительных и глаголов». Логопедическая тема: «Обогащение словаря». Оборудование, раздаточный материал: листья разных деревьев, поле (для игры на развитие длительного выдоха), жёлуди, сухой песок, поднос, скатерть. Цель: обобщать знания и представления детей о признаках весны на основе обогащения лексикона и формирования словообразования относительных прилагательных. Задачи: I. Коррекционно-развивающие: - учить ориентироваться на плоскости и оречевлять пространственные отношения; - совершенствовать кинестетические ощущения; - развивать короткий и глубокий вдох , а также длительный, сильный и плавный неречевой выдох; - совершенствовать речеслуховую память - развивать простые и сложные формы фонематического анализа; - актуализировать и обобщать словарь ребенка (на материале существительных, прилагательных, антонимов-прилагательных); - развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных (листья деревьев); II. Общеобразовательные: - закреплять учебную терминологию; - формировать произвольность выполнения инструкций; - развивать мотивацию и элементы учебной деятельности; III. Воспитательные: - воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать педагога, товарищей, работать в подгруппе; - переключаться с одного вида деятельности на другой. | |
Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка |
Ход занятия: | |
I. Организационный момент: -Ребята, здравствуйте! Садитесь. Посмотрите внимательно, как вы подготовились к занятию. Кто правильно сидит, красиво положил тетрадь на стол, готов заниматься, получит волшебную розу. | Ребенок, который сидит лучше всех, получает цветок. |
II. Введение в тему:
- Сегодня весенний теплый ветер будет знакомить вас с разными заданиями. Игра с песком. На поднос насыпан слой песка. Логопед 2 раза читает отрывок из стихотворения. -Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Алексея Плещеева. Слушайте внимательно. (Чтение стихотворения) Теперь давайте нарисуем это стихотворение пальчиками на песке Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. Травка зеленеет, -Нарисуй травку внизу альбомного листа. Где ты нарисовал травку? Солнышко блестит; -Нарисуй солнышко в левом верхнем углу. Где ты нарисовал солнышко? Ласточка с весною В сени к нам летит. - Нарисуй ласточку в середине середине альбомного листа. Где ты нарисовал ласточку? - Что означает слово "сени"? (одно из первых помещений в крестьянском доме, где оставляли верхнюю одежду и некоторые предметы быта). - Какая красивая картина у нас получилась! - Кто автор этого стихотворения? - О каком времени года это стихотворение? - Назовите слова, которые мы нарисовали. - Слова "травка", "солнышко", "ласточка", как мы уже знаем, обозначают предметы. - В каком фильме-сказке звучит это стихотворение? - Кто написал сказку "12 месяцев"? | Дети слушают стихотворение. Рисуют на песке травку, солнышко, ласточку. Внизу альбомного листа. В левом верхнем углу. В середине альбомного листа. Алексей Плещеев Это стихотворение о весне. Травка, солнышко, ласточка. "12 месяцев" Самуил Яковлевич Маршак. |
2. Развитие неречевого дыхания (короткий сильный вдох, пауза, длительный, глубокий, плавный выдох). - А вот другое задание, которое нам дает весенний ветер. На столе лежит поле, на котором изображены три прямые линии (дорожки) и засушенный листик берёзы. Ребёнок садится так, чтобы модели природного материала находились на уровне его рта. Задание: - Лист упал с берёзы. Вдруг подул ветер, и лист полетел по дорожкам. Сделай вдох. Надуй животик. Подуй на листок, щеки не надувай. Сначала листок летит по короткой дорожке. Отдохни. Сделай глубокий вдох. Теперь он помчится по средней дорожке. Отдохни. Сделай глубокий вдох. В конце он пронесётся по длинной дорожке. Теперь нам будет легко произносить все слова на занятии. 3. Актуализация глагольного словаря. - Внимательно прослушайте слова: "летит", "мчится", "несётся". - Что означает слово "летит"? Предмет или движение? Правильно, движение. - Что означает слово "мчится"? (Движение). - Что означает слово "несется"? (Движение?). - Значит, слова "летит", "мчится", "несётся" означают движение. Молодцы! | Каждый ребёнок садится так, чтобы природный материал находился на уровне его рта. Дует на листочек берёзы, стараясь, чтобы он пролетел по дорожкам: по короткой, по средней, по длинной. Летит Мчится Пронёсся |
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие симультанно-сукцессивных операций. Игра «Тропинка». Логопед выкладывает перед детьми на стол жёлуди и орехи, предлагает детям сделать тропинку, чередуя орехи и желуди. -Давайте выложим "тропинку". Положите подряд два жёлудя, один орех, один жёлудь, два ореха. 5. Развитие основ математической деятельности. Развитие операции счета. Скажите, сколько орехов в нашей тропинке? Сколько желуде́й в нашей тропинке? | Дети выкладывают "тропинку" по инструкции В нашей тропинке три ореха В нашей тропинке три жёлудя |
6. Физминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. (Присели.) Немного отдохнём И домой пешком пойдём | Дети слушают логопеда, повторяют за ним движения |
7. Развитие умения проводить простые и сложные формы фонематического анализа. - А теперь весенний ветер предлагает нам поднять кленовый лист, если в слове есть звук [с]. - Это задание поможет нам научиться слышать и выделять звуки в словах, а потом правильно их писать. Слова: А) небо, сыро, весна, проталина, март, солнышко, сова; Б) апрель, ласточка, май, греть, сумерки, холодно, ствол. - Скажите слово «сумерки» обозначают светлое или почти темное время суток? 2) Развитие умения определять звуки в начале, середине и конце слова. На листочке, поделённом на секции, лежит желудь. -Дети, положите желудь на первый квадратик, если услышите звук [с] в начале слова, на средний квадратик, если он слышится в середине слова и на последний квадратик, если он находится в конце слова. Слова: весна, соль, суматоха, лес, ясно. - Кто знает, что обозначает слово "суматоха"? (Нечеткие, беспорядочные, некоординированные действия). | Дети выполняют задание - Правильно. |
8. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Ребенку предлагается несколько засушенных листочков с разных деревьев (берёза, дуб, каштан, липа, клён). - Ребята, весной на деревьях листочки только появляются. Но у меня есть для вас несколько засушенных листиочков – гербарий. Гербарий – это коллекция засушенных растений. Давайте вместе скажем: «Гербàрий». Посмотрите на этот лист. Скажите, с какого дерева упал этот листик, и как об этом сказать полным предложением? Например: Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. | Гербàрий (все вместе) Этот лист упал с ду́ба. Это дубо́вый лист. Этот лист упал с каштана. Это кашта́новый лист. Этот лист упал с ли́пы. Это ли́повый лист. Этот лист упал с клёна. Это клено́вый лист. |
9. Развитие умения подбирать к словам-прилагательным антонимы. Развитие ядра семантического поля. Потрогай листочек и скажи, какой он? Какое слово будет означать противоположное качество этого листочка? А какой он по весу? Подбери слово с противоположным значением. А камень какой? А песок какой? | Колючий, мягкий Гладкий, твердый Лёгкий Тяжелый Тяжелый Рассыпчатый, сухой |
10. Закрепление представлений о величине предметов и их пространственном расположении, понятий «большой» (камень) / «маленький» (камешек). Ребята, весенний ветер прикатил к нам большие камни (логопед показывает на большие камни), и маленькие камушки (логопед показывает на маленькие камешки). Разложите камни и камешки в ванночки. В левую ванночку – большие камни, а в правую – маленькие камешки. Посчитайте, сколько больших камней лежит в левой ванночке? Скажите полным предложением. А какие камни лежат в правой ванночке? | Камни, камешки 4 больших камня лежит в левой ванночке. В правой ванночке лежат маленькие камешки. |
11. Развитие умения выделять и запоминать существительные из контекста. Прослушайте, какое стихотворение нам расскажет весенний ветер. (Чтение стихотворения.) Прослушайте ещё раз, запомните слова, которые я выделю голосом, и нарисуйте палочкой на песке соответствующие предметы по памяти. На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит. А под ёлкой снег лежит. 12. Развитие речеслуховой памяти (актуализация форм слов, предложно-падежных конструкций). - Ой, ветер спрашивает: - Где пробиваются травинки? - Где находится полянка? - Откуда бежит ручей? - Где лежит снег? | На полянке У тропинки С бугорка Под елкой |
III. Подведение итогов занятия: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Скажите полным ответом. 13. Развитие долговременной памяти. Какие деревья мы вспомнили? Какие листочки? Кто может перечислить все сразу? Как называется коллекция засушенных растений? Какой звук мы вспомнили? Чему научились? Какое задание вам понравилось больше всего? 14. Оценка деятельности детей. Молодцы! Отвечали правильно, работали дружно. Обязательно расскажите родителям, о чём вы узнали на занятии. До свидания, ребята! | Сегодня мы рассказывали о весне. Мы вспомнили дуб, клён, липу, берёзу, каштан. Дубовый, кленовый… Гербарий Ответы детей Дети прощаются и уходят |
Литература:
1) Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь. – Санкт-Петербург: Издательство “Детство – Пресс”, 2008.
2) Л.З.Галиуллина, Д.Г.Мансурова, С.Г.Хисамутдинова. Программа по обучению детей русскому языку. – Набережные Челны, 2004. Печатается по решению Ученого совета института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны. .
3) О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. / Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – Санкт-Петербург: Издательский дом “Литера”, 2009.
4) Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова, В.З.Шигапова и др. Природа и ребенок. // Программа экологического образования дошкольников. – Казань: РИЦ “Школа”, 2011.
5) Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
6) Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С. 26 – 29
7) Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /
8) Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.
9) Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Весна, весна, весне дорогу!
Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...