Проект "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванова Татьяна Николаевна

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Тема проекта: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Проект разработали и реализовали:

педагог-психолог Иванова Т.Н.

музыкальный руководитель Белова С.Ф.

Красноярск 2017

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старших групп, родители детей, воспитатели.

Время реализации проекта: сентябрь-май 2017-18 уч.гг

Актуальность: Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений. ТНР отрицательно сказываются на формировании личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.

У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.

У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.

Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Небольшую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально - волевая сфера сохранена. Непременной составляющей процесса социальной адаптации личности является социально - ролевое поведение, определяющее совокупность психологических свойств и форм поведения.

Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний. Дети плохо различают эмоциональные состояния партнеров по общению, затрудняются дифференцировать эмоции.

Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Новизна программы заключается в интегрированном педагогическом подходе к данной проблеме. Педагог -  психолог и музыкальный руководитель  детского сада совместно составляют и проводят увлекательные занятия - беседы. На каждом занятии звучит живая музыка, которая способствует более глубокому эмоциональному воздействию на психику детей, чем слово. На занятиях дети учатся не только дифферецировать разнообразные эмоциональные состояния с помощью карточек и иллюстраций, но также соответствующим образом двигаться под музыку и петь, осознавая эмоциональное содержание песен.

        Педагогическая целесообразность программы.

Программа включает цикл интегрированных занятий. Задачи в соответствии с ФГОС дошкольного образования по направлениям:

Художественно - эстетическое развитие:

        - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать музыкально - эстетические представления.

Социально - коммуникативное развитие:

        - учить определять и называть свое эмоциональное состояние, рассказывать о своем настроении, взаимодействовать в детском коллективе, формировать представления о добре, зле, жадности, лени, щедрости, капризности, умение оценивать свое поведение.

Речевое развитие:

        - развивать образность речи, расширять словарный запас.

Познавательное развитие:

        - развивать память, мышление, воображение, восприятие.

Физическое развитие:

        - укреплять физическую форму детей, овладевать двигательными навыками, развивать мелкую и крупную моторику, ловкость и быстроту реакции.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1.  Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка.
  2. Умение произвольно регулировать поведение.
  3. Развитие умения диффиренцировать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние партнера по общению.
  4. Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов; понимать и определять настроение музыкальных произведений.
  5. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной  деятельности.
  6. Формирование представлений об окружающем мире.
  7. Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

        Занятия имеют определенную структуру:        

  • Каждая встреча начинается с ритуала индивидуального приветствия участников группы.
  • Следующим этапом является теоретическая часть, где дети знакомятся или закрепляют какое - то эмоциональное состояние. Знакомство с новой эмоцией происходит через беседу, рассказ и обязательно через слушание музыки.
  • Одним из самых важных этапов занятия авторы программы считают рефлексию, где дети высказывают свои мысли по поводу пережитой эмоции, вспоминают из своего жизненного опыта, случалось ли им переживать данную эмоцию или наблюдать ее у других людей, изображают ее при помощи мимики, пантомимики и изобразительных приемов.
  • Одним из обязательных этапов занятия являются музыкально - коммуникативные игры, воздействующие на сплочение детского коллектива.
  • Заключительным этапом является релаксация, способствующая снятию накопившегося за день эмоционального напряжения и возможного перевозбуждения, приобретенного во время занятия.

На занятиях приняты поведения, которые вводятся на первой встрече и действуют на протяжении всего цикла.

Нельзя:

перебивать друг друга;

высмеивать мнение участников  группы;

отказываться от партнера.

        Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в месяц, то есть 9 раз.

        Методы и формы занятий

Групповые занятия. Основная форма работы - групповые детско - родительские занятия по 30 мин.

На занятиях используются различные методы:

  • игровые - музыкально - коммуникативные, дидактические, подвижные
  • наглядные - рассматривание иллюстраций, картинок
  • словесные - беседа, использование художественного слова, показ педагога, указания, пояснения
  • практические - пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, слушание музыки, музыкально - коммуникативная игра, речевая игра, пальчиковая игра, релаксация, рисование

Подведение итогов реализации программы по развитию эмоциональной сферы "Радуга настроений" осуществляется через итоговую диагностику в конце учебного года.

        Методическое обеспечение программы

  • набор иллюстраций "Наши чувства и эмоции"
  • детские музыкальные инструменты
  • демонстрационный материал по темам
  • игрушки би-ба-бо, набор игрушек для пальчикового театра
  • напольные подушки по количеству детей
  • альбом с иллюстрациями и фотографиями "Радуга настроений"
  • наборы карточек с пиктограммами (5 наборов)
  • альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, ножницы по количеству детей
  • домик с замочками и ключиком
  • домик примирения

        Литература

1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

2. Семенова С.И. Уроки добра. Коррекционно - развивающая программа для детей 5-7 лет.

3. Коновалова С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картиный материал.

4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

Содержание программы по развитию

эмоциональной сферы для детей старшего возраста «РАДУГА НАСТРОЕНИЙ»

Тема

      Программное содержание

1

"Какие бывают эмоции" (введение в программу)

Цель: познакомить детей с разнообразными эмоциями

Задачи:

- познакомить детей с понятиями "эмоция", "пиктограмма";

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

-  учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Полька дошколят" Д.Л. Львова - Компанейца, "Новая кукла" П. И. Чайковского; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; упражнение на развитие мимики и пантомимики; музыкально - коммуникативная игра "Цветные шнурочки", релаксация "Солнечный зайчик"

2

"Радость"

Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией "радость"

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики;

- учить выбирать из разнообразной по эмоциональному состоянию радостную музыку.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского,  "Полька дошколят" Д.Л. Львова - Компанейца,

"Лебедь" К. Сен - Санса, "Новая кукла" П.И. Чайковского; упражнение на развитие мимики и пантомимики;  парный танец "Веселые ребята" муз. АЭ. Спадавеккиа, релаксация "Воздушные шарики"

3

"Грусть"

Цель: познакомить детей с эмоцией "грусть"

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать грусть при помощи мимики и пантомимики;

- развивать чувство эмпатии;

- учить способам улучшения грустного настроения.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского,  пение песни "Детский сад" А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; рисование; упражнение на развитие мимики, релаксация "Лесная полянка"; игра "Добрый мячик".

4

"Грусть"

Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией "грусть".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- развивать чувство эмпатии;

- учить способам улучшения грустного настроения.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского; инсценировка сказки "Заюшкина избушка" при помощи пальчикового театра; релаксация "Необычная радуга"

5

"Злость (сердитость)"

Цель: познакомить детей с эмоцией "сердитость".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих злость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать сердитость при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам перестать сердиться.

Методическое обеспечение. Слушание музыки К. С.Хачатуряна "Марш сеньора Помидора"; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; релаксация "Рыбки"

6

"Страх"

Цель: познакомить детей с эмоцией "страх".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих страх;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать страх при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам преодоления страха;

- развивать эмпатию, умение сопереживать.

Методическое обеспечение. Слушание музыки П. И. Чайковского "Баба - яга", М. П. Мусоргского "Баба -яга"; дидактическая игра "Найди страшный персонаж"; рисование; знакомство со способами избавления от страха; танец "Бабка - ежка - костяная ножка"; релаксация "На море".

7

"Удивление"

Цель: познакомить детей с эмоцией "удивление".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих удивление;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать удивление при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам перестать удивляться;

Методическое обеспечение. Слушание музыки, упражнение на развитие мимики и пантомимики; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; релаксация "Рыбки"

8

"Стыд"

Цель: познакомить детей с эмоцией "стыд".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих стыд;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать стыд при помощи мимики и пантомимики;

9

"Какие бывают эмоции" (итоговое мероприятие)

Цель: уточнить знания детейо разнообразных эмоциях.

Задачи:

- закрепление понимания своего эмоционального состояния и других людей;

- закрепления умения эмоционально воспринимать музыку;

- изображение с помощью мимики и пантомимики разных эмоций людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.

   В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.     Подвижная и...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...