Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Актуальная работа по сопровождению процесса адаптации в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_2.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ
Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни каждого ребенка. Здесь важен момент перехода к новому образу жизни (не редко, всех членов семьи), к новому отношению к самому себе; новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; новому статусу.
Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Ведь современная школа предъявляет высокие требования к детям. И хотим мы это принимать, или нет, деваться некуда. А ведь от отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами ребенок переступит порог школы, какой психологический запас знаний будет у него, чтобы решать школьные проблемы. Готовность к школе определяется такими параметрами, как развитием познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, графических навыков. Именно мотивационная (школьная) зрелость ребенка является залогом успешного обучения.
Не способных адаптироваться к школьной жизни, справиться с учебной нагрузкой, попадают дети, не только имеющий низкий интеллектуальный уровень, но и нарушения в эмоционально-коммуникативной сфере. Психологическая неготовность к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, повышенной тревожности, агрессии, и как правило, ухудшением здоровья. А ведь всех этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей в деском саду, ее решение в единстве модели деятельности педагога- психолога со всеми специалистами в нашем ДОУ выглядит следующим образом:
I cтупень – работа с детьми. Выделяем три направления.
Развивающая работа с детьми.
В течение учебного года с детьми старших и подготовительных групп проводятся занятия, направленные на развитие не только познавательных процессов, но и эмоционально-личностных. Вся эта система сопровождается в комплексе с методикой других специалистов ДОУ, с использованием информационных технологий и личностно-ориентированного подхода к детям.
Диагностика.
В начале учебного года, с детьми подготовительных групп, проводится предварительная диагностика готовности детей к школьному обучению, с целью выяснения школьно-значимых навыков, и для выявления детей, еще не готовых к школе. Анализ результатов, помогает определить и осуществить коррекционную работу (как групповую, так и индивидуальную), а также поработать с родителями и педагогами (дать рекомендации, консультации).
В апреле-мае проводится повторная (динамическая) диагностика, которая позволяет проследить успешность проделанной работы, а также служит основой для разработки рекомендаций.
Коррекционная работа (групповая и индивидуальная).
Итоги диагностики позволяют формировать коррекционные группы. Занятия направлены: на развитие и коррекцию психических процессов, овладение способами и приемами познавательной деятельности; а также упражнения на релаксацию.
Занятия рассчитаны на 4-6 месяцев, проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Группа состоит из 5-8 человек. Все занятия строятся на основе развивающих игр, которые побуждают детей к достижению положительного результата в деятельности.
Но встречаются дети, которые в силу определенных особенностей, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.
II ступень – работа с педагогами по вопросу подготовки
детей к школе. Выделяем четыре направления.
- Индивидуальное консультирование. По ходу диагностики разрабатываются методы работы с отдельными детьми; решаются интересующие педагога вопросы.
- Групповая работа по психологическому просвещению. Здесь педагоги выступают на семинарах, проводят консультации, размещают информацию на стендах.
- Нетрадиционная форма организации. «Ребятки на пороге школы» - семинар-практикум, в ходе которого отрабатываются практические навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск эффективных способов обучения.
- Связь со школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов, обсуждаются альтернативные особенности взаимодействия ДОУ со школой.
III ступень – работа с родителями.
Выделяем два направления.
Индивидуальное консультирование.
После проведения диагностики готовности детей к школе родителям предлагается помощь и консультирование; даются рекомендации по обучению, воспитанию, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода; в родительский уголок размещается информация общего характера по итогам предварительного мониторинга, даются рекомендации, консультация. Желающие более подробно познакомиться с результатами приходят в индивидуальном порядке.
Психологическое просвещение.
Большинство родителей самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность ребенка к школьному обучению». У них наблюдается тревожность, неуверенность в правильности своих воспитательных методов. Родители начинают задумываться об особенностях развития своих детей, интересуются об их организации жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу. Реализация всех интересующих вопросов происходит на родительских собраниях, где обсуждаются психологические особенности старшего дошкольника. Также проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках в рубрике «Советы психолога» (рекомендации носят конкретный характер и должны быть выполнимыми).
Модель психолого-педагогического сопровождения детей подготовительных групп в ДОУ.
Задачами психологического сопровождения в ДОУ являются: позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Основные формы сопровождения
Диагностика - Выявление особенностей психического
развития ребенка, наиболее важных особенностей
деятельности, сформированности определенных психологических новообразований,
соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков, личностных и межличностных
образований возрастным ориентирам и требованиям
общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Развивающая работа - (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании,
Возможности его приобретения и реализации
деятельности и общении.
Коррекционная работа - (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с ребятами, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Консультирование – рассматривается как форма организации сотрудничества психолога с педагогами
в решении различных проблем и профессиональных
задач самого педагога.
Просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать
создание условий для полноценного личностного
развития и самоопределения, воспитанников на
возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении
и развитии интеллекта. Так жеприобщение
педагогического коллектива к психологической
культуре.
Нетрадиционная форма организации с педагогами –
семинары-практикумы.
Школа – система взаимодействия педагога-психолога со специалистами школы.
Консультирование-основные задачи консультирования родителей: информирование, организация
детско-родительского общения, поддержка.
Популярной формой консультирования родителей становится организация родительских групп, на
которых проводят тренинги, включающие ролевые
игры, дискуссии, анализ семейных ситуаций,
пробы на совместную деятельность.
Психологическое просвещение - обеспечение родителей знаниями и навыками,
способствующими развитию эффективного,
развивающего поведения в семье в процессе
взаимодействия с детьми. В результате их проведения
становится возможным формирование групп
лидеров из родителей, в дальнейшем активно
участвующих в профилактической деятельности.
Проведение бесед, лекций, возможность давать
рекомендации родителям для успешного воспитания
детей учитывая возрастные особенности.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения
ребенка.
Литература
- Венгер Л.А, Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., Педагогика, 1991.
- Мухортова Е.А, Наровчатова-Бочавер С.К. Скоро в школу. – М. 1995.
- Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Хлчу в школу – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...