Конспект подгруппового открытого занятия педагога – психолога для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Шапка - невидимка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Занятие для подготовительных детей группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 11

им. Героя Советского Союза Аипова Махмута Ильячевича

г.о. Октябрьск Самарской области

Конспект

подгруппового открытого занятия  педагога – психолога

 для детей 6-7 лет с ТНР

СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»

на тему «Шапка - невидимка»

Автор – составитель:

педагог – психолог

Юринова А.А.

2019 год

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- развивать слуховое и зрительное внимание

-развитие логического мышления, внимания, воображения.

-развитие эмоциональной сферы детей

-развитие слухового внимания

- улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, облегчение процесса письма.

-продолжать учить соотносить движения с текстом

«Речевое развитие»

- развивать фразовую речь

- закрепить умения отвечать на вопросы по тексту

-формировать умение отвечать полным ответом

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- создать положительный настрой

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

- развитие навыков вербального и невербального общения

- развитие эмоциональной сферы детей.

«Физическое развитие»

- развивать общую и мелкую моторику

Методы и приемы:

Организационный: Игра «Цветок весны»

Мотивационный: Отгадывание загадки.

Практические:

   Сказка «Шапка - невидимка», пальчиковая гимнастика, игра «Составь картинку», работа в тетради «Логическая загадка», задание «Мячики», задание «Лабиринт». Цветок.

Рефлексивный: Упражнение «Доброе животное»

Материал и оборудование: Простые карандаши, бланки с заданиями, пиктограмма «Самодовольство», разрезные картинки с изображением пиктограммы «Самодовольство» для каждого ребенка, зеркало, ноутбук, игрушка «Еж», карточки с буквами «П», «У», «Я».

Приложение 1 Н. Ю. Куражева. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» стр. 127 Сказка «шапка - невидимка».

Логика образовательной деятельности

п\п

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Ребята, я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом передавая цветок, символ весны.

Дети здоровываются желая друг другу добрые пожелания.

Развитие эмоциональной сферы детей, вербального и невербального общения.

2

Ребята, я хочу вам прочитать загадку, а вы попробуйте отгадать нового ученика из лесной школы.

Живет в норке,

Грызет корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

Отгадывают загадку.

Мышь

Развито слуховое внимание, мышление, воображение. Умение отгадывать загадки.

3

Ребята, я предлагаю вам превратиться в мышат и устроить мышиный хор. Когда я буду поднимать руки – вы должны пищать как мышата все вместе, хором, только громко, а когда я буду отпускать руки – тихо».

Теперь, когда мышата успокоились, мы снова превращаемся в детей. Раз, два, три, снова дети мы.

И мы с вами попадаем в Лесную школу.

Дети играют в игру

Развивают слуховое внимание.

4

Ребята, давайте узнаем, что же случилось с новым учеником из Лесной школы. Сейчас я вам прочитаю сказку. Прошу вас сесть на стульчики.

Развитие слухового внимания

       

5

Ой, кто это стучится? Учитель Еж. Знаете, зачем он пришел?

Он пришел посмотреть как вы умеете слушать сказки. Если вы перестанете слушать, он будет сердится и подниматься вверх.

Ответы детей.

Поддерживание  интереса к прослушиванию сказки.

6

    Приложение 1

Сказка «Шапка - невидимка»

Дети слушают продолжение сказки про «Лесную школу» сидя на ковре.

Развитие слухового внимания, воображения.

7

Ребята

-Как называется эта глава из сказки «Лесная школа»?

-Что за ученик появился в «Лесной школе»?

- Каким был мышонок для своих родных?

-Почему у мышонка не получалось быть учеником?

-Что учитель Еж хранил в самом укромном месте своего кабинета?

-Как шапка – невидимка помогла исправить мышонка?

-Почему мышонок после урока чувствовал себя самым несчастным?

Ребята, учитель «Еж» очень доволен вами, как вы умеете слушать сказки. Но ему пора бежать в школу на урок к лесным жителям. Но он нам принес задания из лесной школы, которые мы с вами должны выполнить. Выполним?

Молодцы ребята!

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей

Закреплять умения отвечать на вопросы по тексту, умение отвечать полным ответом.

Развитое внимания.

Развивать фразовую речь. Развить умение слушать ответы товарищей, дополнять ответ.

8

Я предлагаю сесть вам ребята, за столы. А теперь давайте поиграем в игру «Составь картинку». Нам нужно собрать картинку и догадаться какая эмоция на ней изображена.

А вот еще одно лицо.

-Этот человек хочет с нами общаться или нет?

-Почему вы так решили?

-Как вы думаете, он хочет поиграть с кем - то своей любимой игрушкой или всем покажет и никому не даст?

Да, этот человек, который скорее всего, никому не даст свою игрушку. Эмоция на его лице вызывает самодовольство. Да-да, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение. Давайте подойдем к зеркалу и попробуем показать такое выражение лица.

Ответы детей

Выполняют мимическое упражнение

Создание положительного настроя.

Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.

Закрепляется умение отвечать на вопросы, умение логически размышлять.

Создание положительного настрой, умение выполнять мимическое упражнение.

9

А теперь, я предлагаю вам сесть за столы для выполнения графических работ из «Лесной школы». Но сначала, чтобы нам лучше запоминать и облегчит процесс письма нужно сделать массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. А затем разотрем наши уши руками. Вот так. (показываю движения)

Дети выполняют массаж ушных раковин.

Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, облегчение процесса письма.

10

Перед вами лежат тетради с заданиями.

В тетрадях нам ученики «Лесной школы» предлагают выполнить задания вместе с ними. Первое задание называется «Логическая загадка».  

Зайчата соревновались в беге: Пушок прибежал быстрее, чем Ушастик, а Ушастик быстрее чем Яшка. Кто из зайчат прибежал первым, а кто последним? Ребята, нам нужно на рисунке дать имена зайчатам. Как зовут первого зайца? Давайте с верху напишем первую букву его имени. Кто забыл, как пишется буква «П» посмотрите на карточку.

Как зовут второго зайца? Снова пишем первую букву имени.

Если забыли, как пишется буква «У» посмотрите на карточку.

Как зовут третьего зайца? Если забыли, как пишется буква «Я» посмотрите на карточку.

Молодцы!

Дети выполняют задание.

Дети отвечают и пишут первую букву имени зайца. (Пушок)

Дети отвечают. (Ушастик)

Ответ детей. (Яшка)

Развитие логического мышления, слуховое восприятие, зрительное внимание.

11

Следующее задание называется «Мячики». Дорисуй все мячики так, чтобы они были одинаковыми.

Дети выполняют задание

Развитие внимания и произвольности психических процессов.

12

И последние наше задание называется «Лабиринт».

Вам нужно провести мышонка по лабиринту, и Вы узнаете какую оценку он получил на уроке в Лесной школе.

Дети выполняют задание «Лабиринт»

Продолжает развиваться концентрация внимания, логического мышление.

13

А теперь положите карандаши. Встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно большое доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох, и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – делаем шаг назад. И еще раз  тук  - шаг вперед, тук – шаг назад.

Дети играют в игру «Доброе животное»

Развиты эмоциональные сферы детей, навыки вербального и невербального общения.

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми

14

Ребята! Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Какое из упражнений вы хотели бы повторить на следующем занятии?

Ответы детей

Создание положительного настроя

15

Спасибо. На этом наше занятие завершается. До свидания! Я всем даю оценку молодец. Спасибо за работу.

Дети получают оценку.

Создание положительного настроя

\

Сказка «Шапка – невидимка»

   В лесной школе появился еще один новый ученик. Это Мышонок.

   Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый…» - твердили они ему. Пропищит мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!» перекувыркнется мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жителям леса.

   В Лесной школе его почему – то приняли без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладится вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдались, ни ученики, ни учитель не замечали «гениальности» Мышонка.

   Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьиным» писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот, наконец – то», - думал мышонок, - все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

- Почему ты нам мешаешь?

   Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята – зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

   На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «Шапке – невидимке», которая хранилась в самом секретном месте кабинета директора школы. Эта шапка – невидимая, и она делает невидимых тех, кто ее надевает. Еж держал ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учится. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята зверята перестали обращать внимание на кривляние Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время, он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют!» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и снял шапку.

   - Правда, грустно себя чувствовать в одиночестве, - тихо сказал еж и добавил: - Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок на урок, Шапка – невидимка вновь вернется к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.

   Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал…

   Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

-Что, пропрыгала дома? А теперь пытаешься задачку решить? – ехидно спросил мышонок.

- Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего у меня не получается! – обиженно ответила Белочка.

   Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

- Хочешь, я помогу тебе?

   Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было приятно!

   На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про Шапку – невидимку.

- Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла? – удивлялся Мышонок.

   А учитель Еж и ребята – зверята дружелюбно улыбались…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Конспект подгруппового открытого занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Тема: Звук и буква Т. Цель: 1. Четкое произнесение звука Т. 2. Знакомство с буквой. 3. Выделение на слух из слов. 4. Закрепление представлений о мягкости согласных, различение на слух Т-Т`. 5. Упражне...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР по теме «Весна»

В современных реалиях нарушение речи у детей дошкольного возраста довольно частое явление. Используя в своей работе различные современные образовательные технологии, я отмечаю эффект от занятий....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФНР по теме «Животные жарких стран».

Собственная методическая разработка учителя-логопеда Черемхиной Ольги Альбертовны Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФНР по теме «Животные жарких с...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с  ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».    ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...