"Диагностические карты речевого развития" по программе "Тропинки"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Ребенок способен воспринимать и понимать мысли собеседников, использует для выражения своей мысли различные языковые средства, стремится строить разговор, беседу в соответствии с тематикой вербального взаимодействия, контролирует правильность и нормативность форм речевого высказывания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechevogo_razvitiya.docx | 42.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие
4.1. Критерий: владение речью как средством общения и культуры
4.1.1. Показатель: адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
Инструкция: Наблюдение организуется в процессе свободного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
Оценка
А.
3 балла – ребенок выбирает собеседника из разных возрастных групп, проявляет инициативу в общении. В ответ на предложение общаться, взаимодействовать проявляет положительное отношение к общению;
2 балла – как правило, проявляет потребность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, чаще всего отвечая на предложение общаться;
1 балл – не проявляет потребности к общению, не способен проявить инициативу во взаимодействии.
Б.
3 балла – ребенок с удовольствием участвует в коллективных формах общения (диалог, полилог, беседа);
2 балла – участвует в коллективных и диалогических формах общения в ответ на предложение общаться;
1 балл – отрицательно относится к участию в коллективных формах общения.
В.
3 балла – ребенок всегда находит повод для обращения к собеседнику;
2 балла – при помощи взрослого находит повод для обращения к собеседнику;
1 балл – у ребенка не бывает повода для обращения к собеседнику.
Г.
3 балла – ребенок способен воспринимать и понимать мысли собеседников, использует для выражения своей мысли различные языковые средства, стремится строить разговор, беседу в соответствии с тематикой вербального взаимодействия, контролирует правильность и нормативность форм речевого высказывания;
2 балла – чаще всего способен воспринимать и понимать мысли собеседников, использует для выражения своей мысли различные речевые и языковые средства с помощью взрослого, стремится контролировать правильность и нормативность своего речевого высказывания;
1 балл – способен воспринимать и понимать мысли собеседников, использует для выражения своей мысли различные речевые и языковые средства, стремится строить разговор, беседу в соответствии с тематикой вербального взаимодействия, контролирует правильность и нормативность форм речевого высказывания.
Д.
3 балла – речь ребенка коммуникативно-целесообразна;
2 балла – речь приобретает коммуникативную целесообразность при помощи взрослого;
1 балл – речь коммуникативно нецелесообразна.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми и успешно реализует ее, выступая инициатором при любой возможности | С удовольствием участвует в разговоре с одним или несколькими собеседниками, может занимать разные позиции активности | Поводы общения со сверстниками и взрослыми разнообразны, присутствуют познавательные и социально-личностные мотивы | Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета | Речь коммуникативно целесообразна | Всего баллов (от 15 до 0) |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
4.2. Критерий: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие речевого творчества
4.2.1. Показатель: все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматического строя и произносительной стороны речи; диалогическая и монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности
Материалы: картинка с изображением ежа; серия картинок, объединенных общим сюжетом
Инструкция и оценка
Задания предлагаются воспитателем группы индивидуально каждому ребенку (беседа не должна превышать 15 минут). Если диагностика проводится незнакомым взрослым, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием. Задания необходимо давать в интересной, интонационно выразительной форме.
Ход обследования и оценка его результатов
1-я серия заданий (словарь и грамматика)
Воспитатель задает ребенку вопросы в определённой последовательности.
1. «Ты знаешь уже много слов. Что значат слова «кукла», «мяч», «посуда»?»:
3 балла – ребенок правильно объясняет значение слов («из посуды едят и пьют», «это игрушки»);
2 балла – называет отдельные признаки, действия;
1 балл – называет один-два слова.
2. «Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?»:
3 балла – выполняет все задания, называет один-два слова к прилагательному («глубокая яма, глубокое море»);
2 балла – подбирает слова к двум-трём прилагательным;
1 балл – подбирает слово только к одному прилагательному («высокий забор»).
3. «Что называют словом «ручка»?»:
3 балла – называет несколько значений этого слова («Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка»);
2 балла – называет два значения этого слова;
1 балл – перечисляет предметы, у которых есть ручка (одно-два слова).
4. «Придумай предложение со словом «ручка»:
3 балла – составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2 балла – называет два слова (словосочетания);
1 балл – называет только одно слово («ручка»).
5. «Ручка нужна, чтобы... Ручкой можно...»:
3 балла – правильно заканчивает разные типы предложений («…писать, держать чашку, держать сумку…», «…писать, открывать дверь»);
2 балла – называет два слова;
1 балл – подбирает только одно слово.
6. А. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… »:
3 балла – ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы) («…радостный, оживленный, довольный», «…мчался, несся, летел»);
2 балла – называет два-три слова;
1 балл – подбирает только одно слово.
Б. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову «веселый» подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а...».
3 балла – правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы). («грустный, печальный, обиженный», «…плелся, тащился, брел»;
2 балла – называет два-три слова;
1 балл – подбирает только одно слово.
7. «Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)?»:
3 балла – правильно называет все слова в сослагательном наклонении («убежал бы, спрятался бы, испугался бы»);
2 балла – подбирает два слова;
1 балл – называет только одно слово.
8. «Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал»:
3 балла – правильно называет слова в повелительном наклонении;
2 балла – подбирает два слова;
1 балл – называет одно слово.
9. «Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много... (Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»):
3 балла – ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме («зайчонок», «зайчата», «…зайчат»);
2 балла – называет правильно только одну форму;
1 балл – не выполняет задание.
10. «Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы»:
3 балла – ребенок называет все слова правильно («собака — щенок — щенки – много щенят»; «корова — теленок — телята — двое телят»; «лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят»; «овца — ягненок — ягнята — много ягнят»);
2 балла – называет два-три слова;
1 балл – называет одно слово.
11. «Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом «лес»?»
3 балла – называет более двух слов («в лесу», «лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок»);
2 балла – называет два слова;
1 балл – повторяет заданное слово.
12. «Что называют словом «игла»? Какие иглы ты еще знаешь?»:
3 балла – ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2 балла – называет только одно значение этого слова;
1 балл – повторяет слово за взрослым.
13. «Какая игла у ежа? Про что мы говорим «острый, острая, острые»?»
3 балла – ребенок называет несколько предметов («острый нож, острая пила, острые ножницы»);
2 балла – правильно подбирает два слова;
1 балл – называет одно слово.
14. «Что можно делать иглой? Для чего она нужна?»:
3 балла – ребенок называет разные (больше двух) действия («шить, вышивать, делать уколы»);
2 балла – называет два действия («накалывать грибы, шить»);
1 балл – называет одно действие («шить»).
15. «Составь предложение со словом «игла»:
3 балла – ребенок составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»);
2 балла – составляет простое предложение («Иглой делают укол»);
1 балл – называет одно слово.
16. «Дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинок наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?»:
3 балла – ребенок правильно исправляет все предложения («Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинок не на ту ногу»);
2 балла – правильно исправляет два предложения;
1 балл – повторяет предложения без изменения
2-я серия заданий (звуковая культура речи)
1. «В названии каких животных слышится звук л? Звук ль? Звук р? Звук рь? Назови слова, в которых есть звуки с и ш? Звуки ж и з?»:
3 балла – ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки («лошадь, волк, слон, белка», «лев, лиса, леопард», «тигр, корова, баран, жираф», «черепаха, курица», «старушка, Cаша, сушка», «железо»);
2 балла – называет более двух слов;
1 балл – называет одно слово.
2. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. Например: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» или любую другую:
3 балла – ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2 балла – недостаточно четко произносит скороговорку;
1 балл – не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
3. «Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь»:
3 балла – ребенок передает заданные интонации;
2 балла – передает только вопросительную интонацию;
1 балл – повторяет повествовательную интонацию.
4. «Придумай окончание фраз, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял?..», «Ежик-ежик, где ты был?..»:
3 балла – ребенок ритмично заканчивает фразы («Я грибочки собирал», «Я все по лесу бродил»);
2 балла – отвечает, нарушая ритм;
1 балл – называет одно слово.
3-я серия заданий (связная речь)
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке):
3 балла – ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец («Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»);
2 балла – рассказывает, опуская начало (или конец);
1 балл – перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель показывает три-четыре картинки, объединенные сюжетом, и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ:
3 балла – ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2 балла – рассказывает при помощи взрослого;
1 балл – перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему:
3 балла – ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2 балла – составляет рассказ при помощи взрослого;
1 балл – не справляется с заданием.
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности, они помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Словарь и грамматика (1-я серия заданий) | ||||||
«Ты знаешь уже много слов. Что значат слова «кукла», «мяч», «посуда»?» | «Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?» | «Что называют словом «ручка»?» | «Придумай предложение со словом «ручка» | «Ручка нужна, чтобы... Ручкой можно...» | Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… » | Педагог даёт другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову «веселый» подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а...» | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
№п/п | 1-я серия заданий | |||||||||
«Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)?»: | «Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал» | «Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много... (Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...») | «Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы» | «Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом «лес»?» | «Что называют словом «игла»? Какие иглы ты еще знаешь?» | «Какая игла у ежа? Про что мы говорим «острый, острая, острые»?» | «Что можно делать иглой? Для чего она нужна?» | «Составь предложение со словом «игла» | «Дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинок наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?» | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
№п/п | Звуковая культура речи (2-я серия заданий) | Связная речь (3-я серия заданий) | Всего баллов (от 72 до 0) | |||||
«В названии каких животных слышится звук л? Звук ль? Звук р? Звук рь? Назови слова, в которых есть звуки с и ш? Звуки ж и з?» | Даётся скороговорка, которую надо произнести быстро –медленно, тихо – громко – шёпотом. Например: «Тридцать три выгона в ряд тарахтят, тарахтят» или любую другую | «Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь» | «Придумай окончание фраз, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял?..», «Ежик-ежик, где ты был?..» | Воспитатель предлагает ребёнку описать ежа (по картинке) | Воспитатель показывает три-четыре картинки, объединённых общим сюжетом, и составление по ним рассказа | Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ (сказки) на самостоятельно выбранную тему | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
4.3. Критерий: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
4.3.1. Показатель: проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг
Материалы: книги, таблички с названиями станций.
Инструкция: детям предлагаются здания во время непосредственной образовательной деятельности.
Проводится игра-путешествие в «Страну любимых книг». Дети «путешествуют» по «станциям».
Станция 1. «Любители книг»
Педагог задает вопросы: «Кто из вас любит книги? Кто из вас любит их слушать, рассматривать, читать?» Далее детям предлагается нарисовать любимую книгу.
Станция 2. «Литературные Знайки»
Педагог задает вопрос: «Во всех книгах напечатаны художественные произведения. Какие художественные произведения вы знаете? Какие книги есть у вас дома и в вашей группе?»
Проводится игра «Кто больше книг назовет». За каждый ответ дается фишка.
Станция 3. «Сказочная»
Педагог задает вопросы: «Расскажите, что вам больше нравиться: рассказы или сказки? Почему? Какие сказки вы помните? Назовите их. И какие рассказы слышали?».
За каждое названное произведение дается фишка.
Станция 4. «Библиотекари»
Педагог задает вопросы: «Какие книги любят дети? О чём они должны рассказывать? Какие сказки, стихи и рассказы вы знаете? Давайте представим, что мы с вами библиотекари. Расположите книги по разным жанрам: сказки, рассказы, стихи».
Проводится игра «Библиотекари». За каждое правильное расположение книги ребёнку дается фишка. Затем педагог задает вопросы: «Здесь вы разложили только книги для детей? А знаете ли вы какие-нибудь «взрослые» книги? Назовите». За каждое названное произведение дается фишка.
В конце игры-путешествия оцениваются результаты выполнения заданий.
Оценка
3 балла – характеристика интегративного качества проявляется ярко;
2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении;
1 балл – показатель почти не проявляется.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Имеет читательские предпочтения | Может назвать произведения разных жанров | Понимает особенности литературных произведений разных жанров | Отличает прозу и поэзию | Всего баллов (от 12 до 0) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Оценка результатов обследования по всем показателям заносится в сводный протокол, и выявляется уровень речевого развития на данном возрастном этапе у каждого ребенка.
Выявление уровней речевого развития детей 6-7 лет (в баллах)
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) | Все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности | Проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг | Всего баллов (от 99 до 0) | Уровень речевого развития (в баллах) | ||
высокий (99-54) | средний (53-10) | низкий (9 и менее) | ||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Характеристика уровней речевого развития детей 6-7 лет
Высокий уровень (99 – 54 баллов) – Использует в активном словаре имена прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации. Понимает и употребляет разные значения многозначных слов. Дифференцирует обобщающие понятия. Умеет образовывать название детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи. Строит сложные предложения разных типов. Дифференцирует звуков с – з, ш – ж, ч – щ, ц, л, р; различает свистящие и шипящие, глухие и звонкие, сонорные, твердые и мягкие звуки. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания. Пересказывая произведения художественной литературы, интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Составляет описание, повествование или рассуждение, развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связей. Опыт восприятия художественной литературы широк и разнообразен. Осознанно, мотивированно и с интересом относится к литературным произведениям, книгам. При выборе книг для чтения, оказывает предпочтения произведениям разных жанров или тематики. Свой выбор может осознанно объяснить. Показывает знания особенностей различных жанров литературных произведений. Для участия в заданиях, связанных с художественной литературой проявляет инициативу и интерес. Инициирует диалог по теме, проявляет интерес к мнению взрослого и сверстников о книге или литературном произведении.
Средний уровень (53 – 10 баллов) –Использует в активном словаре имена прилагательные и глаголы, старается подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации. Дифференцирует обобщающие понятия. Умеет образовывать название детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи. Строит сложные предложения разных типов. Дифференцирует звуки с – з, ш – ж, ч – щ, ц, л, р; различает свистящие и шипящие, глухие и звонкие, сонорные, твердые и мягкие звуки. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания. Пересказывая произведения художественной литературы, с помощью взрослого интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Составляет описание, повествование или рассуждение, развивает сюжетную линию в серии картинок с помощью педагога. В целом положительно относится к художественной литературе, но это отношение носит не всегда осознанный характер. Более разнообразные читательские предпочтения и интересы. Знает небольшое количество литературных произведений (приводит один-два примера). Знания ребенка о жанрах литературных произведений носят фрагментарный характер. Интерес к литературе проявляется лишь в ходе выполнения заданий, упражнений: интересуется литературной темой, задает вопросы воспитателю, старается участвовать в совместном обсуждении произведения.
Низкий уровень (9 и менее баллов) – использует в активном словаре, как правило, существительные и глаголы, но затрудняется дифференцирвать обобщающие понятия. Умеет с ошибками образовывать название детенышей животных, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Не строит сложные предложения разных типов. Фонематический слух нарушен, не дифференцирует звуки с – з, ш – ж, ч – щ, ц, л, р. Не различает свистящие и шипящие, глухие и звонкие, сонорные, твердые и мягкие звуки. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания только с помощью взрослого. Составляет краткое описание или повествование при помощи педагога. Не может развивать сюжетную линию в серии картинок даже с помощью воспитателя. У ребенка проявляется недостаточный литературный опыт, отсутствие интереса к литературным произведениям. С трудом вспоминает названия книг, пользуясь формулировкой «про это….», «про то, как…». Не знает особенностей литературных жанров. Различает литературные жанры не осознанно, отличий не выделяет. Предпочитает, как правило, один литературный жанр. Отрицательно относится к выполнению заданий, связанных с литературными произведениями
Инструкция: Запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приемы) для Вашей образовательной деятельности с ребенком по физическому развитию детей, затем внесите эту деятельность в свой календарный план
Рекомендации по планированию речевого развития у детей 6-7 лет
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) | Проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг | Все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта речевого развития дошкольников в условиях логопункта
Диагностика в условиях логопункта...
Индивидуальная диагностическая карта речевого развития ребенка для группы ФНР
На логопункте я использую индивидуальную диагностическую карту речевого развития ребёнка....
Групповая диагностическая карта речевого развития детей для (воспитателей)
Групповая диагностическая карта речевого развития детей...
Диагностическая карта речевого развития детей
Результаты обследования речевого развития детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет...
Диагностическая карта речевого развития 6-7 лет
Диагностическая карта речевого развития 6-7 лет...
Диагностическая карта речевого развития
Диагностическая карта позволяет отслеживать динамику речевого развития (компонентов речи) ребенка....
Диагностическая карта речевого развития
Диагностическая карта речевого развития...