СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
статья по коррекционной педагогике
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleni_5.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада .
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, в детских садах они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как ухудшение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка.
Полноценное мышление служит фундаментом для формирования обобщённых модельных представлений, на которых в последующем будет строиться формирование понятий у ребенка, поэтому особенно важно изучение мышления у детей с общим недоразвитием речи, так как существует сильная связь мышления и речи. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Надо отметить что, интеллектуальное развитие старших дошкольников с разным уровнем речевого развития характеризуется специфическими особенностями мыслительной деятельности.
Специальная коррекционная программа, направленная на развитие мышления позволяет совершенствовать мыслительную деятельность дошкольников с речевыми нарушениями, что так же способствует психическому развитию детей в целом.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом) Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы – представления.
При этом в познавательную деятельность рано включается речь, выступающая в качестве носителя способа действия в ней. Этот способ действия закрепляется и передается с помощью речи. На разных стадиях развития мышления функции речи существенно меняются.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. В игре ребенок планирует выполнение замысла и творчески импровизирует по ходу игры.
Нужно отметить что, характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. Ребёнок с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Изучая особенности развития личности и формирования межличностных отношений дошкольников с ОНР, О.А.Слинько утверждает, что на формирование личности ребенка с ОНР влияет степень выраженности речевого дефекта, и что речевая недостаточность может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников в силу несформированности средств общения.
Трудности протекания коммуникативного процесса могут быть связаны с уровнем самооценки индивида, его отношения к своим речевым проблемам.
Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность (Л.Г.Соловьева). Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы.
При изучении средств общения у детей с недостатками речевого развития уже в дошкольном возрасте выявляются значительные отставания от возрастной нормы в овладении навыками связной речи. Отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, характерны нарушения связности и последовательности изложения речевого материала, трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. При составлении самостоятельного монологического высказывания отмечены: преобладание коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами общения.
Результаты сравнительного изучения мышления у нормально говорящих дошкольников и детей с общим недоразвитием речи логопедической подгруппы позволяют говорить о том, что у обеих групп наблюдается наличие разных уровней выполнения заданий. Это свидетельствует о том, что в группах нормально говорящих дошкольников и детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различия в протекании процесса сформированности мышления. Нормально говорящие дети лучше справлялись с заданиями, чем дети с общим нарушением речи. Это подтверждают количественные показатели.
Уровень сформированности мыслительных действий и операций наглядно-образного мышления зависит от степени преодоления речевого нарушения.
Качественный анализ позволил выделить группы детей с низким, средним и высоким уровнями сформированности наглядно-образного мышления.
Результаты диагностического исследования (или обследования?) детей позволяют сделать следующие выводы: выделено три уровня сформированности мышления. Для большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее характерен средний и низкий уровень сформированности мышления, в то время как для нормально говорящих сверстников - высокий и средний.
Особенности формирования мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются:
- в замедленном темпе протекания мыслительных процессов;
- в недостаточной осведомлённости некоторых понятий и терминов;
- в ограниченности умения пользоваться заместителями;
- в трудностях оречевления своих мыслей (произвести вывод или заключение).
По результатам проведённого исследования (обследования?) была разработана рабочая программа «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» (по программе Н.П. Локаловой и Д.П. Локаловой) по коррекции развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи.
Психокоррекционная работа с детьми с речевой патологией в МДОУ строилась с учетом методологических принципов (И.Ю.Левченко и У.В.Ульянкова):
(нужны ли эти принципы в статье или их лучше убрать?)
1. Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетомхарактера нарушений.
2. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цель и содержание коррекционной работы могут быть определены только после комплексного, системного целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования.. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и должна быть направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация – это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы связана с результатом – компенсацией нарушения
4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.
6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.)
7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства, поощрение его малейших достижений.
8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер и др.) Его развитие происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.
Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи работы с ребенком психолога, педагогов и его родителей, при активной роли самого ребенка.
Организация психокоррекционнной работы с детьми с нарушениями речи была построена в соответствии со схемой, предложенной А.С. Спиваковской, выделяющей следующие блоки психокоррекционной работы: диагностический; установочный; оценочный.
При разработке методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления опора была сделана на работы Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.П. Локаловой, Д.П. Локаловой и других авторов. Игры по развитию умственных способностей дошкольников адаптированы для детей с общим недоразвитием речи.
Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Занятия, направленные на формирование наглядно-образного мышления, должны быть разнообразными и систематическими. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.
При проведении игр для развития наглядно-образного мышления необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, а именно: непроизвольность внимания, сложности с концентрацией и устойчивостью внимания, наглядность, низкую работоспособность.
В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
При разработке методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления опора была сделана на работы Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко и других авторов. Игры по развитию умственных способностей дошкольников адаптированы для детей с общим недоразвитием речи.
Основными формами психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. На основании этого для детей логопедической подгруппы был составлен график проведения коррекционных занятий:
- индивидуально: 1 раз в неделю по 25 минут с каждым ребенком, входящим в логопедическую подгруппу;
- подгрупповые занятия: 1 раз в неделю по 3 человека (2 подгруппы);
- групповые занятия: 1 раз в неделю со всеми детьми.
С каждым ребенком в течении недели психолог проводил 3 занятия: индивидуальное, подгрупповое и групповое.
Коррекционно-педагогическая работа, по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, должна осуществляться по четырём параметрам: сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация,); гибкость - применение знаний в различных ситуациях, отсутствие штампов; динамичность - темп, подвижность мыслительных процессов; мотивация деятельности (планирование, контроль, критичность).
По окончании цикла занятий была проведена повторная психологическая диагностика.
Анализ результатов повторной психологической диагностики показал, что большинство детей логопедической подгруппы, имевших низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления, после проведения систематических индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий перешли в разряд среднего уровня сформированности мышления.
Таким образом, мы видим, что при разработки и проведении коррекционно-развивающей работы с учетом дидактических принципов: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий и учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, выявленных при психологической диагностике, возможно развитие наглядно-образного мышления, что так же способствует и психическому развитию детей в целом. Изучение особенностей наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили сделать следующие выводы:
Наглядно-образное мышление - мышление, при котором задачи решаются не путём манипуляций с предметами, а путём внутренних психологических действий и преобразований образов этих предметов. Этот вид мышления начинает формироваться около 3 лет и окончательно формируется к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет).
Наглядно-образное мышление у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет заметное отставание и своеобразие по сравнению с нормально говорящими сверстниками.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи установлено три уровня сформированности наглядно-образного мышления, при этом для детей с недоразвитие речи наиболее характерны низкий и средний уровни, для нормально говорящих детей - высокий и средний. У детей с третьим уровнем речевого развития динамика мыслительных процессов, выше чем у детей со вторым уровнем речевого развития.
Проведение коррекционно-педагогической работы с изучаемой категорией детей позволило развивать наглядно-образное мышление, а также способствовало психическому развитию детей в целом.
Дети на занятиях стали меньше утомляться, отвлекаться, разговаривать. В процессе общения между собой они у них стала снижаться возбудимость (стали более спокойны, стали проявлять интерес к играм и чтению им книжек). Родители отметили снижения уровня тревожности, агрессивности либо ранимости, обидчивости.
Подобранные и использованные игры и упражнения доказали свою эффективность.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. У детей с общим недоразвитием речи – мышление в своем развитие отстает от мышления здоровых сверстников.
2. У детей с общим недоразвитием речи можно выделить два уровня развития мышления:
- средний уровень, при котором появляются, хотя и искаженные общеупотребительные слова, намечается различие некоторых грамматических форм, но произносительные возможности детей отстают от возрастной нормы;
- низкий уровень, который характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, что затрудняет их свободное общение.
3. Специальная коррекционная программа, направленная на развитие мышления позволяет совершенствовать мыслительную деятельность дошкольников с речевыми нарушениями.
Список литературы
1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие: - М.: Просвещение, 1989. - 127с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд.-5 . испр. - издательство "Лабиринт" . М.: 1999. - 352 с.
4. Детская логопсихология: учебник для студентов вузов, проходящим профессиональную подготовку по направлению 050700 «специальное (дефектологическое ) образование» /Под ред. О.А.Денисовой / М., гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 159с.
5. Ермолаева, С.А. Ценности и приоритеты современного образования /С.А. Ермолаева // Материалы второго регионального научно-практического семинара «Аксиологические приоритеты современного образования». – Коломна, 2013. – С. 5-11.
6. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
7. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2016.-314с.
8. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти.- М.: Национальный книжный центр, 2016. 144с. (Специальная психология.)
9. Науменко, О.А. Формирование игрового замещения у дошкольников с общим недоразвитием речи: Метод. рек. / Сост. О. А. Науменко. - Мн.: БГПУ, 2004. -25с.
10. Пиаже Ж., Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. 416с.
11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для педагога-дефектолога /Е.А.Стребелева.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.-180с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
"Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения п...
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....
"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»
laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи» Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...
Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации
Статья раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....