Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации
статья по логопедии (средняя группа)
Статья раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_innovatsii.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Денисова Ю.Д.. логопед,
СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина
Петроградский район г. Санкт-Петербурга
«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
При работе с детьми с ОНР в условиях обновления образования используются как традиционные, так и инновационные методы и приёмы коррекционной работы.
Традиционными направлениями коррекционно-логопедической работы при ОНР считаются такие как: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; расширение знаний об окружающем мире и формирование соответствующего объёма словаря путём привлечения к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умения правильно составлять распрастранённые и сложные предложения, употребляя разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи. Необходимы следующие условия для успешной коррекции: эмоциональный контакт взрослого с ребёнком; игровая форма предъявления задания; подбор двигательных и речевых игр и упражнений, направленных на активизацию всех форм общения, в том числе и речевых;
взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя; работа с родителями по улучшению микроклимата в семье и оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании ребёнка. Работа по развитию у детей с ОНР зрительного внимания, слухового внимания, памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений. С целью установления с детьми эмоционального и делового общения используют различные дидактические игры, игры-инсценировки.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приёмы, такие как выделение основных содержательных звеньев сюжета, пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом. Методика обучения рассказыванию по картинам строится с учётом отмечаемых у детей с ОНР речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития.
Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОНР используют современные инновационные технологии. Инновационные технологии в логопедии – это лишь дополнение у общепринятым. Проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания и другие). Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. В логопедической практике чаще всего пользуются следующими технологиям: арт-терапевтические, здороесберегающими, технологии сенсорного воспитания, информационные.
Арт-терапевтические технологии:
-музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
-изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.
-кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
-сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
-мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
-песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребёнка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Всё это делает песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу на развивающих и обучающих занятиях. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребёнка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио видеосредства, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.
Здоровьесберегающие технологии: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляторная гимнастик, метод биоэнергопластики, дыхательная гимнастика, гимнаситика для глаз, психогимнастика; 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: логопедический массаж, самомассаж, аурикулярный массаж (массаж ушных раковин развивает все системы организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память), плантарный массаж (массаж стоп ног оказывает сильное стимулирующее действие), 3. Коррекционные технологии: а)логоритмика. Специализированная методика логоритмики является средством развития речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны. Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют развитию ловкости, координации движений. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. б) фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе. в) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. г) пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
На каждом занятии должны учитываться коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Главная линия коррекционно-логопедического направления при работе с детьми с ОНР – совершенствование процесса общения, где важнейшим аспектом является развитие связной речи.
Список использованных источников:
- Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1989.
- «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1998.
- «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Николаичева А.П., М., 1984
- Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М., 2003.
- Вренева Е.П «Использование компьютерных технологий в работе логопеда», М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
План-проект на предоставление гранта по теме: «Создание условий для внедрения мульттерапевтических технологий в работу с детьми с общим недоразвитием речи»
План-проект для предоставления гранта по теме "Создание условий для внедрения мульттерапевтических технологий в работу с детьми с ОНР"...
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада...
Статья "Деятельность музыкального руководителя в условиях обновления образования:традиции и новации"
Эта статья рассказывает о поисках инновационных средст, методов и приёмов, направленных на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. одним из таких методов является мето...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
В статье описан опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников...