" Применение самомассажа педагогами ДОУ в работе с детьми с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Коваленко Елена Валерьевна

Саомассаж - одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определённые участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.При систематическом проведении самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные  связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, оакзывает благотворное влияние на организм ребёнка с ОВЗ.В данном материале описаны: техника проведения, действие и виды самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_samomassazha_pedagogami_dou.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Применение самомассажа педагогами ДОУ

в работе с детьми с нарушениями речи

Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%) ; второе место — с нарушением интеллекта (около 20%, третье — с нарушениями речи (также около 20%, остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов, дисциплины со стороны самого ребёнка. Однако только этот трудный путь может привести к позитивным результатам и успешному обучению в школе.

По мнению В. М. Акименко любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из них является самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Каждый человек может овладеть приемами самомассажа.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц.

Простота, доступность приемов, возможность проведения их в любой обстановке, изменение дозировки в зависимости от самочувствия – это еще далеко не все преимущества самомассажа. Его можно выполнять как индивидуально, и фронтально с группой детей одновременно, многократно в течение дня в различных режимных моментах в условиях ДОУ и семьи.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Действие самомассажа.

Воздействие на мускулатуру. Мышечная ткань под влиянием самомассажа лучше снабжается питательными веществами и кислородом, из нее быстрее выводятся продукты распада. Во время массажных манипуляций мышцы сокращаются, благодаря чему повышается их работоспособность.

Воздействие на кожу. Под влиянием самомассажа удаляются отмершие клетки наружного слоя кожи, что способствует улучшению кожного дыхания и функционирования сальных и потовых желез. Также самомассаж оказывает положительное воздействие на кровообращение и питание кожных покровов.

Воздействие на нервную систему. Самомассаж может оказывать как успокаивающее, так и возбуждающее действие на нервную систему.

Воздействие на суставы и связки. При нарушении нормальной подвижности регулярный самомассаж значительно увеличивает объем движений в суставах. Помимо этого, самомассаж повышает прочность, выносливость связочного аппарата и является отличной профилактикой перегрузок и травм.

Воздействие на кровеносную и лимфатическую системы. Благодаря самомассажу происходит более быстрый отток венозной крови и лимфы от различных органов, что немало способствует их снабжению кислородом и питательными веществами, а также выведению из организма продуктов распада.

Положительного эффекта при проведении самомассажа можно добиться только при соблюдении определенных правил:

- при самомассаже лица все движения следует выполнять по ходу лимфатических путей, т. е. в направлении лимфатических узлов (лимфатические узлы массировать ни в коем случае нельзя);

- самомассаж руки проводится в направлении от кисти к локтевому суставу, затем до подмышечной впадины;

- шею массируют от волосяного покрова головы вниз, к плечевым суставам.

Необходимо помнить, что болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

Существует ряд противопоказаний к массажу. Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Подготовка рук к самомассажу.

Перед выполнением самомассажа необходимо тщательно вымыть руки. Прежде всего необходимо предварительно как следует разогреть руки, для того чтобы улучшить их кровообращение, прогреть их и повысить чувствительность. С этой целью необходимо растирать руки энергичными движениями, потирайте одну о другую: например, тыльной поверхностью одной руки – тыльную поверхность другой или ладонью одной руки – тыльную поверхность другой. Постарайтесь как можно шире развести пальцы, таким же образом растерев и их. Можете большим пальцем растирать кончики пальцев, продвигаясь вдоль каждого до основания ладони. Существует множество способов (см. ниже) разогреть свои пальцы непосредственно перед самомассажем.

Процедура самомассажа проводится по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, ушных раковин.

Самомассаж мышц головы и шеи.

1.«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2.«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж лица и шеи.

Самомассаж лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает педагог). Каждой строчке стихотворения соответствует определенное действие.

Самомассаж мышц языка.

1.«Поглаживание языка губами». Просунуть как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить так, чтобы боковые края касались углов рта.

2.«Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами при этом слышится звук «пя-пя-пя».

3.«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так. Чтобы боковые края языка касались углов рта.

4.«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин.

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

3.«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 сек.

«Чебурашка»

Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам. Растираем за ушами, «примазываем» глину, чтобы ушки не отклеились.

Многочисленными исследованиями установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами, использовать музыкальное сопровождение.

Самомассаж с применением разнообразных вспомогательных средств.

К ним относятся:

- пальчиковый бассейн,

-разноцветные прищепки,

- аппликатор Кузнецова,

- логопедическая щетка,

- зубная щетка,

 - бигуди – липучки,

- массажный коврик «Травка»,

- массажные резиновые мячики,

- шарик «Су-Джок»,

- шестигранные карандаши и др.

Пальчиковый бассейн.

«Пальчиковые бассейны» можно очень легко изготовить в домашних условиях. Они представляют собой открытые резервуары (можно использовать пластмассовые контейнеры, ванночки, заполненные различными наполнителями: стеклянными и пластмассовыми шариками, фасолью, горохом, пуговицами, крупой (манной, пшенной, рисовой и др., песком).

Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему: «Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми с нарушением зрения»

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.Задачи:- познакомить со специальными знаниями и практическим...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Практикум для педагогов. "Применение социо - игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Практикум для педагогов. Применение социо - игровых технологий с детьми дошкольного возраста"....

Мастер-класс для воспитателей «Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста»

Данное методическое пособие представляет собой яркий коврик, на которой нашиты разнообразные элементы: ленты, пуговицы, молнии, шнуровки, а также имеющую дополнительный материал: прищепки, животные, и...

Консультация для педагогов "«Применение квест-технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов ДОУ "«Применение квест-технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...