Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему: «Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми с нарушением зрения»
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, гуашь разного цвета, баночки с водой, кисти, картон, мятая бумага, листы бумаги, ватные палочки.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов МБДОУ № 82 на тему:
«Применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми
с нарушением зрения»
Воспитатели: Крылова Т. М., Леващенко М.В.
«Вся природа открывается чувству зрения
посредством цвета»;
«Для ребёнка, вместе с ребёнком,
исходя из возможностей ребёнка».
И.В.Гёте.
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, гуашь разного цвета, баночки с водой, кисти, картон, мятая бумага, листы бумаги, ватные палочки.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.
Содержание:
На наш взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка, особенно, если это ребенок с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Она оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении. Поэтому, приступая к занятиям по изодеятельности, мы имеем в виду, что дети не умеют пользоваться своим неполноценным зрением. Следовательно, для успешного овладения изобразительными навыками следует использовать иные, специфические приемы и методы, правильно определять доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей. Одними из таких приемов и методов являются нетрадиционные техники рисования.
Еще один мотив для использования нетрадиционной изодеятельности - боязнь детей рисовать. Так как, им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшем возрасте, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. А ведь главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Хотелось бы поделиться некоторыми способами нетрадиционного рисования.
Рисование пальчиками
- Возраст: от 2 лет
- Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой
- Возраст: от 2 лет
- Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)
- Возраст: от 3 лет
- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
- Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск смятой бумагой
- Возраст: от 4 лет
- Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
- Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Восковые мелки + акварель, свеча + акварель
- Возраст: от 4 лет
- Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
- Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Монотипия предметная, пейзажная
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
- Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
- Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография обычная
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
- Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
- Возраст: от 5 лет
- Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см)
- Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Семинар-практикум для воспитателей...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Волшебное рисование всей семьей" Нетрадиционные способы рисования.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Э...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....
Тема: Применение коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия)
О положительном воздействии коммункативных танцев-игр на развитие детей с ОВЗ...
Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования.
Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования....
Методическая работа на тему: «Применение современных нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»
Данная работа содержит материал по исследованию на тему примения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....