Активная артикуляционная гимнастика при дизартрии.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Интересный материал как для родителей, так и для логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Активная артикуляционная гимнастика.
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существеную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.
При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица.
- Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.
- Нахмуривание бровей.
- Поднимание бровей (образование продольных морщин).
- Надувание щек.
- Проглатывание слюны.
- Открывание и закрывание рта.
- Жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры.
- Вытягивание губ вперед трубочкой.
- Растягивание их в стороны.
- Чередование движений "хоботок - оскал".
- Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.
- Размыкание губ при закрытом и открытом рте.
- Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").
- Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).
- Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).
- Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
- Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
- Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).
- Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
Упражнения для язычной мускулатуры.
- Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
- Выдвигание языка вперед.
- Втягивание языка назад, внутрь.
- Опускание языка вниз.
- Приподнимание языка вверх.
- Боковые отведения (вправо и влево).
- Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти.
- Суживание языка и заострение его.
- Переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-214852-1385205773.jpg)
Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Устранение дизартрии потребует много усилий и систематичности в выполнении целого комплекса упражнений. В первую очередь стоит начать выполнять упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-630047-1430768342.jpg)
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Немецкая артикуляционная гимнастика при дизартрии
Комплекс артикуляционной гимнастики, позволяет нормализовать тонус мышц ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1314823-1613289128.jpg)
Активная артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов- улучшить подвижность артикуляционных органов- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк- нау...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1308278-1611992545.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики с псевдобульбарной дизартрией
Комплекс артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-490382-1412178977.jpg)
Артикуляционная гимнастика при дизартрии.
В даном материале представлены основные постулаты при проведении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией....