Активная артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии

Махревич Юлия Александровна
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов
- улучшить подвижность артикуляционных органов
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу
- увеличить амплитуду движений
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений;
Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

  1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
  2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
  3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  4. - растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  5. - поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  6. - высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7;
    - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги 
    та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  7. - положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
  8. – придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
  3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
  4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
  5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
  6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
  7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.
  8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
  9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
  10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
  11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

Развитие мелкой моторики рук:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплексы пальчиковых гимнастики;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу ("пунктирное" движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют "пиление" по всем направлениям тыльной стороны кисти руки ("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
— Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит
Сына-малолеточку,
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы.
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки ("прямолинейно движение).

Терка

Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу "буравчика" на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. "Щипцами", образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев ("прямолинейное" движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу ("спиралевидное" движение).

Барашки

На лугах пасутся "бяшки",
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: "Бе да бе",
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
"Бяшки" спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы — Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

10. Определи части тела

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

11. Бельевая прищепка (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой).  Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 – го двустишия – смена рук.

2                      3             4                         5

Кусается сильно   котенок – глупыш,

             5       4           3             2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 

      2          3            4            5

Но я же играю с тобой, малыш,

       5            4                    3                 2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

12. Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-

— Мяу-мяу, мяу-мяу. ноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит-

— Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают

пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо-

— Мур-мур-мур, мур-мур-мур. нью одной руки тыльную сто-

рону другой.

Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о

— Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.

Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжи-
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. мают пальцы рук.

И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-

цев вокруг друг друга.

13. Птичка песенку поет

Птичка песенку поет: Дети ритмично постукивают

- Тинь, тинь, тинь. подушечками пальцев одной

Скоро солнышко взойдет. руки о пальцы другой.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично хлопают в ладошки.
Комары проснутся скоро.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично похлопывают по пле-

Вот тогда наемся вволю. чам скрещенными руками.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично пощелкивают паль-

Деткаммошек принесу. цами.

Тинь-тинь-тинь. Руки скрещивают перед собой,

В клювик наберу росу. пальцы расставлены, ритмич-

но помахивают «крыльями».

Тинь-тинь-тинь. Ритмично открывают и закры-

Поучу птенцов летать. вают «клюв»: собранные в ще-

поть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично приседают, руки в

Крылья смело расправлять. стороны.

Тинь-тинь-тинь. Делают ритмичные плавные движения руками.

14. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Активная артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Интересный материал как для родителей, так и для логопедов....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по теме «Осень» с самомассажем биологически активных точек лица

  Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Осень» с самомассажем биологически активных точек лица может быть использована как часть непостедственно логопедического занят...