Артикуляционная гимнастика при дизартрии.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Буханцева Ольга Викторовна

В даном материале представлены основные постулаты при проведении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dizartrii.pptx253.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированный подход в коррекции звукопроизношения при дизартрии на подготовительном этапе и этапе постановки звука Автор-составитель : учитель-логопед Буханцева О.В. МБДОУ д /с «Здоровый ребенок» г. Таганрог,2023г .

Слайд 4

Дизартрия Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия (МКБ-10: R47.1) - речевое расстройство, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Слайд 5

Структура дефекта при дизартрии нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры ( гипертонус , гипотонус , дистония ) нарушение подвижности артикуляционных мышц специфические нарушения звукопроизношения нарушения голоса нарушения просодики (мелодико-интонационные и темпо-ритмические нарушения) недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате вегетативные расстройства наличие синкенезий повышение рвотного рефлекса наличие насильственных движений (тремора и гиперкинезов) в артикуляционном аппарате

Слайд 6

Нарушения звукопроизношения при дизартрии: искажение или межзубное произнесение звуков [ с ] и [ ш ] ; при произнесении переднеязычных звуков [т], [ д ], [ н ], [л], [с], [ з ], [ ц ] язык высовывается между зубами, что приводит к межзубному произнесению этих звуков; часто боковое (как бы хлюпающее) произношение свистящих, шипящих; усреднённое произношение, когда произносимый звук похож и на [ ш ], и на [с]; напряжение средней части языка приводит к смягчению согласных звуков (санки – « сянки »); искажение [ ш ], [ж], при котором звук оказывается с призвуком [ ф ] либо шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки (шапка - «сапка», жук - « зук »); дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства (парные звонкие согласные заменяются на глухие); иногда звуки правильно произносятся изолированно (отдельно), а в словах искажаются или заменяются; трудности при произнесении слов со сложной слоговой структурой, упрощение звуконаполнения и пропуск некоторых звуков при стечении согласных; неправильный звук [л] (обычно похож на [в]); замена либо искажение звука [ р ] (наблюдается чаще остальных).

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика выполняется пассивно (руками логопеда и зондами/ шпателями) пассивно-активно (руками логопеда, некоторые элементы делает сам ребенок) активно (самостоятельное выполнение ребенком)

Слайд 8

Правила выполнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе 1 стадия вход в артикуляционную позу 2 стадия – фиксация артикуляционного уклада (с привлечением внимания ребенка) 3 стадия – выход из артикуляционного уклада

Слайд 9

Виды артикуляционных упражнений Статические Динамические Позволяют научить ребенка удерживать артикуляционную позу в течение определенного времени. Вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию в движении и переключаемость. «Окошко», опускание нижней губы, поднимание верхней губы, «Заборчик», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок» и др. «Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье» и др.

Слайд 10

Примерная структура индивидуального логопедического занятия (по подготовке к постановке звука) при Дизартрии Оргмомент . Статические и динамические артикуляционные упражнения: -упражнения для тренировки щек; -упражнения по тренировке губ; -упражнения для тренировки языка; -упражнения для тренировки нижней челюсти; -упражнения для тренировки мягкого неба. 3. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 4. Упражнения по развитию речевого дыхания 5.Упражнения по развитию мимической выразительности. 6. Упражнения по формированию речевого голоса. 7. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 8.Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 9. Итог. Саморефлексия .

Слайд 11

Упражнения для тренировки щек надувание обеих щек одновременно и попеременно втягивание щек в ротовую полость «Хоботок» - нормальное положение «Улыбка» - нормальное положение «Хоботок»- «Улыбка» чередование имитация полоскания зубов вибрация губ ( фыркание лошади)

Слайд 12

Упражнения для мимических мышц и губ поднимание бровей вместе и поочередно закрывание глаз вместе и поочередно опускание и поднимание уголков рта перетягивание уголков рта вправо-влево наморщивание носа наморщивание лба растягивание уголков рта и собирание в трубочку поднимание верхней губы опускание нижней губы

Слайд 13

Упражнения для восстановления функциональности круговой мышцы рта чередование упражнений «Задуй свечу» - «Улыбка» сжать губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Выпустить воздух надавив с усилием на щеки, не разжимая при этом губы при плотном сжимании губ, носом набрать воздух , и «гонять» его сначала под верхнюю губу, затем под нижнюю несколько раз. Губы не разжимать для повышения смыкания губ полезно учить зажимать губами полоску бумаги, или небольшие предметы , постепенно увеличивая время удержания для усиления работы круговой мышцы и формирования сильного выдоха полезно развесить мобили (снежинки, бабочки и т.д ) и пытаться дуть на них, тем самым приводя их в движение зажать губами карандаш, и удерживая его стараться произносить звуки [П], [Б], [М]

Слайд 14

Упражнения для языка 1. Вперед-назад. Сначала логопед чистой марлевой салфеткой захватывает кончик языка и несколько раз производит движения, эти движения входят в звуки [А], [С], [У],[ Ы]. 2. Прикусывание высунутого языка (следить за выдвиганием языка по средней линии). Движение нужно для межзубной постановки звуков [С],[З], [Л], [Н]. 3. Движения языка вправо — влево, касаясь кончиком языка уголков губ, с преимущественным упражнением пораженной стороны. Это движение вырабатывается с трудом, сначала удается только с механической помощью. В речевой артикуляции это движение не применяется, но оно имеет большое значение для акта жевания и служит подсобным упражнением для развития кончика языка. 4. Поднятие языка за верхние зубы. В результате причмокивания губ, выдвигания языка вперед и последующего механического отодвигания губ получается прищелкивание спинки языка о верхние зубы. Затем логопед шпателем отодвигает кончик языка вглубь и добивается прищелкивания языка у альвеол верхних зубов. Эти упражнения необходимы для постановки звука [Р].

Слайд 15

Упражнения для укрепления голоса 1. «Ладошки». Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза. 2. «Погончики». Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений. 3. «Насос». Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох . Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. 5. «Обними плечи». Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Слайд 16

Комплекс на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук; исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук; исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук; движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей; надувание щек; доставание кончиком языка мягкого нёба; поднятие мягкого нёба при зевке.

Слайд 17

Голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата: 1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма , мо, мэ , мы… 2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма , ма-мо , ма-му , ма-мэ , ма-мы ; на-на, на-но , на-ну , на-нэ,на-ны . ма-мо на-но ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями. 3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом , мум , мэм , мым . 4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао , ау, аэ , аи, аоу , аоэ , аои , аоуэи , аоуи и т.д.

Слайд 18

Упражнения для тренировки нижней челюсти открыть рот и закрыть выдвинуть нижнюю челюсть вперед движения нижней челюсти вправо-влево втянуть щеки и расслабить нижними зубами закусить верхнюю губу открыть рот с запрокидыванием головы назад выдергивание закушенной чистой марлевой салфетки

Слайд 19

Примерная структура индивидуального логопедического занятия (по постановке звука) при Дизартрии Оргмомент . Артикуляционная гимнастика: -общие артикуляционные упражнения; -специальные артикуляционные упражнения для выбранного звука; -упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 3. Объявление темы занятия. 4. Постановка звука. 5.Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление звука. 7. Развитие фонематического слуха (из ряда предложенных звуков, слогов, слов). 8.Закрепление звука слогах/ словах/ предложениях/ тексте. 9. Домашнее задание. 10. Итог. Саморефлексия .

Слайд 20

Правила проведения артикуляционной гимнастики ежедневно 3-4 раза по 5 минут, на начальном этапе коррекции не более 3 разных упражнений в день одно задание выполняется 5-7 раз удержание позы по 5-15 секунд от простого к сложному обязательно использование зеркала переход к новым упражнениям после отработки предыдущего занятия проводите в игровой форме, эмоционально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Устранение дизартрии потребует много усилий и систематичности в выполнении целого комплекса упражнений. В первую очередь стоит начать выполнять упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Немецкая артикуляционная гимнастика при дизартрии

Комплекс артикуляционной гимнастики, позволяет нормализовать тонус мышц ....

Активная артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Интересный материал как для родителей, так и для логопедов....

комплекс артикуляционной гимнастики для ребёнка 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией

рекомендации  к проведению и комплекс артикуляционной гимнастики...