Как помочь ребенку с нарушением слуха в период адаптации.
статья по коррекционной педагогике
Статья рекомендована для родителей, чьи дети совсем скоро начнут посещать дошкольную группу. Родителям необходимо иметь представление о проблемах, которые могут возникнуть в адаптационный период у ребенка, и их причинах. А также желательно, чтобы родители знали, что испытывает малыш в этот сложный для него период и как можно ему помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_doshkolnoy_gruppe.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку с нарушением слуха в период адаптации к образовательному учреждению.
Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Для детей очень важна истинная любовь родителей – безусловная, особенно она важна для детей с нарушениями слуха.
В дошкольном отделении образовательного учреждения в работу педагога-психолога входят направления: индивидуальное скрининговое психологическое обследование детей, выявление структуры нарушения, определение общего уровня психического развития и т.д. По результатам обследования психолог совместно с сурдопедагогом определяет направление и тактику индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Особенно важна роль психолога в период адаптации, когда резкая смена места пребывания может привести ребенка к дезадаптационному стрессу.
Родителям необходимо иметь представление о проблемах, которые могут возникнуть в этот период у ребенка, и их причинах. А также желательно, чтобы родители знали, что испытывает малыш в этот сложный для него период и как можно ему помочь.
Родители должны знать, что маленькие дети, особенно с ОВЗ, не всегда свободно идут на контакт с незнакомыми людьми. Изменение привычной для малыша обстановки, присутствие незнакомых людей и детей может вызвать стрессовое состояние: выраженное психомоторное возбуждение, пассивность и обездвиженность, плач, страх.
Критерии адаптации,
Разработанные институтом педиатрии.
Легкая степень
К двадцатому дню пребывания в учреждении у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, возможен утренний плач. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза сроком около десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Отсутствуют признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливаются лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в учреждении. Отношение малыша к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плач во сне, просыпается со слезами; аппетит сильно снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в учреждении. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется. Игра ситуативная, кратковременная.
Невротические реакции, которые могут проявляться в этот период:
- пристрастие к личным вещам • рвота
- неуправляемое поведение • наличие страхов
- стремление спрятаться от взрослых • истерические реакции
- тремор подбородка, пальчиков
Родителям необходимо запастись терпением и быть готовыми затратить много времени на привыкание ребенка к дошкольной подготовке. Очень важно, чтобы малыш чувствовал себя максимально защищенным и вне опасности на протяжении всего адаптационного периода. Такое эмоционально комфортное состояние может обеспечить мама или самый близкий человек в семье. Поэтому рекомендуется, при первом посещении незнакомого помещения (дошкольного отделения школы), чтобы ребенок был внесен на руках мамой, так как физическая близость создает наибольшее состояние безопасности и защищенности. Родителям желательно дождаться момента установления контакта с педагогом и когда ребенок постепенно сам начнет удаляться от мамы. Время пребывания в первые дни обговаривается ежедневно с воспитателем. Родители в это время должны быть готовы по запросу педагогов приехать в любое время. В первые дни ребенку предлагается приходить со своей любимой игрушкой.
Родным детей с нарушениями слуха необходимо учиться понимать и поддерживать своего ребенка в разные моменты. Родителям нужно быть более наблюдательными и терпеливыми, внимательно следить за поведением ребенка, научиться замечать, какими телодвижениями малыш показывает, что ему хочется. Общительность малыша следует поощрять и стимулировать. Когда малыш улыбается, можно взять его на руки и поиграть с ним. Необходимо обращать на него внимание каждый раз, когда у него появляется улыбка. Также нужно постараться игнорировать его топанья ногами и другие капризы, даже если это бывает очень сложно. Таким образом, у ребенка можно закрепить желаемое поведение в моменты общения с помощью адекватной реакции родителей на сигналы малыша. Ребенок, усваивая эти способы, научится, как привлечь внимание родителей и начать общение. Эти навыки в дальнейшем помогут ему общаться с окружающими его людьми.
Дома ребенок должен чувствовать, что его безгранично любят, что он принят таким, какой он есть, что родители заинтересованы в его повседневных делах и заботах, и не только в адаптационный период. Детям нужно, чтобы их баюкали, ласкали, обнимали, прижимали к груди, целовали, гладили. Такое физическое проявление любви важно для всех детей, но особенно для малышей с нарушениями слуха. В каждодневном общении с ребенком, имеющем нарушение слуха, необходим любящий взгляд и нежное прикосновение, которые должны быть естественными. Дитя, растущее в семье, где он получает ласковые прикосновения и понимающий любящий взгляд, будет уверенным в себе и спокойным. Такому ребенку будет намного легче общаться не только с близкими, которые его любят, но и с незнакомыми людьми.
Дети с нарушениями слуха имеют проблемы в развитии навыков общения. На попытки незнакомых людей установить контакт ребенок может равнодушно наблюдать или отвернуться, может даже отстраняться от прикосновений. Некоторые дети не любят, когда их глядят, и не выдерживают взгляда в глаза. Для таких детей необходим более длительный период для установления контакта и эмоционального комфорта в группе.
Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями слуха,
при подготовке ребенка к поступлению в дошкольное отделение школы.
Родители должны заранее подготовиться к поступлению в дошкольное отделение, облегчив тем самым адаптационный период.
- Пройти консультацию и лечение следующих специалистов: невролога, ЛОР - врача, окулиста, гастроэнтеролога (по показаниям) за 2-3 месяца до поступления в учреждение;
- Заранее ознакомиться с режимом группы, с требованиями в данном учреждении к ребенку.
- На первой консультации со специалистами учреждения необходимо рассказать об особенностях поведения своего малыша, его умениях и навыках.
- Родитель не должен бояться избаловать ребенка в этот период. Необходимо ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние малыша (носить его на руках, сопровождать свои действия ласковой улыбкой, обнимать, целовать и гладить по головке малыша). Именно такое проявление любви доступно для понимания малыша с ОВЗ и обеспечивает ему состояние эмоционального комфорта и защищенности.
- Если возникают невротические реакции, перечисленные ранее, необходимо дополнительно проконсультироваться с неврологом и рассказать об изменениях в поведении собственного ребенка. Возможно, малышу необходимо поддерживающее медикаментозное лечение в этот период.
- Рекомендуется посетить несколько обучающих занятий сурдопедагога, чтобы знать специальные методы и приемы обучения детей с нарушениями слуха для дальнейшего обучения собственного ребенка.
- В выходные дни, когда ребенок не посещает дошкольное отделение, старайтесь дома поддерживать основные режимные моменты (время подъема, завтрака, обеда, дневного сна, ужина), чтобы начало недели было менее стрессовым для ребенка.
- Совместно с ребенком начните учить дактильную азбуку для дальнейшего облегчения общения с ребенком.
- Не замыкайтесь в этот период: знакомьтесь с другими родителями наших воспитанников, общайтесь с ними; интересуйтесь у воспитателя как прошел день у ребенка, необходима ли ваша помощь в воспитательных моментах; ежедневно консультируйтесь у воспитателей, чем можно занять ребенка дома.
- Если период адаптации затянулся или вас что-то беспокоит в поведении ребенка, обращайтесь за консультацией или за помощью к психологу.
- Необходимо помнить, что адаптационный период – это временное явление, оно проходит, его нужно пережить, как любую другую детскую болезнь. И как можно больше оптимизма в общении с малышом, это всегда помогает!
Надеюсь, что советы и рекомендации помогут подготовить малыша к сложному периоду адаптации и будут полезны родителям, обогатят их общение с ребенком, сделают его более радостным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...
Психологический лекторий для родителей: «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие ро...
Особенности адаптации ребенка с нарушенным слухом в детском саду
Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям — стрессовая ситуация.Привыкание детей к новым условиям и жизненным обстоятельствам в детском учреждении будет во многом зависеть от семьи...
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2-3 лет в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении»
В статье рассматриваются условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому ...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку с нарушением внимания» (ребенок с дефицитом внимания, гиперактивный ребенок)
Данный материал будет полезен родителям, педагогам...