Как помочь ребенку с нарушением слуха в период адаптации.
статья по коррекционной педагогике

Кораблева Елена Николаевна

Статья рекомендована для родителей, чьи дети совсем скоро начнут посещать дошкольную группу. Родителям необходимо иметь представление о проблемах, которые могут возникнуть в адаптационный  период у ребенка, и их причинах. А также желательно, чтобы родители знали, что испытывает малыш в этот сложный для него период и как можно ему помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_doshkolnoy_gruppe.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с нарушением слуха в период адаптации к образовательному учреждению.

Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Для детей очень важна истинная любовь родителей – безусловная, особенно она важна для детей с нарушениями слуха.

В дошкольном отделении образовательного учреждения в работу педагога-психолога входят направления: индивидуальное скрининговое психологическое обследование детей, выявление структуры нарушения, определение общего уровня психического развития и т.д. По результатам обследования психолог совместно с сурдопедагогом определяет направление и тактику индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Особенно важна роль психолога в период адаптации, когда резкая смена места пребывания может привести ребенка к дезадаптационному стрессу.

Родителям необходимо иметь представление о проблемах, которые могут возникнуть в этот период у ребенка, и их причинах. А также желательно, чтобы родители знали, что испытывает малыш в этот сложный для него период и как можно ему помочь.

Родители должны знать, что маленькие дети, особенно с ОВЗ, не всегда свободно идут на контакт с незнакомыми людьми. Изменение привычной для малыша обстановки, присутствие незнакомых людей и детей может вызвать стрессовое состояние: выраженное психомоторное возбуждение, пассивность и обездвиженность, плач, страх.

Критерии адаптации,

Разработанные институтом педиатрии.

Легкая степень

К двадцатому дню пребывания в учреждении у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, возможен  утренний плач. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза сроком около десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Отсутствуют признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон  и аппетит восстанавливаются лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в учреждении. Отношение малыша к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плач во сне, просыпается со слезами; аппетит сильно снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в учреждении. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется. Игра ситуативная, кратковременная.

Невротические реакции, которые могут проявляться в этот период:

  • пристрастие к личным вещам                                 • рвота
  • неуправляемое поведение                                        • наличие страхов
  • стремление спрятаться от взрослых                      • истерические реакции
  • тремор подбородка, пальчиков

Родителям необходимо запастись терпением и быть готовыми затратить много времени на привыкание ребенка к дошкольной подготовке. Очень важно, чтобы малыш чувствовал себя максимально защищенным и вне опасности на протяжении всего адаптационного периода.  Такое эмоционально комфортное состояние может обеспечить мама или самый близкий человек в семье. Поэтому рекомендуется, при первом посещении незнакомого помещения (дошкольного отделения школы), чтобы ребенок был внесен на руках мамой, так как физическая близость создает наибольшее состояние безопасности и защищенности.  Родителям желательно дождаться момента установления контакта с педагогом и когда ребенок постепенно сам начнет удаляться от мамы.  Время пребывания в первые дни обговаривается ежедневно с воспитателем. Родители в это время должны быть готовы по запросу педагогов приехать в любое время. В первые дни ребенку предлагается приходить со своей любимой игрушкой.

Родным детей с нарушениями слуха необходимо учиться понимать и поддерживать своего ребенка в разные моменты. Родителям нужно быть более наблюдательными и терпеливыми, внимательно следить за поведением ребенка, научиться  замечать, какими телодвижениями малыш показывает, что ему хочется. Общительность малыша следует поощрять и стимулировать. Когда малыш улыбается, можно взять его на руки и поиграть с ним. Необходимо обращать на него внимание каждый раз, когда у него появляется улыбка. Также нужно постараться игнорировать его топанья ногами и другие капризы, даже если это бывает очень сложно. Таким образом,  у ребенка можно закрепить желаемое поведение в моменты общения с помощью адекватной реакции родителей на сигналы малыша. Ребенок, усваивая эти способы, научится, как привлечь внимание родителей и начать общение. Эти навыки в дальнейшем помогут ему общаться с окружающими его людьми.

Дома ребенок должен чувствовать, что его безгранично любят, что он принят таким, какой он есть, что родители заинтересованы в его повседневных делах и заботах, и не только в адаптационный период. Детям нужно, чтобы их баюкали, ласкали, обнимали, прижимали к груди, целовали, гладили. Такое физическое проявление любви важно для всех детей, но особенно для малышей с нарушениями слуха. В каждодневном общении с ребенком, имеющем нарушение слуха, необходим любящий взгляд и нежное прикосновение, которые должны быть естественными. Дитя, растущее в семье, где он получает ласковые прикосновения и понимающий любящий взгляд, будет уверенным в себе и спокойным. Такому ребенку будет намного легче общаться не только с близкими, которые его любят, но и с незнакомыми людьми.

Дети с нарушениями слуха имеют проблемы в развитии навыков общения. На попытки незнакомых людей установить контакт ребенок может равнодушно наблюдать или отвернуться, может даже отстраняться от прикосновений. Некоторые дети не любят, когда их глядят, и не выдерживают взгляда в глаза. Для таких детей необходим более длительный период для установления контакта и эмоционального комфорта в группе.

Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями слуха,

при подготовке ребенка к поступлению в дошкольное отделение школы.

Родители должны заранее подготовиться к поступлению в дошкольное отделение, облегчив тем самым адаптационный период.

  1. Пройти консультацию и лечение следующих специалистов: невролога, ЛОР - врача, окулиста, гастроэнтеролога (по показаниям) за 2-3 месяца до поступления в учреждение;
  2. Заранее ознакомиться с режимом группы, с требованиями в данном учреждении к ребенку.
  3. На первой консультации со специалистами учреждения необходимо рассказать об особенностях поведения своего малыша, его умениях и навыках.
  4. Родитель не должен бояться избаловать ребенка в этот период. Необходимо ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние малыша (носить его на руках, сопровождать свои действия ласковой улыбкой, обнимать, целовать  и гладить по головке малыша). Именно такое проявление любви доступно для понимания малыша с ОВЗ и обеспечивает ему состояние эмоционального комфорта и защищенности.
  5. Если возникают невротические реакции, перечисленные ранее, необходимо дополнительно проконсультироваться с неврологом и рассказать об изменениях в поведении собственного ребенка. Возможно, малышу необходимо поддерживающее медикаментозное лечение в этот период.
  6. Рекомендуется посетить несколько обучающих занятий сурдопедагога, чтобы знать специальные методы и приемы обучения детей с нарушениями слуха для дальнейшего обучения собственного ребенка.
  7. В выходные дни, когда ребенок не посещает дошкольное отделение, старайтесь дома поддерживать основные режимные моменты (время подъема, завтрака, обеда, дневного сна, ужина), чтобы  начало недели  было менее стрессовым для ребенка.
  8. Совместно с ребенком начните учить дактильную азбуку для дальнейшего облегчения общения с ребенком.
  9. Не замыкайтесь в этот период: знакомьтесь с другими родителями наших воспитанников, общайтесь с ними; интересуйтесь  у воспитателя как прошел день у ребенка, необходима ли ваша помощь в воспитательных моментах; ежедневно консультируйтесь у воспитателей, чем можно занять ребенка дома.
  10. Если период адаптации затянулся или вас что-то беспокоит в поведении ребенка, обращайтесь за консультацией или за помощью к психологу.
  11.  Необходимо помнить, что адаптационный период – это временное явление, оно проходит, его нужно пережить, как любую другую детскую болезнь. И как можно больше оптимизма в общении с малышом, это всегда помогает!

Надеюсь, что советы и рекомендации помогут подготовить малыша к сложному периоду адаптации и будут полезны родителям, обогатят их общение с ребенком, сделают его более  радостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...

Психологический лекторий для родителей: «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие ро...

Особенности адаптации ребенка с нарушенным слухом в детском саду

Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям — стрессовая ситуация.Привыкание детей к новым условиям и жизненным обстоятельствам в детском учреждении будет во многом зависеть от семьи...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2-3 лет в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении»

В статье рассматриваются условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому ...