Особенности адаптации ребенка с нарушенным слухом в детском саду
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям — стрессовая ситуация.

Привыкание детей к новым условиям и жизненным обстоятельствам в детском учреждении будет во многом зависеть от семьи ребенка  с нарушением слуха, поведения его родителей; специально организованной работы педагогического коллектива детского сада по вопросу благополучной адаптации детей с нарушенным слухом, как в первые поступающих в группу обычных детей, так и привыкающих к ней длительное время.

Соблюдение предложенных правил способствует исключению формального включения, когда глухой/слабослышащий ребенок присоединяется к группе в детском саду с организационной точки зрения, оставаясь при этом практически изолированным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_rebenka_s_narushennym_sluhom.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации ребенка с нарушенным слухом

в детском саду

Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям — стрессовая ситуация.

Особый стресс дошкольник испытывает при смене партнеров по взаимодействию: на месте близких родственников, к речи и манерам общения которых ребенок привык, появляются незнакомые взрослые и дети со своими особенностями. Ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуацией «быть постоянно готовым» к контакту с незнакомыми детьми, их родителями, незнакомыми взрослыми, работающими в саду. Значение имеет и отсутствие или недостаток у ребенка с нарушенным слухом опыта общения с чужими детьми и взрослыми.

В дошкольном учреждении для ребенка существенно изменяется материальное пространство, в котором ему предстоит функционировать: пространство квартиры отличается от пространства группы детского сада, кухня дома — от столовой, появляются другие интерьеры (зал, бассейн и т.д.), звуки, цвета, запахи.

Имеет существенное значение и фактор организации времени: в детском саду жизнь регламентируется четким режимом дня, в отличие от домашних условий.

Необходимо учитывать и анатомо-физиологический фактор, так как организм дошкольника характеризуется незрелостью, низкой выносливостью нервной системы, несовершенством приспособляемости к постоянно меняющимся условиями среды.

Привыкание детей к новым условиям и жизненным обстоятельствам в детском учреждении будет во многом зависеть от семьи ребенка  с нарушением слуха, поведения его родителей; специально организованной работы    педагогического коллектива детского сада по вопросу благополучной адаптации детей с нарушенным слухом, как в первые поступающих в группу обычных детей, так и привыкающих к ней длительное время.

Безусловно, необходима помощь специалистов (сурдопедагога, психолога, социального педагога) в процессе включения таких детей в пространство учреждения.

Правила для родителей

по подготовке ребенка с нарушенным слухом

к дошкольному образовательному учреждению:

  1. До  поступления в детский сад для ребенка с нарушенным слухом рекомендуются, согласованные с администрацией сада, неоднократные кратковременные посещения учреждения, экскурсии в группу и знакомство с воспитателями. Большое значение имеет выбор подходящего времени для этого, чтобы снять или уменьшить эмоциональное напряжение всех участников этого процесса (ребенок, родители, детигруппы, педагоги и администрация) и установить благоприятный контакт с воспитателями и детьми группы как родителям, так и ребенку.
  2. Педагоги должны быть ознакомлены с режимом дня ребенка с нарушенным слухом в семье, индивидуальными особенностями дошкольника (темпераментом, характером, привычками, предпочтениями в еде и т.д.). Также важно знать, как родители реагируют на неадекватное поведение ребенка, когда он злится, шалит или капризничает.
  3. Родители должны сообщить, какими способами предпочтительно общаться с ребенком, какие навыки у него развиты (в том числе и по самообслуживанию).
  4. Родители обязательно информируют педагогов об опыте взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (как играет: вместе или рядом с другими детьми, умеет ли быть доброжелательным, знает и может ли использовать необходимые правила для установления и поддержания контактака как с детьми, так и со взрослыми).

Правила для педагогов по адаптации образовательных условий

для ребенка к дошкольному образовательному учреждению:

  1. Адаптация ребенка с нарушенным слухом к режиму детского сада, к его среде и к необходимым воспитательным моментам должна соответствовать принципам преемственности, последовательности, постепенности, при обязательном учете возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Стимулирование глухого/слабослышащего ребенка к успешной адаптации и активности занять свое место в детском обществе во многом зависит от разумной деятельности педагогов дошкольного учреждения.
  3. Между родителями и воспитателями должна существовать четкая договоренность о том, что можно разрешать или запрещать глухому/слабослышащему ребенку. Сами требования, которые предъявляются такому ребенку, должны быть посильными и выполнимыми.
  4. Необходимо приучать ребенка постепенно (на основе подражания) к режимным моментам (кормлению, укладыванию спать, умыванию), чтобы избежать отрицательного отношения к детскому саду из-за резкого изменения обстановки.
  5. Перед умыванием, приемом пищи, укладыванием на сон и т.д. воспитатель должен доходчиво информировать ребенка и создать установку, настроить на выполнение предстоящего процесса, чтобы избежать причинения ребенку неприятных ощущений. Необходимо четко, спокойно и доброжелательно сообщить (показать), зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет.
  6. При формировании культурно-гигиенических навыков важно учитывать уровень развития ребенка с нарушенным слухом не только по возрасту, но и по его индивидуальным особенностям и возможностям, дифференцировать и адекватно использовать приемы и методы педагогического воздействия.
  7. Педагоги должны использовать в общении с таким ребенком все возможные и доступные для него средства: устную и письменную речь, естественные жесты и мимику.
  8. Педагоги и психолог учреждения проводят специальную работу с детьми группы для принятия такого ребенка, включения его в общение и в разные виды детской деятельности.

Соблюдение предложенных правил способствует исключению формального включения, когда глухой/слабослышащий ребенок присоединяется к группе в детском саду с организационной точки зрения, оставаясь при этом практически изолированным. Достигая при обучении функционально определенной цели вместе с остальными участниками группы, дошкольник с нарушенным слухом отвергается как партнер по общению вне занятий. Успешное и полноценное взаимодействие с окружающими или не предусматривается, или не складывается, а социальная адаптация и коммуникация крайне затруднены.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада»

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.     Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский са...

Особенности адаптации дошкольников в ясельной группе детского сада

Особенности адаптации дошкольников в ясельной группе детского сада...

Особенности адаптации дошкольников в ясельной группе детского сада

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широк...

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье анализируются возрастные особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. Рассматриваются этапы адаптации и деятельность педагогического коллектива по адаптации...

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду ....

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ...

Особенности адаптации ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в группе.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) - этодети с детским церебральным параличом ( ДЦП), последствием полиомиелита, миопатией, недоразвитием и деформацией опорно-двигательного аппарат...