Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии
статья по коррекционной педагогике
Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика держится на том положении, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_art.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.
При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Сущность арт-терапии.
Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика держится на том положении, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.
Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду - в студии, снабженной необходимыми материалами – красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной деятельности. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в художественной форме свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребёнка к взаимодействию с предоставленными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс становится как бы разновидностью диалога. Арт-терапевт выступает как посредник в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.
Занятия арт-терапией предполагают следование следующим основополагающим принципам; если один из этих принципов нарушается, то специалист уже не вправе называть происходящее арт-терапией:
- Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.
- Работа ребёнка с материалами протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.
- Рисование происходит в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.
- Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.
Психологические механизмы арт-терапии.
Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.
Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств выражения, так как непосредственное их выражение будет слишком болезненным.
Вторым фактором терапевтического воздействия являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его работы терапевтом способствуют структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме, то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.
И последним, но не мене важным фактором терапии являются интерпретация и вербальная обратная связь. Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля » и «непосредственного участника» изобразительной деятельности и осуществлять осознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души».
Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души». Одним из важных направлений деятельности пед...
Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.
Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...
Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс
Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...