Организация взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
статья по коррекционной педагогике
Описание принципов и модели взаимодействия узких специалистов и воспитателей ДОУ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimod_2_2.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия всех специалистов, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Для успешного взаимодействия необходима тесная взаимосвязь всех специалистов и воспитателей групп, это возможно при выполнении следующих условий:
- совместное планирование работы;
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач всех специалистов детского сада (каждого в своей деятельности).
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо придерживаться следующей системы.
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Здесь нужно учитывать, что узкий специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.
При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий специалиста.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Взаимосвязь в работе логопеда с педагогом-психологом.
1.Организация на занятиях психогимнастики.
2.Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.
3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического
мышления через различные формы занятий.
4.Развитие зрительного гнозиса.
5.Расширять запас знаний у детей через ознакомление с окружающей
действительностью.
6.Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать предметы.
Взаимосвязь в работе логопеда с инструктором по физической культуре.
1.Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.
2.Формировать правильное речевое дыхание (длительность выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания).
3.Проводить расслабляющие упражнения (релаксация) для снятия мышечного напряжения с элементами психогимнастики.
4.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в соответствии со словесными указаниями педагога:
а/Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;
в/Формировать умение сосредотачивать свое внимание на действиях -словесной инструкции педагога.
Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать
словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением (имитация движения
животных, птиц и т.п.)
Взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.
- Подготовительный этап –
1.Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического
слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации
движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для
формирования артикуляционного уклада звуков.
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –
постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
1.Автоматизация звуков в распевках.
2.Продолжать развивать неречевые функции.
3.Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).
4.Развитие звуковысотного и динамического слуха; фонематического восприятия.
5.Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков –
1.Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.
2.Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.
3.Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
-Формирование правильного произношения.
-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
-Развитие навыка связной речи.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия субъектов в ДОУ
А. А. Майер, Л. Г. Богословцев Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной сис...
"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"
публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как семейный театр....
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их основные функции....
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспи...
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса
Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ...
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует...
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Консультация для воспитателей и специалистов...