МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Владимировна Трушечкина

МАСТЕР-КЛАСС

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ  АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pedagogom.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

детский сад № 5

МАСТЕР-КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 

Педагог-психолог: Трушечкина Т.В.

2019

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи: 

- Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.

- Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.

- Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

- Компенсирует недостающие возможности.

- Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

- Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

 - Оптимизирует личностные качества.

- Обеспечивает социальную адаптацию.

Механизм действия арт-терапии: образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста. Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.

При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Виды психотерапевтических техник: Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.

Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.

Пример лечебной арт-терапии Цветотерапия.

Основная цель — здоровьесбережение.

Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему.

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски». Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.

Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала». Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.

Цель — развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение.

Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру.

В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую СКАЗКА и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.

Результат: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами.

 Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии: Создается положительный эмоциональный настрой. Улучшается психическое здоровье. Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение. Повышаются адаптационные способности. Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»

Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и...

"Использование педагогом-психологом блоков Дьенеша на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста".

Применение игрового пособия с детьми дошкольного возраста на развитие внимания, логического мышления....

Мастер- класс "Мандала, как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Суть арт-терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявл...