Коррекционная работа по социально-личностному развитию детей. 2–я младшая группа (3 – 4 года)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Г. Троицк
Пояснительная записка
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. У детей снизился уровень культуры общения, доброты и внимания друг к другу, проявляется грубость, эмоциональная глухота, враждебность, дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. Мы должны помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Именно в дошкольный период детства закладываются основы личности, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Успех личностного развития зависит во многом от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию социально-личностного качеств у подрастающего поколения. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому, образовательные учреждения в первую очередь должны ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
Цель: создание благоприятных условий для позитивной социализации воспитанников.
Задачи:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
взаимодействие работы педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;
формирование у детей основ личности будущего гражданина; коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Промежуточные результаты работы:
- У детей формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
- Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
Ожидаемые конечные результаты:
Ребенок:
Имеет представление о себе, семье, обществе, природе.
Способен управлять своим поведением.
Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Работу социально-личностному развитию детей провожу поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Перспективный план работы по социально-личностному развитию детей во 2–ой младшей группе (3 – 4 года)
Месяц | Ребёнок и взрослые | Ребёнок и сверстники | Отношение ребёнка к самому себе
|
Сентябрь
| Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми. Беседа «Какая у меня семья» | Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, прическа, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга. Беседа «Я – маленький, я – большой» Игра «Звери на болоте». Коммуникативная игра «Давай дружить»
| Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.
|
Октябрь | Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональное состояние людей (радость, веселье, гнев). Беседа «С кем я живу? » Этюд «Любящие родители» | Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об используемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет) . Беседы: «Я и дети», «Моя любима сказка» Этюд «Делай как я» Рассматривание альбома «Мое настроение» Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей и няню. Воспитывать умение быть внимательным, запоминать более существенные признаки. Дидактическая игра «Мешок добрых дел»,
|
Ноябрь | Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке Беседа «Где работают мама и папа? »
| Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию. Подвижная игра «Надень и попляши» Рассматривание картин «Мы играем» Коммуникативная игра «Давайте познакомимся». Словесная игра «Все наоборот».
| Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» Чтение С.Козлов «Дружба»
Учить детей быть внимательными.
|
Декабрь | Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя). Беседа «Кто такие близкие люди? » Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» | Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность. Дидактическая игра «Мальчик и девочка» Игра-соревнование «Самый сильный и ловкий» Дидактическая игра: «Оцени поступок». Чтение В.Осеева «Волшебное слово»
| |
Январь | Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами. Беседа «Беседа о мамах, бабушках и сестрах» Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» | Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки. Игровая ситуация «Кукла Таня собирается в гости» Беседа «Матрёшкино новоселье» Чтение украинской народной сказки «Рукавичка» | Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.
|
Февраль | Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят руга и заботятся друг о друге. Беседа «Как и чем можно порадовать близких». «Рассматривание альбома Моя семья» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками. Упражнение «Знакомство» Чтение венгерской нар. сказка «Два жадных медвежонка» | Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств. Пальчиковая игра «Чай»
|
Март | Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать ее хорошими поступками. Беседа « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»
| Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях. Игра «Волшебный стул». Подвижная игра «Нам не тесно» Коммуникативная игра «Цветок добра» Чтение сказки «Колосок» | Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми. Формировать понятие о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других. |
Апрель | Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей. Беседа «Как зовут моего дедушку и мою бабушку» Игровая ситуация «Мама сердится»
| Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то нужно подойти, успокоить его. Игровая ситуация «Наши хорошие поступки» Беседа «За что меня можно похвалить» Чтение «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» Коммуникативная игра «Прошу – не надо»
| Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания. Учить детей игровым приемам произвольного расслабления. Пальчиковая игра «Тараканы»
|
Май | Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону. Экскурсия по детскому саду. Уточнить знания о профессиях людей, которые организуют жизнь детей в детском саду Игровая ситуация «Как разговаривать по телефону» | Учить детей понимать отдельные действия, неодобряемые или запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим). Беседа: «Что можно делать, а что нельзя?» Этюд «Котята» Чтение р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
|
Июнь | Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими. Игровая ситуация «Волшебные слова» Игра-упражнение «Пожалуйста» | Учить детей различать веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение детей. Беседа «Добрые дела» Дидактическая игра «Определи настроение» Слушание сказки на магнитофоне «Колобок»
| Учить детей проявлять настойчивость в освоении чего-то нового, в получении ответа на интересующие вопроса об окружающем от взрослых.
|
Июль | Развивать у детей умение вежливо общаться с окружающими взрослыми. Учить выделять в сказках добрые поступки героев и сопоставлять их в жизни с поступками взрослых людей. Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Игра с пением «Дети и пёс»
| Учить детей рассматривать картинки, пытаться в просьбе воспитателя представить себе и воспроизводить, как дети будут ласково обращаться друг к другу, какие слова будут говорить. Игровая ситуация «Найдем друга котёнку Пуху» . Коммуникативная игра «Проснись» | Учить детей сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру. Учить детей выразительным движениям и жестам.
|
Август | Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на просьбы взрослых. Беседа «Мамины помощники» Учить детей с уважением относиться к членам своей семьи. Дать представление о том, что делают родители дома.
| Прививать детям хорошие привычки. Учить принимать правильные решения в различных ситуациях. Этюд «Хорошее настроение» Дидактическая игра «Таня простудилась» Чтение: И. Демьянов «Почему короткий день?» Игра-инсценировка «Мостик» Занятие «Мы моем расчески» | Учить детей выражать свое отношение к чему-либо. Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
|
Литература
1. Минаевава В.М. «Развитие эмоций дошкольников . Занятия .Игры. –М: Владос 2001 2. Краснощёкова Н.В.
2.«Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Москва .Детство – Пресс 2007. Шипицина Л.М.
3. Васильева М.В, Гербова В.В, КомароваТ.С «Программа воспитания и обучения в детском саду».
4. «Детский этикет» Корчинова О.В. Ростов - на – Дону «Феникс» 2002
5. « Ребёнок в детском саду» №2/2003 « В царстве вежливых наук»
6. Д/в №10/2004 «Когда мои друзья со мной», «Коробка со страхами»
7. Д/в №5/98 «Что такое эмоции»
8. «Мой мир» С.З. Козлова, Л.И.Катаева. Линка – пресс Москва 2000.
9. «Я-ТЫ-МЫ» -программа социально – эмоционального развития дошкольников.
Цикл бесед во второй младшей группе по теме «Семья»
«Какая у меня семья»
Цель:
1. Обсудить с ребенком, что семья-это родные люди, живущие рядом, вашей квартире.
2. Воспитать любовь к семье, семейным отношениям.
1. Организационный момент.
Предложите ребенку рассказать о своей семье (большая или маленькая семья: кто самый старший, кто кем приходится; чем занимается тот или иной член семьи) .
2. Нарисовать из геометрических фигур картинку «моя семья».
3. Игра «Назови ласково».
Мама-мамочка Брат
Папа Сестра
Бабушка Тетя
Дедушка Дядя
4. «Кто что делает? » (подбор к существительным глаголов настоящего и прошедшего времени) .
Мама (что делает) - шьет, моет, стирает…
Мама (что сделала) - сшила, …
Папа (что делает) - …
Папа (что сделал) -…
5. Игра «Чья, чей, чьи? ».
Моя (Кто? Что) -мама, …
Мой (Кто? Что) -папа
Мои (Кто? Что) -родители
6. Выучить стихотворение.
«Робот для мамы».
Соберу для мамы
Робота такого,
Чтобы всю работу
Делал он по дому.
И стирал, и гладил,
Жарил и варил,
И полы на кухне
Подметал и мыл.
7. Подбери признак. (не менее 5 слов) .
Мама (какая)
Бабушка (какая)
Папа (какой)
8 Обобщение.
Автор стихотворения В. Волина.
«С кем я живу? »
Цель: Расширять представления детей о понятии семья, формировать доброжелательное отношение к своим близким (маме, папе)
Материал: Фотографии членов семьи детей, художественное слово.
Ход:
Ребята, я вам рассказывала о своей семье и показывала вам семейный альбом с фотографиями. А сейчас поговорим про ваши семьи. С кем вы живете?
(Воспитатель спрашивает как можно больше детей, находя приятные слова о его семь: «Чудесная у тебя семья», «Замечательные у тебя родители» и т. п.)
Давайте вместе сделаем альбом «Моя семья», соберем фотографии и портреты всех членов семьи. А пока фотографий нет, мы с вами рассмотрим иллюстрации в книге «Моя семья». Посмотрите, ребята на картинку. В каждой семье есть глава семьи – это папа, мама, бабушка и их дети и внуки.
Педагог организует беседу с детьми на основе материалов в книге, использует в работе дни рождения в семье, Новый год, 8 Марта и другие праздники. Воспитатель спрашивает, как зовут папу, маму, брата, бабушку, выясняет о том, что это самые дорогие и близкие им люди.
Чтение стихотворения «О маме»
Мамочка милая, я тебя люблю,
Я тебе весеннюю песенку спою.
Художественное слово: «Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала,
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу»
Чтение стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине»
«Где работают мама и папа? »
Цель: Знакомить детей с профессиями людей.
Материал: «Альбом», «Все работы хороши», Маяковский «Кем быть? »
Ход:
Читаю книгу «Кем быть? »
- О чем эта книга?
- С какими профессиями вы знакомы?
- А вы знаете, кем работают ваши родители?
- Что они делают на работе?
- Как называется место их работы?
(Если дети затрудняются ответить на эти вопросы, задаю домашнее задание.)
- Поговорите с родителями и расспросите их о работе и о важности их работы.
В помощь детям показываю альбом «Все работы хороши». По картинкам они рассказывают о работе родителей.
- Когда вы вырастете большими, то тоже будете работать и приносить пользу людям.
«Кто такие близкие люди? »
Цель: Закрепить представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.
Материал: альбом «Моя семья»
Ход:
Сегодня мы с вами поговорим о самых близких, самых любимых и дорогих людях. Близкие люди – это люди, которые всегда рядом: и в радости, и в печали; их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчать, а хочется только радовать.
У каждого человека есть близкие, родные люди.
(Читаю стихотворение А. Кондратьева «Рядом мама»,
название не произношу)
Осенью, Весной, Летом И зимой
Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой?
В радости любой,
В горести любой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
На ночь и с утра,
Нынче, как вчера, -
Кто тебе желает
Всякого добра?
Осенью, Весной, Летом
И зимой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
- Кому посвящено стихотворение?
- Кого еще вы можете назвать «близким и родным»?
- Перечислите своих близких. (смотрим альбом «Моя семья»)
- У каждого человека есть близкие люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди и т. п.
- За что вы любите своих близких?
Итог: Какие взаимоотношения связывают близких людей? Назовите своих близких людей которые живут с вами.
«Беседа о мамах, бабушках и сестрах»
Цель: Проводить с детьми беседы, посвященные мамам, бабушкам, сестрам. Обращать внимание на особые отношения близких людей. Воспитывать – нежность, любовь, переживание, заботу к ближним (маме, бабушке, сестре)
Ход:
У всех детей чудесные мамы, бабушки, сестры. Они очень ласковые, заботливые. Приводят своих малышей в детский сад, они всегда держат их за руки, помогают раздеться, целуют. И дети нежно относятся к ним6 ждут их прихода, радуются встрече, крепко обнимают и целуют. Мамы переживают, когда их дети болеют: кашляют, чихают, у них поднимется температура.
- Давайте вспомним действия мамы во время болезни ребенка. Мамы звонят в д. сад, их голоса грустные и печальные, мамы переживают за своих любимых малышей, а воспитатели всегда спрашивают о здоровье детей, передают им приветы, и ждут их возвращения в группу.
Воспитатель организует вместе с детьми и родителями (совместные) праздники, часы развлечения, игры и т. д., на которые приглашаются мамы, бабушки, сестры.
Бабушки – это мамы ваших родителей. Все любят и почитают своих бабушек – мам.
У бабушки золотые руки, она всему научилась за свою долгую жизнь, и теперь делится своим опытом с нами, передают нам свою любовь и заботу.
Читаю стихотворение:
Очень бабушку свою
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много
И во лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Очень молодая бабушка моя
Модная такая, бабушка моя.
С ней мы не разлучные друзья!
- Ребята, бабушки всегда знают, что хотят их внуки. А вы знаете, что любят ваши бабушки?
Д/И «Что нравится бабушке? » (дети называют любимое блюдо, любимое дело и т. д.)
«Рассматривание альбома «Моя семья»
Цель: Познакомить детей с понятием «семья» и учить понимать его значение. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким. Формировать уважительное отношение к своим родителям.
Рассматривание фотографий мамы и папы, обратить внимание детей на то, что родители о них заботятся, любят их.
Материал: Семейный альбом, иллюстрации о семье, чтение художественной литературы.
Ход:
Обращаю внимание детей на фотографии.
- Ребята, вы кого-нибудь узнаете на этих фотографиях? Правильно, это я. А этих людей вы знаете? Конечно нет. Они вам не знакомы, для вас это чужие люди, а для меня самые любимые, самые дорогие: мой муж, мой старший сын, моя младшая дочь. Это моя семья.
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи (мама, папа, дети) любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Я вас познакомила со всеми членами моей семьи: я – мама, мой муж – папа и наши дети – сын и дочка.
А сейчас я вам прочитаю стихотворение «О семье»
«Семья – это слово родное
Сколько в нем света. Добра и тепла…
Как мы гордимся своими родными.
За все их заслуги, за все их дела… .»
- А в следующий раз мы с вами поговорим о вашей семье, и мы узнаем ваших самых близких и родных людей.
«Как зовут моего дедушку и мою бабушку»
Цель: Развивать знания о своей семье. Продолжать развивать знания о дедушке и бабушке, как их зовут.
Пальчиковая игра; «Моя семья»
Цель: развитие активной речи у детей.
Ход:
Этот пальчик дедушка! Этот пальчик бабушка!
Этот пальчик папочка! Этот пальчик мамочка
А этот пальчик я! Вот и вся моя семья!
(Поочередно сгибаем и разгибаем пальчики)
вопросы детям:
- Как тебя зовут? ;
- С кем ты живешь? ;
- Как зовут маму и папу? ;
- Как зовут бабушку/дедушку? ;
- Как зовут брата или сестру?
- С кем и во что вы любите играть?
- Чем вкусным угощает тебя бабушка? ;
- Как ты проводишь свое время с дедушкой?
Игры
Игра «Звери на болоте».
• Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
• Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища.
• Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры:
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
Словесная игра «Все наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Игра «Волшебный стул».
Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.
Коммуникативная игра «Проснись»
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.
Взрослый. Давай поиграем.
Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.
Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.
Игра «Прошу – не надо»
Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).
Игра «Давай дружить»
Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.
Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.
Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.
Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ».
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение
Е. Серовой «Ландыш»:
«Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?»
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы
Ответы
Можете ли вы?
А - Могу и всегда так поступаю
Б - Могу, но не всегда так поступаю
В - Не могу
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
A
Б
В
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
А
Б
В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А
Б
В
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
А
Б
В
6. Поставить себя на место ребенка?
А
Б
В
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представил. Вас в невыгодном свете?
А
Б
В
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А
Б
В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
А
Б
В
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка?
А
Б
В
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть?
А
Б
В
Ключ к тесту Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Заповеди родителям от ребенка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
• Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим, вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все, же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации в течении года
Тест для родителей «Я и мой ребенок» октябрь
Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ» январь
Памятка для родителей «Заповеди родителям от ребенка» апрель
Беседа на тему «Наши хорошие поступки»
Цель: Совершенствовать умения правильно и вовремя пользоваться вежливыми словами. Развивать способность замечать хорошие поступки: помогать, делиться игрушками, проявлять общительность, спокойно играть, не мешая другим, проявлять сочувствие, здороваться, прощаться, благодарить. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход: В гости приходит кукла, здоровается
-Ребята, у нас в гостях кукла Катя. Она уже знает, как мы умеем умываться, аккуратно кушать, красиво и правильно сидеть за столом. А сегодня она хочет узнать, умеем ли мы совершать добрые поступки.
-Если в группу заходит кто-нибудь посторонний, надо обязательно…. Поздороваться. Давайте поздороваемся с Катей. А еще гостю надо предложить стул и сказать «садитесь, пожалуйста» (некоторые дети предлагают индивидуально)
-Как следует поступить, если надо пройти, а на дороге кто-нибудь стоит? (пропустите, пожалуйста)
-Как надо называть взрослых, которые работают у нас в детском саду? (по И.О.) Назовите, кого вы знаете. А своих товарищей можно называть «Танька, Сережка»?
-Если вам оказали помощь надо…вежливо поблагодарить.
-В разговор старших вмешиваться можно, перебивать их?
-Если вам требуется помощь, как надо попросить?
-Почему нельзя кричать в группе?
-Давайте подумаем вместе, какие хорошие поступки можно совершать , чтобы всем приносить радость, в детском саду, в автобусе, в магазине?
Выслушиваем ответы, уточняем, Кукла благодарит, довольная уходит. Не забываем прощаться.
Беседа по сказке «Колосок»
Цель: формировать представление о нравственных нормах, учить детей оценивать поступки героев. Совершенствовать умения отвечать на вопросы по форме и содержанию. Воспитывать трудолюбие.
Ход: читаю украинскую народную сказку «Колосок».
-Вам понравилась сказка?
-Давайте вспомним, что нашел петушок и предложил сделать?
-Что на это ответили мышата? (вспоминаем содержание сказки).
-Какой герой понравился? Чем? Какой петушок? (трудолюбивый, заботливый) Он заботился о мышках, а они этого не поняли.
-Кто из героев поступил плохо? Чем они занимались все время?
-Как вы считаете, правильно петушок поступил с мышатами? Как бы вы поступили? Конечно, не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Они не работали, не помогали, и петушок решил их проучить.
-Это в сказке. А, на самом деле хорошо быть ленивым? (выслушиваю ответы). Надо быть трудолюбивым, самому трудиться, помогать другим, заботиться о людях, которые тебя окружают.
Мониторинг на развитие внимания старшая группа
Список детей | Устойчивость внимания н/г к/г | Переключение внимания н/г к/г | Концентрация и распределение н/г к/г | Уровень развития детей н/г к/г |
1 | + + | + + | + + | В В |
Начало года 10д – 38% Конец года 4д – 15%
|
|
Анализ проведенной работы
Представленная работа направлена на социально-личностное развитие детей. Коррекционная работа проводилась с детьми, имеющими низкий уровень на начало года.
- Научила детей сравнивать предметы по величине.
- Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.
- Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.
Анализ показал, что систематическая и планомерная работа по проблеме приобщения детей к социальному миру формирует личность ребёнка.
На основе использования дидактических игр и упражнений на социально-личностное развитие дети:
-имеют представления о себе, семье, обществе, природе.
-научились управлять своим поведением, сформировалось чувство взаимопомощи, проявились такие качества, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
-овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Результаты диагностики на начало года показали, низкий 50%, на конец года - низкий 7%.
Таким образом, видно, что проведенная мной работа по социально-личностному развитию детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна, она обеспечила успешное развитие каждого ребёнка и формирование его личности.
Анализ проведенной работы
на развитие внимания
Внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и имеет большое значение в жизни ребенка.
Учитывая результаты диагностики, работа проводилась с учётом системы задач трёх уровней:
-Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств.
-Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка.
-Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания.
На основе использования дидактических игр и упражнений у детей к концу года стали развиваться: объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания и самоконтроль.
Результаты диагностики показали на начало года низкий 38%, на конец года -15%
Анализ работы по данной теме, позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
Таким образом, проведенная мной работа на развитие внимания у детей с низким уровнем в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по социально-личностному развитию детей во 2- младшей группе Тема занятия: «Народна игрушка» Колышкина Надежда Михайловна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 3, с. Карагай, Пермский край
Цель: Развитие эмоционально - ценностного отношения детей к русской народной игрушке.Проведение занятий по социально-личностному развитию детей является одной из формы взаимодействия воспитателя...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей во 2 младшей группе. Тема: «Я И МОЯ СЕМЬЯ».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме "Я и моя семья" был разработан для второй младшей группы.Цель: способствовать формирован...
Краткосрочный социально-личностный проект "Давай дружить" во второй младшей группе
Формирование у детей представления о друге, воспитание доброжелательного отношения друг к другу...
"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3- 4 года) №1 на 2018- 2019 уч. год"
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы ( 3 -4 года) ....
Возрастные особенности психофизического развития детей 1-й младшей группы (2-3 года)
Материал для родителей и педагогов ранего возраста....