Роль эмоционального развития в условиях ФГТ.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Современные воспитатели часто сталкиваются с капризами детей во время утреннего приема, с агрессивным поведении воспитанников в течение дня, которое проявляется, как по отношению к сверстниками, так и к неодушевлённым предметам, с нежеланием ребёнка идти на контакт в общении, с отсутствием у него интереса к совместной или самостоятельной деятельности.
Причины такого поведения могут быть самими разнообразными: это и влияние адаптационного периода, переживание ребёнком возрастного кризиса, психологическая атмосфера в семье, воздействие современной информационной среды, и т.д.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Всё это может привести к возникновению конфликтных ситуаций со сверстниками, психоэмоциональному напряжению, стрессам, повышенной тревожности у детей.
Для многих психологов проблема эмоционального комфорта и развития эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста является приоритетной в настоящее время. А насколько актуальна данная проблема для сегодняшних воспитателей. Что такое эмоциональный комфорт и какова роль уровня развития эмоционально-чувственной сферы в условиях современной системы организации дошкольного образования процесса? Я попыталась разобраться в данном вопросе.
Федеральные государственные требования предполагают решение образовательных задач через самостоятельную и совместную деятельность взрослого и ребёнка. Особое значение здесь имеет эмоционально-положительное отношение дошкольника к любому занимательному делу. Важную роль имеет мотивация, она определяется эмоциональным состоянием ребёнка, которое побуждает его к определённым действиям, в данном случае к вступлению в совместную или самостоятельную деятельность.
Если ребёнок испытывает эмоциональное благополучие в условиях ДОУ и способен сопереживать, сочувствовать, сострадать, к примеру сказочным героям, которые участвуют в процессе мотивации, то у него появиться желание участвовать в данной образовательной деятельности, а в процессе её он будет испытывать позитивные переживания, ощущать положительные эмоции от удачной совместной работы, адекватно реагировать на ошибки и неуспех своей деятельности или деятельности сверстника, предлагать свою помощь, а также принимать её от других. В этом случае данная образовательная деятельность будет качественной, а мотивация – эффективной.
Если дошкольник имеет низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы, то он может не среагировать на предложенную ему мотивацию, либо не вступить в образовательную деятельность по причине эмоционального дискомфорта, который он испытывает в условиях пребывания в ДОУ.
Следовательно, обеспечение эмоционального комфорта и чувственной сферы у детей дошкольного возраста – является одной из актуальных задач современного образовательного процесса в условиях реализации ФГТ.
Что же такое эмоциональный комфорт?
- Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональный комфорт» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Другими словами эмоциональный комфорт можно определить как состояние внутреннего спокойствия ребёнка, преобладание радостного настроения, позитивный настрой на деятельность, редкое проявление агрессивности.
Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в группе детского сада принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому ребёнку, в готовности прийти на помощь.
При организацию педагогического процесса воспитателем могут быть включены различные игры и упражнения, направленные на эмоциональное и мышечное расслабление, а также на разрядку агрессивности и установлению положительного настроя на совместную или самостоятельную образовательную деятельность.
Важной задачей является развитие чувственной сферы детей , знакомство с основными видами эмоций и способами проявления эмоциональных состояний. Ведь, как отмечал Л.С. Выготский, эмоции – «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка, поэтому для комфортного пребывания в группе ДОУ дошкольнику необходимо уметь выражать своё эмоциональное состояние и определять эмоциональное состояние других членов группы.
Итак, я считаю, что при организации образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных требований, воспитателю ДОУ необходимо акцентировать своё внимание на эмоциональной обстановке в группе, эмоциональном состоянии каждого из воспитанников, а также участвовать в развитии эмоционально-чувственной сферы дошкольников.
Хочется закончить своё выступление словами Л. С. Выготского, который справедливо отметил:
«Положительные переживания воодушевляют человека в его
творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
«Фея Эмоций в гостях у ребят»
- Начало (мотивация)
Вбегает Фея Эмоций со словами «куда я дела свою волшебную палочку? Ты не видел? А ты? Вы точно не брали? А может у тебя в руке? А за спиной нет? А ты на ней не стоишь? Ну вот так всегда, стоит мне наколдовать чего-то не так и моя волшебная палочка тут же исчезает! Ой-ой-ой, кто меня там щекочет? Вот же она, ура нашлась! Ой, ребята а я вам и не представилась – меня зовут Фея Эмоций, я настоящая волшебница. И каждый день у меня бывает разное настроение, это зависит от того, какую эмоцию я наколдую в начале дня. А вы знаете что такое эмоция? У нас в волшебной стране эмоцией называют картинку настроения.
- Сегодня я наколдовала эмоцию – радость, это картинка с улыбающимся лицом. Я знала, что приду к вам в гости и поэтому с самого утра у меня весёлое настроение, я очень рада нашей встрече. Ребята, а вы рады меня видеть?
- В понедельник ко мне в гости приходил Добрый Волшебник. Он весь день показывал мне удивительные фокусы, в тот день моей эмоцией было удивление, картинке было нарисовано лицо с круглым ртом и большими глазами. Ребята, а вам когда-нибудь показывали удивительные фокусы. Я обязательно приглашу к вам в гости своего друга, Доброго Волшебника, чтобы он и вас удивил.
- Во вторник моей эмоцией была грусть. На улице было очень холодно, и я весь день просидела дома и не пошла гулять. На картинке в тот день было нарисовано грустное лицо. А вам бывает грустно? А когда вы грустите? А когда по утрам прощаетесь с мамой в детском саду, вам грустно? Мне тоже бывает очень грустно прощаться с утра с мамой, но стоит мне вспомнить, что она обязательно придёт за мной вечером, настроение снова становится радостным, и я улыбаюсь.
- А вчера у меня было плохое настроение. Я весь день капризничала, упрямилась и очень злилась. Моей эмоцией была злость, а на картинке было злое лицо с нахмуренными бровями и стиснутыми от злости зубами. С самого утра я была злой, я злилась на маму, которая заставляла умываться, чистить зубы, заправлять кровать.
- Ребята, а вы капризничайте по утрам? Чтобы я по утрам не капризничала, мама играет со мной в игру, которая называется «Нехочуха». Хотите я вас научу? Давайте сделаем так, я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
( Игра «Нехочуха»)
Ребята, а вы чувствуйте, как ручки сразу стали теплыми и легкими. Открою вам большой секрет, ваши ручки стали волшебными. А если вы потрогаете ручки своих друзей, вы поделитесь волшебством друг с другом. И теперь мы вместе сможем наколдовать себе любую игру, которую только захотим. Хотите стать на минутку волшебниками? Для этого нам потребуется волшебная коробка, внутри неё и будут совершатся чудеса, я на всякий случай захватила её с собой из волшебной страны эмоций. А для того, чтобы волшебство усилилось необходимо встать в хоровод вокруг коробочки и произнести заклинание. Готовы?
«Мы сперва пойдем направо 1,2,3
А потом пойдем налево 1,2,3
Мы тихонечко присядем 1,2,3
А потом мы дружно встанем 1,2,3
Сейчас немного волшебства и появится игра!»
2. Середина
- Ребята посмотрите что же лежит в нашем сундучке. (Дети достают кубик).
- Ой, какой красивый кубик. А как нам с ним можно поиграть? А что на нем нарисовано? Да, ребята, это дети у которых разное настроение.
- А можно кинуть кубик и изобразить то настроение, которое нарисовано на картинке. Будем так играть? Кто хочет кинуть кубик первым? Как же нам быть! А я знаю одну интересную считалочку, на ком она остановиться тот первым и кинет. Согласны?
А считалочка такая:
« Мы решили поиграть
Но с кого же нам начать
Раз-два-три
Первым будешь ты!»
ГРУСТЬ (На картинке нарисован мальчик, а какое у него настроение? Давайте погрустим вместе ним, а помогут нам в этом волшебные ладошки. Закроем личико руками и наколдуем грустное, готово, открываем.)
Как грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет.
Радость (На картинке нарисован мальчик, какое у него настроение? Превратимся в радостных ребят, готовы, открываем)
Рада, рада, рада
Наша детвора
Улыбнуться в полный рот
Не составит нам труда!
Удивление (На картинке нарисован мальчик, который чему-то удивился, Давайте наколдуем себе удивление, сделаем ротик буквой о и расширим глаза, готовы, открываем!)
Это явно не спроста
Губы наши округлились
И расширились глаза
Мы чему-то удивились!
Злость (На картинке девочка, какая, злая!)( Давайте тоже станем злыми, нахмурим брови, и стиснем зубы, готовы, открываем!)
Я нахмурю брови
Стисну крепко зубы
Буду злым сегодня
Пусть боятся люди!
Мамочка погладит нежно по головке
Сразу улыбаюсь и не хмурю бровки!
- Конец (рефлексия)
Ребята, мне очень понравилось с вами играть, вы очень хорошие, весёлые. А вам понравились наши игры. А вы удивились тому, что я к вам в гости пришла? А как вы удивились?1,2,3,Молодцы! А вам грустно будет со мной расставаться. А как вы будете грустить? Ребята, чтобы вы не грустили, я дарю вам свой волшебный кубик, чтобы вы поиграли с остальными ребятами, и показали им как можно по разному изображать настроение! Вы рады такому подарку? А как вы радуйтесь! К сожалению, пришло время нам расстаться! Спасибо за тёплый приём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка"
Консультация для родителей...
Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию част...
Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)
Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....
роль театрализации в эмоциональном развитии дошкольников
Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка и формирования правильной модели его поведения в современном ми...
«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...