Роль эмоционального развития в условиях ФГТ.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Миллер Екатерина Николаевна

 

Современные воспитатели часто сталкиваются  с капризами детей во время утреннего приема,   с  агрессивным поведении воспитанников в течение дня, которое проявляется,  как  по отношению к сверстниками, так и к неодушевлённым предметам, с нежеланием ребёнка идти на контакт в общении, с  отсутствием  у него интереса к совместной или самостоятельной деятельности.

Причины такого поведения могут быть самими разнообразными: это и  влияние адаптационного периода, переживание ребёнком возрастного кризиса, психологическая атмосфера в семье,  воздействие современной информационной среды, и т.д.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Всё это может привести  к возникновению конфликтных ситуаций со сверстниками, психоэмоциональному напряжению, стрессам, повышенной тревожности  у детей.

 Для многих психологов проблема эмоционального комфорта и развития эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста является приоритетной в настоящее время. А насколько актуальна данная проблема для сегодняшних воспитателей. Что такое эмоциональный комфорт и  какова  роль уровня развития эмоционально-чувственной сферы в  условиях современной системы организации дошкольного образования процесса? Я попыталась разобраться в данном вопросе.

Федеральные государственные требования предполагают решение образовательных задач через самостоятельную и совместную деятельность взрослого и ребёнка. Особое значение здесь имеет эмоционально-положительное отношение  дошкольника к любому занимательному делу. Важную роль имеет мотивация, она определяется эмоциональным состоянием ребёнка, которое  побуждает его к определённым действиям, в данном случае к вступлению в совместную или самостоятельную деятельность.

Если ребёнок испытывает эмоциональное благополучие в условиях ДОУ и способен сопереживать, сочувствовать, сострадать, к примеру сказочным героям, которые участвуют в процессе мотивации,  то  у него появиться желание участвовать   в данной  образовательной деятельности, а в процессе её он будет  испытывать  позитивные переживания, ощущать  положительные эмоции  от удачной совместной работы,  адекватно реагировать  на ошибки и неуспех своей деятельности или деятельности сверстника,  предлагать  свою помощь, а также принимать  её от других.  В  этом случае данная образовательная деятельность будет качественной, а мотивация – эффективной.

Если дошкольник имеет низкий уровень  развития эмоционально-чувственной сферы, то он может не среагировать на предложенную  ему мотивацию, либо не вступить в образовательную деятельность по причине эмоционального дискомфорта, который он испытывает  в условиях пребывания в ДОУ.

Следовательно, обеспечение эмоционального комфорта и чувственной  сферы   у детей дошкольного возраста – является одной  из актуальных задач  современного образовательного процесса  в условиях реализации ФГТ.

Что же такое эмоциональный комфорт?

  • Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональный комфорт» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

Другими словами эмоциональный комфорт можно определить как состояние внутреннего спокойствия ребёнка, преобладание радостного настроения, позитивный настрой на деятельность, редкое проявление агрессивности.

Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в группе детского сада  принадлежит  воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому ребёнку, в готовности прийти на помощь.

 При  организацию педагогического процесса  воспитателем  могут быть включены различные игры и упражнения, направленные на эмоциональное и мышечное расслабление, а также на разрядку агрессивности и установлению положительного настроя на совместную или самостоятельную образовательную деятельность.

Важной задачей  является развитие чувственной сферы детей , знакомство с основными видами эмоций и способами проявления эмоциональных состояний. Ведь, как отмечал Л.С. Выготский, эмоции – «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка, поэтому  для комфортного пребывания в группе ДОУ дошкольнику необходимо уметь выражать своё эмоциональное состояние  и определять эмоциональное состояние других членов группы.

Итак, я считаю, что  при организации образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных требований, воспитателю ДОУ необходимо  акцентировать своё внимание на эмоциональной обстановке в группе, эмоциональном состоянии каждого из воспитанников, а также участвовать в развитии эмоционально-чувственной сферы дошкольников.

Хочется закончить своё выступление словами Л. С. Выготского, который справедливо отметил:

                        «Положительные переживания воодушевляют человека в его

творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят  процесс развития».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

«Фея Эмоций в гостях у ребят»

  1. Начало (мотивация)

Вбегает Фея Эмоций  со словами «куда я дела свою волшебную палочку? Ты не видел? А ты? Вы точно не брали? А может у тебя в руке? А за спиной нет? А ты на ней не стоишь? Ну вот так всегда, стоит мне наколдовать чего-то не так и моя волшебная палочка тут же исчезает!  Ой-ой-ой, кто меня там щекочет? Вот же она, ура нашлась! Ой, ребята а я вам и не представилась – меня зовут Фея Эмоций, я настоящая волшебница. И каждый день у меня бывает разное настроение, это зависит от того, какую эмоцию я наколдую в начале дня. А вы знаете что такое эмоция? У нас в волшебной стране эмоцией называют  картинку настроения.

- Сегодня я наколдовала эмоцию – радость, это картинка с улыбающимся лицом. Я знала, что приду к вам в гости и поэтому с самого  утра у меня  весёлое настроение, я очень рада нашей встрече. Ребята, а вы рады меня видеть?

- В понедельник ко мне в гости приходил Добрый Волшебник. Он весь день показывал мне удивительные фокусы, в тот день моей эмоцией было удивление,  картинке было нарисовано лицо  с круглым ртом и большими глазами. Ребята, а вам когда-нибудь показывали удивительные фокусы. Я обязательно приглашу к вам в гости своего друга, Доброго Волшебника, чтобы он и вас удивил.

- Во вторник моей эмоцией была грусть. На улице было очень холодно, и я весь день просидела дома и не пошла гулять. На картинке в тот день было нарисовано грустное лицо. А вам бывает грустно? А когда вы грустите? А когда по утрам прощаетесь с мамой в детском саду, вам грустно? Мне тоже бывает очень грустно прощаться с утра с мамой, но стоит мне вспомнить,  что она обязательно придёт за мной вечером, настроение снова становится радостным, и я улыбаюсь.

- А вчера у меня было плохое настроение. Я весь день капризничала, упрямилась и очень злилась. Моей эмоцией была злость, а на картинке было злое лицо с нахмуренными бровями и стиснутыми от злости зубами. С самого утра я была злой, я злилась на маму, которая заставляла  умываться, чистить зубы, заправлять кровать.

- Ребята, а вы капризничайте по утрам? Чтобы я по утрам не капризничала, мама играет со мной в игру, которая называется «Нехочуха». Хотите я вас научу? Давайте сделаем так, я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

( Игра «Нехочуха»)

Ребята, а вы чувствуйте, как  ручки сразу  стали теплыми и  легкими. Открою вам большой секрет, ваши ручки стали волшебными. А если вы потрогаете ручки своих друзей, вы поделитесь волшебством друг с другом. И теперь мы вместе сможем наколдовать себе любую игру, которую только захотим. Хотите стать на минутку волшебниками? Для этого нам потребуется волшебная коробка, внутри неё и будут совершатся чудеса, я на всякий случай захватила её с собой из волшебной страны эмоций. А для того, чтобы волшебство усилилось необходимо встать в хоровод вокруг коробочки и произнести заклинание. Готовы?

«Мы сперва пойдем  направо 1,2,3

А потом пойдем налево 1,2,3

Мы тихонечко присядем 1,2,3

А потом мы дружно встанем 1,2,3

Сейчас немного волшебства  и появится игра!»

2. Середина

- Ребята посмотрите что же лежит в нашем сундучке. (Дети достают кубик).

- Ой, какой красивый кубик. А как нам с ним можно поиграть? А что на нем нарисовано? Да, ребята, это дети у которых разное настроение.

- А можно кинуть кубик и изобразить то настроение, которое   нарисовано на картинке. Будем так играть? Кто хочет кинуть кубик первым? Как же нам быть! А я знаю одну интересную считалочку, на ком она остановиться тот первым и кинет. Согласны?

А считалочка такая:

« Мы решили поиграть

Но с кого же нам начать

Раз-два-три

Первым будешь ты!»

ГРУСТЬ (На картинке нарисован мальчик, а какое у него настроение? Давайте погрустим вместе  ним, а помогут нам в этом волшебные ладошки. Закроем личико руками и наколдуем грустное, готово, открываем.)
Как грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет.

Радость (На картинке нарисован мальчик, какое у него настроение? Превратимся в радостных ребят, готовы, открываем)

Рада, рада, рада

Наша детвора

Улыбнуться в полный рот

Не составит нам труда!

Удивление (На картинке нарисован мальчик, который чему-то удивился, Давайте наколдуем себе удивление, сделаем ротик буквой о и расширим глаза, готовы, открываем!)

Это явно не спроста

Губы наши округлились

И расширились глаза

Мы чему-то удивились!

Злость (На картинке девочка, какая, злая!)( Давайте тоже станем злыми, нахмурим брови, и стиснем зубы, готовы, открываем!)

Я нахмурю брови

Стисну крепко зубы

Буду злым сегодня

Пусть боятся люди!

Мамочка погладит нежно по головке

Сразу улыбаюсь и не хмурю бровки!

  1. Конец (рефлексия)

Ребята, мне очень понравилось с вами играть, вы очень хорошие, весёлые. А вам понравились наши игры. А вы удивились тому, что я к вам в гости пришла? А как вы удивились?1,2,3,Молодцы! А вам грустно будет со мной расставаться. А как вы будете грустить? Ребята, чтобы вы не грустили, я дарю вам свой волшебный кубик, чтобы вы поиграли с остальными ребятами, и показали им как можно по разному изображать настроение! Вы рады такому подарку?  А как вы радуйтесь! К сожалению, пришло время нам расстаться! Спасибо за тёплый приём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

Продолжительное время система дошкольно­го образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию част...

Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)

Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....

роль театрализации в эмоциональном развитии дошкольников

Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка и формирования правильной модели его поведения в современном ми...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...