Проект: «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Которые я старалась развить, через совместное конструирование, с помощью проекта «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_konstruktor.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Конструктор «Мультикрути»,
как средство социализации старших дошкольников».
Автор: педагог- психолог МАДОУ № 38
М.В. Писарева.
Введение:
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социальном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления), возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Которые я старалась развить, через совместное конструирование, с помощью проекта «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников» (далее – проект).
Актуальность.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
С помощью данного проекта мы старались решить эту проблему, которая приобретает в настоящее время огромную роль в нравственном и коммуникативном развитии детей. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Формирование социализации – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.
Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них социальных навыков. Поэтому я решила большое внимание уделить развитию социальной сферы ребенка, путем внедрения данного проекта.
Именно в деятельности происходит развитие детей, проявляются разные стороны развития личности ребенка. Конструирование – это один из таких видов деятельности, в процессе которого происходит всестороннее развитие ребенка. Конструирование выступает как средство познавательного развития и сплочения коллектива. Именно поэтому в своей работе по социализации дошкольников я выбрала конструктор «Мультикрути». Детали конструктора изготовлены из безопасного материала и не имеют острых углов, они крупные, объемные и цветные. Играя с конструктором «Мультикрути», ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него закладываются благоприятные предпосылки для развития коллективизма. Кроме того, дошкольник осваивает правила и способы выстраивания взаимоотношений среди сверстников, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Это очень важно, т.к. все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников. Конструктор «Мультикрути» является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности. В процессе игры видоизменяется сознание ребенка, у него формируются качества личности, необходимые для его дальнейшего развития.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Наименование проекта: | «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников» |
Проект разрабатывала: | Педагог-психолог МАДОУ № 38 Писарева М.В. |
Тип проекта: | Краткосрочный |
Участники проекта | Дети, педагоги, родители |
Цель и задачи проекта: | Цель данного проекта состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации, посредствам конструктора «Мультикрути»: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
|
Актуальность | Игра с конструктором «Мультикрути» способствует концентрации внимания, развитию мышления, воображения, усидчивости, умению доводить начатое до логического завершения. В совместной игре с конструктором «Мультикрути» формируются такие качества, как: самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно, умение договариваться со сверстниками; подчинятся общему замыслу; у ребенка воспитывается чувство эмпатии; проявляются лидерские качества. Но основная роль в социальном развитии дошкольников отводится взрослому, его умению организовать, направить детей, развить игровой сюжет. |
Итоговое мероприятие по проекту | Презентация проекта «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников» |
Ожидаемый результат | Реализация данного проекта позволит детям легче взаимодействовать друг с другом. |
Методы реализации проекта.
Указанные цели и задачи достигаются входе игр с использованием конструктора «Мультикрути».
Циклы мероприятий можно поделить на несколько этапов:
1. Исследование особенностей поведения детей; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.
2. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством игр с конструктором, при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.
3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника сосверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Как помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Я старалась развивать эти навыки у старших дошкольников через совместные игры с конструктором, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими и позволит ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием.
В своей работе использовала различные источники методической и психологической литературы. Подбирая игры, опиралась на инструкцию к конструктору «Мультикрути», в которой подробно прописан ход конструирования и показаны иллюстрации различных конструкций. Для более удобного рассматривания иллюстрации – схемы показывала детям изображения на большом экране мультимедиа.
Свою работу по реализации данного проекта разделила на 3 этапа.
1 этап (Сентябрь) - Исследование особенностей поведения детей и выявление уровня отношений со сверстниками:
1. Метод наблюдения.
2. «Диагностика уровня отношений со сверстниками».
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.
3. Тест «Страхи в домиках».А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков».
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации особенностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного месяца) мной проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые мной методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относится «Метод наблюдения».
Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Их ещё называют проективными и к ним относят: Тест «Отношения со сверстниками» и Тест «Страхи в домиках». Тестирование осуществлялось с помощью использования ИКТ технологий, программой «1С: Дошкольная психодиагностика» Е.Кусакиной, З.Яникова, по результатам которой определились дошкольники, имеющие определенные трудности в общении.
Первый этап диагностики позволил выделить в группе проблемных детей (8 человек), нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.
Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стало совместное конструирование. Игры проводила 1 раз в неделю. Играя в первый раз, детям предлагалось распределиться по группам (2 человека) самостоятельно. В результате чего можно было наблюдать симпатии и антипатии детей, выяснить, кому из детей отдавали наибольшее предпочтение, а кому наименьшее. Затем распределяла детей на группы с помощью разноцветных жетонов. Ребенок вытаскивал из мешочка жетон определенного цвета, у которого обязательно есть пара. Таким образом, группа образовывалась случайно, что давало возможность ребенку учиться взаимодействовать со всеми детьми, не учитывая симпатии.
В процессе каждой игры создавались условия для совместного конструирования, в которых у детей вырабатывается умение соподчинять свои желания общей цели. Взаимодействуя друг с другом, дети старались контролировать свое поведение. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения. Большая роль в процессе конструирования отводится педагогу, который всегда находится рядом и в случае конфликтной ситуации помогает разрешить ее правильно. У детей в процессе взаимодействия формируются дружеские и тёплые отношения друг к другу, они учатся общаться, договариваться, анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
На этом же этапе была проведена работа с родителями в форме беседы и консультирования по вопросам взаимоотношений ребенка в семье и коллективе сверстников.
2 этап – Игры с конструктором «Мультикрути» (Октябрь – Апрель):
- Конструирование с использованием конструктора «Мультикрути» по заданным схемам: «Треугольник», «Квадрат», Буквы: «А», «Г», «И», «Л», Буквы: «Л», «М», «Т», «Х», Цифры: «1», «4», «7», «Домик», «Кораблик», «Самолет», «Вертолет», «Аэроплан», «Танк», «Робот», «Трансформер», «Автомобиль».
- Конструирование с использованием конструктора «Мультикрути» без использования схем: «Теремок», «Трактор», «Робот», «По замыслу» - 4 занятия.
- Итоговое занятие с использованием конструирования: «Путешествие на необитаемый остров».
3 этап - Повторное диагностирование особенностей поведения детей и выявление уровня отношений со сверстниками.(Май) Диагностирование я проводила в конце учебного года. Оно показала результативность данного проекта. Использовала те же методики:
1. Метод наблюдения.
2. «Диагностика уровня отношений со сверстниками».
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.
3. Тест «Страхи в домиках». А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков».
Этапы проекта | Сроки проведения | Содержание этапа |
1 этап | Сентябрь | Исследование особенностей поведения детей и выявление уровня отношений со сверстниками: 1. Метод наблюдения. 2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. «Диагностика уровня отношений со сверстниками». 3. А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков». Тест «Страхи в домиках». |
2 этап | Октябрь – Апрель. | Конструирование с использованием конструктора «Мультикрути» по заданным схемам: «Треугольник», «Квадрат», Буквы: «А», «Г», «И», «Л», Буквы: «Л», «М», «Т», «Х», Цифры: «1», «4», «7», «Домик», «Кораблик», «Самолет», «Вертолет», «Аэроплан», «Танк», «Робот», «Трансформер», «Автомобиль». Конструирование с использованием конструктора «Мультикрути» без использования схем: «Теремок», «Трактор», «Робот», «По замыслу» - 4 занятия, Итоговое занятие с использованием конструирования: «Путешествие на необитаемый остров». |
3 этап | Май | Повторное диагностирование особенностей поведения детей и выявление уровня отношений со сверстниками. С использованием тех же методик: 1. Метод наблюдения. 2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. «Диагностика уровня отношений со сверстниками». Тест «Отношения со сверстниками». 3. А.И.Захаров «Неврозы у детей и подростков». Тест «Страхи в домиках». |
Заключение:
Таким образом, проведенная работа по развитию социальных навыков у дошкольников посредством конструирования, показала хорошие результаты, климат в группе значительно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Эффективность проведенной работы подтвердило и повторное диагностическое обследование. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течение всего дня.
Используемая литература.
- ЛМ. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 2002 г.
- Т.А. Шилова «Диагностика психолого – социальной дезадаптации детей и подростков». Айрис Пресс, Москва, 2005 г.
- А.А. Осипова. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет.творческий центр, Москва, 2004г.
- М.М.Кольцова, «Медлительные дети»,Речь, С.-П., 2003 г.
- Е.О.Смирнова, «Особенности общения с дошкольниками»,ACADEMA, М. 2000г.
- В.Я. Зедгенидзе. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Пособие для практических работников доу. Айрис Пресс, Москва, 2005 г.
- Л.И.Катаева , «Работа психолога с застенчивыми детьми»,книголюб, Москва, 2004 г.
- В.Н. Романюта «Ты и твои друзья». ЛГПК «Колледж», ст. Ленинградская Краснодарского кр. 1998г.
- И.М.Марковская, «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», Издательство «Речь», Санкт –Петербург, 2000г.
- П.К.Власова, «Тренинг партнерского общения». Игры и упражнения. Харьков, 2005 г.
- С.И. Семинака «Уроки добра».Аркти, Москва, 2002г.
- С.И. Семинака «Учимся сочувствовать, сопереживать».Аркти, Москва, 2003г.
- 1 С: Дошкольная психодиагностика. Руководство пользователя. Номер издания:83.25296.05.002. 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников
Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...
Проект "Подвижнгая игра как средство развития дошкольников"
Проект расскрывает не только планомерную работу с детьми по теме проекта, но и раскрывает работу с родителями....
Семинар "Конструктор Лего как средство интеграции образовательных областей в процессе обучении дошкольников"
Социальная значимость конструкторов Лего состоит в том, что ребёнок выступает не в качестве потребителя, а в качестве творца: создаёт предметы, мир и жизнь....
Работа по проекту "Лэпбук как современное средство развития дошкольников"
В детском саду №9 города Светлого реализуется проект "Лэпбук как современное средство развтития дошкольников". Содержание работы:Создание лэпбука "У природы нет плохой погоды"...
Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа
Каждый год в нашем детском саду проводится месчник игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...
Проект: «Экологическая игра – как средство ознакомления дошкольников с природой»
Паспорт проекта:Тип проекта: информационно-творческийВид проекта: долгосрочный Предметно-содержательная область: расширить экологические представления детей через игруУчастники проекта: дети стар...
Разработка проекта «Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»
Проект «Дидактическая игра, как средство обученияЦель данной проблемы:Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.Задачи:- Изучить психологические основы и особеннос...