Проект "Дикие животные"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Краткосрочный проект предназначен для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи и детей ГКП «Особый ребёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dikie_zhivotnye.docx | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 «Василёк»
Проект
«Дикие животные наших лесов»
для детей группы с тяжелыми нарушениями речи и детей ГКП «Особый ребёнок
(краткосрочный, познавательно-творческий)
Составитель: воспитатели
Карнюшина О.А., Грохова Г.И.,
Логопед: Щербакова Т.А.
Муз. рук Леонтьева О.А.
г. Новосибирск, 2017 г.
Актуальность
На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.
В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах.
Благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.
Вид проекта: познавательно – творческий; краткосрочный.
Срок реализации: 1 недели
Участники проекта: дети 4 группы, воспитатель, логопед, родители.
Обоснование проблемы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
С детьми:
-Дать представления о диких животных средней полосы, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
-Обогащать словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
-Развивать связную речь через составление описательного рассказа.
С родителями:
-Привлечь к организации выставки рисунков «Дикие животные наших лесов», изготовление книжки – энциклопедии «Дикие животные леса».
Предполагаемый результат:
1.Наличие у детей интереса к диким животным, проявляющееся в познавательной активности.
2.Расширить словарный запас детей.
3. Правильное звукопроизношение и выразительность речи у 5 % детей группы.
4. Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Продукт проекта: детские аппликации, рисунки и поделки из пластилина, совместно с родителями сделать книжки – энциклопедии.
Ресурсы:
- Сюжетные картинки, иллюстрации диких животных.
- Дидактические игры: лото «Четвёртый лишний», «Кто чем питается?», «Чей детёныш?»;
- раскраски с изображением диких животных, пластилин, цветная бумага
- Книги, иллюстрации
- Магнитола, диски со сказкой «Теремок».
- Игрушки: медведь, заяц, лиса, волк, ёжик.
Предварительная работа:
Подбор и изучение педагогической литературы,
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
Консультация для родителей
Основной этап
Познание:
- Беседа «Дикие животные наших лесов»
- Рассказ воспитателя «Как звери готовятся к зиме».
- Прослушивание звукозаписей детской сказки – «Три медведя», «Теремок»
- Разучивание считалки «Белки зайцев угощали»
Коммуникация:
- Разгадывание загадок
- Дидактические игры: «Назови жилище», «Кто-кто в теремочке живет? », «Что изменилось»;
- Пересказ сказки «Теремок» – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.
Пальчиковые игры по теме:
- «Подарок для заиньки»
- «Теремок»
- «Сидит белка на тележке»
ФЭМП:
- Постройки из плоскостных геометрических фигур домика для зверей по сказке «Теремок»
Социализация:
- Игры-театрализации, обращать внимание на согласованность в действиях и совместном участии в общем (коллективном) деле
Чтение художественной литературы:
- «Теремок», «Про храброго зайца».
Художественное творчество:
- Раскрашивание красками и карандашами,
- Лепка «Зайка», «Лисичка», «Волк»
- Аппликации из цветной бумаги «Рыжая лиса», «Грибочки для белочки»
Труд:
- Убираем рабочее место после рисования, лепки
Подвижные игры:
- «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Хитра лиса», «Бездомный заяц»;
Физкультура:
- «Звериная зарядка», «Три медведя», двигаемся как медведь, заяц, лисичка. Бегаем по следам
Конструирование:
- «Теремок для всех зверей», «Стройка» (дома для животных)
Музыка
-Разучивание «Прогулка»
- муз. игра «Ёжик»
Занятия с логопедом
- Мимические упражнения: «Злой волк», «Хитрая лиса», «Трусливый зайка»
- дыхательные упражнения «Лиса идёт по лесу», «Согреем лапки»
- Артикуляционные упражнения «Волк», «Зайка грызёт кочерыжку», «Хвостик», «Волчок заводит моторчик», «Зайка играет на барабане».
Совместные работы с родителями:
- «Книжки – энциклопедии»
Заключительный этап:
Итоговое занятие «Путешествие в лес».
Выставка детских аппликаций, рисунков, поделок из пластилина и книжки – энциклопедии.
План мероприятий по проекту
Понедельник
-Беседа «Дикие животные наших лесов»
-Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по теме)
-Гость группы лисичка.
-Складывание из бумаги «Рыжая лисичка»
-Подвижная игра «Хитрая лиса»
- занятия с муз. рук.
Вторник
-Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям.
- Физкультминутка «Звериная зарядка»
-Дидактическая игра «Кто чем питается?»
-Конструирование «Теремок для всех зверей»
-Настольно – печатная игра «Чей детеныш?»
-Занятие с логопедом
Среда
-Чтение сказки « Сказка про храброго зайца» Д. Мамин - Сибиряк.
-Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц»
-Игра «Спрячь зайку» (ориентировка в пространстве)
-Пальчиковая игра «Подарок для заиньки»
-Физкультминутка «Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек…»
-Игра «Угости животных»
Четверг
-Пересказ сказки «Теремок» – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.
-Гость группы медведь.
-Лепка «Зайка», «Лисичка», «Волк» идут в гости к мишке».
-Физкультминутка «Медвежонок»
-Подвижная игра «У медведя во бору»
-Занятие с логопедом
Пятница
-Рассказ воспитателя «Как звери готовятся к зиме».
- Гость группы белка.
-Аппликация: «Грибочки для белочки».
-Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…»
-Дидактическая игра «Назови жилище», «Что изменилось»
-Разучивание считалки «Белки зайцев угощали»
- занятия с муз. рук.
Понедельник
Итоговое мероприятие
Методическое сопровождение
Беседа «Дикие животные наших лесов»
Цель: формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.
Задачи:
-Закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, название жилищ.
-Развитие мышления на материале описательных загадок.
-Обогащение словаря существительными.
-Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
-Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края.
Ожидаемый результат:
Доставить детям положительные эмоции через загадки, и тактильные ощущения. Расширение словаря и знание диких животных наших лесов.
Материалы и оборудование:
Предметные и сюжетные картинки диких животных, мягкие игрушки диких животных, разрезанные на части картинки животных, карточки с силуэтами диких животных, дидактические игры.
Предварительная работа:
Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными через дидактические и подвижные игры, имитацию движений животных.
Непосредственно образовательная деятельность.
Организационный момент.
Воспитатель приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра! (дети здороваются друг с другом).Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
Загадки Почтальона.
Раздается стук в дверь. Появляется почтальон с письмом:
Здравствуйте ребята, я почтальон, принес вам письмо из леса.
Воспитатель: Спасибо тебе, почтальон. Ребята, давайте угадаем, кто написал нам письмо (воспитатель загадывает загадки):
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.(еж)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)
Это кто зимой холодной
Ходит злой, голодный(волк)
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара (лиса)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка)
Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки, глаза с косинкой,
Одежда в два цвета: на зиму и лето (заяц)
(при правильном отгадывании загадки, ребенок выставляет фотографию животного на доску).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и пищу добывают себе сами.
Дидактическая игра от медведя «Кто, где живёт?»
Воспитатель: Ребята, эти звери пришли к нам в гости (на столе под платком сидят «животные» мягкие игрушки). Звери просят поиграть, их задания выполнять.
Воспитатель: У каждого из животного есть свой дом, как и у людей. На доске висят картины с изображением жилищ животных. Внимательно посмотрите и распределите животных по их домам (отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт):
-Где живёт медведь? (В берлоге).
-Где живёт волк? (В логове).
-Где живёт белка? (В дупле).
-Где живет лиса? (В норе).
-Где живёт заяц? (Под кустом).
-Где живет ежик?(В норе)
(Дети разбирают мягкие игрушки диких животных, повторяя за воспитателем стихотворение «Спит в берлоге бурый мишка»)
Спит в берлоге бурый мишка.
Под кустом дрожит зайчишка.
Лисица рыжая в норе.
Волчица в логове сидит.
А белка из дупла глядит.
Встреча с зайцем.
Воспитатель: игрушечный заяц просит составить из разрезных картинок изображения животных.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Зайки»:
Зайки серые сидят(присели),
Ушки длинные торчат(показывают руками ушки).
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка,(бег на месте)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь (присели)
Зайки, попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки(прыжки на месте).
Вот такие зайки,
Зайки, попрыгайки.
Дидактическая игра «Кто чей ребенок?»
(На столе лежат карточки с изображениями детёнышей животных. Нужно каждому детенышу найти свою маму)
Звериная зарядка.
Раз – присядка, (присесть)
Два – прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ушки на макушке – зайчики)
А лисята, как проснуться, (потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться.)
Обязательно зевнуть, (повороты туловища.)
Рыжим хвостиком вильнуть.(движение бёдрами вправо-влево)
А волчата – спинку выгнуть (наклон вперёд.)
И легонечко подпрыгнуть. (прыжок вверх.)
Ну а мишка косолапый, (согнуть руки в локтях.)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч).
То двумя, то всеми вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -
Начинает всё сначала. (руки развести в стороны)
Задание от белки.
Воспитатель:
-Белка просит вас помочь ей приготовить запасы на зиму.
Лепка «Грибочки и орешки для белочки».
Итог.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами познакомились с обитателями леса, лесными жителями, дикими животными.
-Что умеют делать животные?
Ответы детей:
-Медведь – плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться мёдом, разорять муравейники.
-Лиса – воровать кур в деревне, охотится за мышами, зайцами.
-Белка – собирать шишки, лазать по деревьям.
-Заяц – прыгать.
-Волк (пословица) – «Сколько волка не корми, всё на лес смотрит».
-Еж – защищаться своими иголками.
9. Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются медведи, лисички, волки, белки, зайцы.
– Ребята, вы сегодня многое узнали и научились. Вы очень были внимательными и старательными. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Лесные жители оставили вам свои подарки – лесные картинки.
Физкультминутки:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
Поиграть нас всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А потом вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Звериная зарядка
Раз – присядка, ( приседание)
Два – прыжок.(прыжок)
Это заячья зарядка.(дети поднимают руки к голове, показывают ушки зайца)
А лисята как проснутся,(имитируют движения)
Любят долго потянуться,(подтягиваются, руки вверх)
Обязательно зевнуть,(то же)
Рыжим хвостиком вильнуть.(двигают бедрами вправо-влево).
А волчата - спинку выгнуть(наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть.(прыжки)
Ну а мишка косолапый, (сгибают руки в локтях).
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (переступают с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –(разводят руки в стороны.)
Начинаем все сначала.
Сидели два медведя(руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
На тоненьком суку .Ребенок покачивается из стороны в сторону)
Один читал газету,(читаем газету)
Другой – молол муку (стучим одним кулаком по другому)
Раз ку-ку, два ку-ку,(кулаки «падают» на колени)
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, (показываем пальцем на нос)
Хвост в муке, (показываем рукой на спину)
Ухо в кислом молоке.(беремся пальцами за ухо)
Все зверушки на опушке
Все зверушки на опушке(Дети движутся по кругу в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (прыжки в приседе, имитация движения)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала (легкий бег, имитация движения)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (прыжки на месте, имитация движения)
Искали опятки.
Медведь проходил, (имитация походки медведя)
Мухомор раздавил. (имитация движения)
Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
(Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачок о кулачок)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети загибают пальчики).
«Подарок для Заиньки»)
Свяжем мы для заюшки
Шерстяные варежки.
Наденем на лапушки,
Поиграем в ладушки.
Купим сапожки,
Наденем на ножки.
Будет заинька гулять
И обновкой щеголять.
Считалки:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Ёжик с иголками,
У него иголки очень колки,
Кто его поймает,
Тот игру и начинает!
Правила поведения в лесу (по картинкам)
1.Не разводить огонь
2.Не разорять гнезда
3.Не разорять муравейники
4.Не обижать животных, насекомых и птиц
5.Не шуметь в лесу
6.Не сорить
7.Не ломать деревья и кусты
8.Не ломать ядовитые грибы, не рвать ядовитые ягоды
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Дети встают лицом в круг, держа руки за спиной. Ведущий проходит сзади детей и незаметно легонько трогает рукой одного из них. Тот, кого «отметили», становится хитрой лисой. Затем выбирают одного игрока и предлагают ему по лицам других ребят угадать, кто же плутовка. Если участник ошибся, все игроки кричат: «Хитрая лиса, где ты?» Игра продолжается. После 3 выкриков хитрая лиса отвечает: «Я здесь!» и бежит ловить ребят. Все участники разбегаются и прячутся кто куда. Если в процессе хитрую лису вычислили, игра начинается с самого начала.
Дидактическая игра «Какой, какая?»
-Это- медведь. Какой он? (косолапый, большой, бурый, мохнатый, страшный, сильный)
Он питается ягодами, диким медом. Зимой медведь спит в берлоге. Там ему тепло и уютно.
-Это -лиса. Какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)
Лиса очень гордится своей шубкой. У нее пушистый хвост, которым она заметает следы. Живет лиса в норе. А питается мышами и зайцами.
-Это -белка. Какая она? (рыжая, быстрая, пушистая, проворная)
У белки тоже пушистый хвост, которым она закрывает вход в свой домик. А домик у белки находится на дереве и называется дупло. Питается она орехами, грибами, ягодами. Зимой белка серая, а летом -рыжая. На зиму она делает запасы.
-Это -заяц. Какой он? (серый, длинноухий, трусливый, косой)
У зайчика нет домика. Он живет под кустом. Зимой его шубка белая, а летом — серая. Питается заяц корой деревьев.
-Это- волк. Какой он? (серый, зубастый, клыкастый, страшный, злой)
У волка длинный серый хвост и острые зубы. Питается он, как и лиса, мышами и зайцами. Домволка называется логово.
-Это -еж. Какой он? (серый, маленький, колючий)
Он питается насекомыми, мышами и даже змеями. Когда ежику угрожает опасность - он сворачивается клубком, защищая себя своими иголками. Зимой мы ежа не встретим, потому что он спит. Домик ежика — нора.
Загадки о животных.
***
Что за столб лесной
Встал , как столбик , под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
***
Он под елочкой дрожит
На снегу танцует танец
И от волка убежит
Серенький трусишка... (заяц)
***
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой .(заяц).
***
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.(ёж)
***
По лесу бежит тихонько
На клубочек он похож
На спине его иголки
Это же колючий… (еж)
***
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).
***
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.(лиса)
***
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.(лиса)
***
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...(лиса)
***
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.(белка)
***
В шубке по лесу гуляет
Видим ее только мельком
Толк в орешках она знает
Мелкая трусишка... (белка)
***
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка).
***
Чье дупло полно орехов?
Шубка чья с красивым мехом?
Глубоко дупло, не мелко.
Кто живет в нем? Это…(белка)
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
***
Кто ломает бурелом,
Подкрепляется медком?
Очень просто мне ответь –
Кто зимою спит? ...(медведь)
***
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)
***
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.(волк)
***
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...(волк)
***
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это -(волк).
***
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.(крот)
***
Он совсем слепой и черный.
Под землей живет проворно.
В подземелье круглый год
Роет свои норы...(крот)
***
На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это -(крот).
***
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.(мышь)
***
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.(олень)
***
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(бобры)
Хороводная игра Зайка
(Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют)
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
(Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.)
Стихи о диких животных
Медведь.
На колоде у болота
Шил медведь медвежьи боты.
Любовался ботами -
Хорошо сработаны!
Мехом оторочены,
Пятки скособочены.
Ходятмедвежатки,
Косо ставят пятки.
Запасливая белка.
Рыжая белочка с рыжим хвостом
Маленький рыжик нашла под кустом.
Маленький рыжик она засолила.
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
Лиса.
Т. Патракеева
Вы не видели в лесу
Ярко-рыжую лису?
Эта рыжая плутовка
След свой прячет очень ловко,
То по веточкам пройдёт,
То обратно повернёт.
Не распутать этот след –
Ни конца, ни края нет.
Только если очень тихо
Будем мы гулять в лесу,
То, быть может, повезёт нам
Встретить хитрую лису.
Это что же за комочек
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек -
Кто же это?
Это ежик!
"Что несёте вы, сосед?"
"Две салфетки и обед!
С. Олексяк
Ходит-бродит серый волк.
Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волку?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
Жил-был очень кроткий крот.
Жил-был очень кроткий крот.
Под землёю рыл он ход.
Позвонил к нему волчище;
Как дела идут, Кротище?
Крот ответил волку кратко;
- Всё в порядке.
Всё в порядке.
Он ещё бы говорил,
Да уж очень занят был.
Шапиро Т.
Заяц
Прокатился шум лесной -
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Опыт 1.
«Почему заяц зимой белый?»
«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет) .
Опыт 2.
«Почему белка меняет шубку зимой»?
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
Опыт 3.
«Какая шубка теплее?»
В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Рассказ воспитателя «Как звери готовятся к зиме»
Цели занятия:
-Обобщить представления детей о животных нашего леса.
Задачи занятия:
-Расширять кругозор детей.
-Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме.
-Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
-Знакомство с жизнью животных в зимнее время года.
-Проявление эмоциональной отзывчивости в отношении к животным.
-Расширение и активизация словарного запаса.
Материалы и оборудование:
Презентация по теме, ноутбук, материал для аппликации, игрушка «Белка».
Предварительная работа:
-Беседа о лесных жителях.
-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
-Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.
-Продуктивная деятельность.
-Дидактические и подвижные игры.
Непосредственно образовательная деятельность.
(Воспитатель на мольберте рисует снежинки, дети от игры подходят к воспитателю)
-Вы догадались, что я рисую?
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый,
И в лесу и в саду
Сосны, ели, все в снегу.
-Когда это бывает?
-Хотите отправиться в зимний лес?Но сначала нам нужно потеплее одеться.
Игра «Собираемся на прогулку в лес»
-Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я одену шубку,
Я одену шапку,
Я одену шарфик
И еще платочек.
Я надену на руки
Мягкие, пушистые,
Крошки – рукавички.
И хотя я маленький,
У меня есть валенки.
-Готовы? Тогда отправляемся в путь (ходьба детей с перешагиванием через препятствия).
-Ну, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, кто это нас испугался? (заяц)
Загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.(Заяц)
Воспитатель:
Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
Загадка:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.( Ёж)
Воспитатель:
Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.
- Как вы думаете зачем? (ответы детей)
Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой. Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
- А чем же еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(Медведь)
Воспитатель :
Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)
-Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Физкультминутка:
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел
Видно меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот
Лижет с лапы сладкий мед.(имитация текста)
Воспитатель:
А вот еще один лесной житель.
Загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?(Волк)
Воспитатель:
Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
-А чем же питается волк? (ответы детей)
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…(Лиса)
Воспитатель:
Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать.
Загадка:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушитна зиму грибы?(Белка)
Воспитатель:
Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
- Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)
Белочка: Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.
Физкультминутка под музыку.
«Поиграй со мной, дружок».
Становись скорей в кружок,
Будь внимательным, дружок
Шаг назад, шаг вперед
И на месте поворот.
Спинку мы с тобой прогнем,
Ну и хвостиком вильнем
Ну, давай, не зевай
И за мною повторяй.
Заниматься целый день,
Прыгать нам с тобой не лень
Шаг назад, шаг вперед
И на месте поворот.
(дети выполняют движения согласно тексту).
Воспитатель: Белочка, а ты подготовилась к зиме?
Белочка: Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…
Воспитатель: Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки.
Аппликация «Грибочки для белочки»
Белочка: Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.
-С какими животными мы повстречались в лесу?
-Что нового узнали?
-Вам понравилась прогулка по зимнему лесу?
артикуляционная гимнастика
по теме «Дикие животные»
1. Мимические упражнения.
1. «Злой волк»: выражение лица злое, брови нахмурены.
2.«Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.
3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.
4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.
2. Дыхательные упражнения.
1.«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.
Лисонька-лиса
след зайца взяла.
Носиком повела,
по следу пошла:
Прислушивается, принюхивается.
2.«Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.
Зайке холодно в лесочке:
Греет лапки под кусточком.
3. Артикуляционные упражнения.
1.«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.
2.«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.
3.«Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.
«Заяц и морковка»
Зайчишка-трусишка
По болоту бежал,
в огород забежал,
Нашёл морковку, грызёт её ловко.
(потешка):
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят!
4.«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.
5. «Зайка играет на барабане»-- улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.
6.«Волчок заводит моторчик»--открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить коле-бательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.
Тема «Дикие животные».
- Развитие мелкой моторики.
Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого пальца.
--Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раз сгибать большой палец левой руки)
--Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами).
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются-кланяются).
И. Лопухина
* * *
Мама мишек будит рано.
(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец.Пальцами обеих рук изобразить мишек)
Не встают они с дивана!
( Удивленно пожать плечами).
--Эй, Большак! Вставай скорей!
(Разогнуть большие пальцы и указать на дверь)
--Ну, а ты, лентяй, Указка,
(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь)
У тебя засохла краска!
(Изобразить руками ведро)
Вы должны с середняком
(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя.
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его)
Полежи еще два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
(Разогнуть мизинцы)
Роста у тебя—вершок!
(показать, какого роста мизинец)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем)
Сосчитать нельзя никак.
Е. Карельская
- Мимические упражнения.
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
- Упражнения для мышц шеи.
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюстью.
- Упражнения для щек и губ.
Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить нижними зубами.
Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу поднижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
Ежик фыркает. Вибрация губ.
- Упражнения для языка.
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменение звука.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой), Затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
Игровое упражнение «Угадай. Кто это?»
Дефектолог: Вот и пришли мы в лес. Нам надо отгадать загадки, чтобы узнать какие животные спрятались за елками. Тогда мы их расколдуем.
серый, зубастый, злой - волк
хитрая, пушистая, рыжая - лиса
маленький, длинноухий, пугливый - заяц
бурый, косолапый, неуклюжий - медведь
серый, колючий, хищный - еж
маленькая, быстрая, пушистая - белка
Игра «Угости животных». Употребление существительных в форме творительного падежа.
Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения «угощения» для диких животных.
Логопед: Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберём угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я угощу…»
Я угощу медведя мёдом.
Я угощу белку орешками.
Я угощу лису рыбой.
Я угощу зайца морковкой.
Я угощу ёжика грибами.
Логопед: Всех угостили? Молодцы!
3. Звукоподражания в текстах:
Все проснулись! (потешка) Дили-дили-дили-дили! – Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили! – Колокольчики будили: Всех лисят и зайчат, Всех весёлых медвежат. Лисоньки проснулись, Лисоньки потянулись. Дили, день! Дили, день! Начинаем новый день! | Лиса по лесу ходила (потешка) Лиса по лесу ходила, Звонки песни заводила: А – а – а, а – а – а! Вот как песни заводила!
Лиса лычки драла: Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Лиса лапотки плела! Ла-ла-ла, ла-ла-ла. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства
"Наши меньшие друзья" - занятие по ознакомлению с окружающим миром. Цель - способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Задачи: форми...
Рекомендации по лексическим темам (дикие животные, домашние животные, животные севера)
Дикие животные, домашние животные, животные Севера....
Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»
Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...
Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".
Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...
Тема недели: «Дикие животные» Тема дня: «Кто живет в лесу» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные. Помочь усвоить н
Средняя группа. №3 «Подсолнушек» Понедельник 18.11.2019...
Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне
Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...