Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с задержкой психического развития
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР
Цель: повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
Задачи:
1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
3. Коррекция негативных тенденций развития.
4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности.
5. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
ИОМ включает следующие разделы:
1. Общие данные (Дата рождения, домашний адрес, контактный телефон родителей, дата поступления в МБДОУ, заключение ПМПК: диагноз, срок пребывания в ДОУ.
2. Сведения о родителях (законных представителях,
3. Психологическое сопровождение при поступлении в ДОУ (адаптационная карта).
4. Медицинская карта ребенка (вес, рост, группа здоровья, группа для занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания).
5. Эмоционально-волевое развитие ребенка (Психическое состояние, тревожность, страхи, самооценка, волевая сфера, статус в группе (общение).
6. Развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, мыслительные операции, память, внимание).
7. Разделы по образовательной деятельности (ФЭМП, Коммуникация, Ознакомление с окружающим миром, Конструирование, Художественное творчество, Музыка, Труд и т. д.)
8. Общие результаты педагогического наблюдения.
9. Готовность к школе (физическая, педагогическая, психологическая, общий вывод).
10. Индивидуальная программа коррекционной работы, которая строится на основе проведенного диагностического обследования.
ИОМ разрабатывается в несколько этапов:
1. Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование). Цель этапа выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка.
2. Составление индивидуальной программы коррекционной работы. Цель этапа построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ с использованием авторских технологий и практического опыта специалистов.
4. Аналитический (завершающая диагностика). Цель этапа выявить результаты действия индивидуальной коррекционной программы.
Содержание коррекционно-образовательной работы по областям.
1. Социально-коммуникативное развитие.
1.1. Формирование представлений о себе:
Задачи: показывать и называть части своего тела и лица. Повторять за взрослым или другими детьми действия по просьбе: хлопать ладонями, топать ногами, поворачиваться в разные стороны т. д. Различные игры на ориентировку и самостоятельные движения.
1.2. Формирование представлений об окружающих людях:
Задачи: Формировать у ребенка способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; продолжать воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек -«мишке холодно, жарко, кукла хочет спать». Формировать интерес к играм других детей.
Игры: «Хорошая мама», «Пожалей папу», «Давай накормим кукол», «Поможем ребятам построить дом из кубиков», «Покатай куклу в коляске».
1.3. Навыки самообслуживания
Умывание: продолжать формировать умение самостоятельно мыть руки и лицо: намыливать руки, смывать мыло водой, вытирать полотенцем.
Прием пищи: продолжать формировать умение держать самостоятельно ложку, зачерпывать пищу; продолжать учить пользоваться салфеткой вовремя и после еды.
Одевание: формировать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, выполнять различные приемы застегивания и расстегивания одежды (кнопки, липучки).
Навык складывания вещей на место: приучать складывать вещи на место (стул, полка)
1.4. Формирование общественного опыта
Показываем ребенку действия с конкретными игрушками; действуем совместно, беря руки ребёнка в свои; стремимся к тому, чтобы ребенок выполнял задания по просьбе.
2. Познавательное развитие
2.1. Сенсорное развитие.
2.1.1. Зрительное восприятие:
1. Работа над длительным зрительным сосредоточением (на лице человека, на предмете).
2. Стимулирование плавного прослеживания, тренировка глазодвигательной функции во время игры, целенаправленной деятельности (горизонтальное, вертикальное слежение).
3. Слежение за удаляющимся и приближающимся предметом.
4. Развитие цветового зрения.
5. Работа над зрительно-тактильной координацией.
6. Работа с крупной цветной мозаикой, магнитами.
2.1.2. Тактильно-двигательное восприятие:
1. Формировать умение исследовать рукой предметы различной поверхности и материала, из которого они сделаны.
2. Для двигательных упражнений, массажа и воздушных процедур использовать коврики различной поверхности.
3. Использовать игровой материал различной фактуры, размера, веса, в т. ч. природный.
4. Использовать игры с водой, песком, крупой.
5. Формировать умение лепить из пластилина.
6. Давать ребенку использовать осязательно как можно больше бытовых
предметов (называть их и рассказывать их предназначение).
7. Формировать умение приемам рисования.
2.1.3. Слуховое восприятие:
1. Стремиться вызывать у ребенка радость от восприятия знакомого музыкального произведения, поддерживать желание дослушать его до конца.
2. Стимулировать самостоятельную речевую активность ребенка на музыкальных занятиях: подпевание слов, фраз.
3. Стимулировать самостоятельное выполнение простейших танцевальных движений.
4. Учить самостоятельно связывать свои движения со звучанием музыки (ее темпом).
5. Формировать умение самостоятельно воспроизводить темп: мишка идет медленно и быстро.
6. Знакомить с музыкальными инструментами и способами действия с ними: бубен, металлофон, барабан, детское пианино.
7. Формировать умение определять устойчивую связь звуков с конкретными предметами или действиями (в т. ч. в быту).
8. Формировать умение воспринимать на слух короткие стихи, песни, сказки.
9. Формировать умение различать на слух голоса некоторых животных.
2.1.4. Восприятие формы:
Учить узнавать и соотносить плоскостные геометрические и объемные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шарик, кубик, крыша, цилиндр.
2.1.5. Восприятие величины: формировать умение различать большие и маленькие предметы.
2.1.6. Целостное восприятие: формировать умение собирать сборно-разборные игрушки.
2.2. Ознакомление с окружающим миром
Уточнять и корректировать предметные знания согласно лексическим темам: части тела, лица, еда, некоторые виды посуды, одежды, мебели, домашние и дикие животные. Обращать внимание ребёнка на предметы и явления окружающей действительности (дома, на улице, в парке). Обучать восприятию времени суток, временам года, восприятию месяцев.
2.3. Обучение целенаправленным предметно-игровым действиям
Поддерживать умения и желание совершать целенаправленные предметно-игровые действия с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине, поверхности.
Подбирать к предмету пары.
Складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики) .
Воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по речевой инструкции.
Собирать разнообразные конструкции.
3. Речевое развитие.
3.1. Развитие понимания обращенной речи:
1) Формировать умение эмоционально-положительно реагировать на обращенную речь.
2) Побуждать прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого.
3) Формировать умение радостно реагировать на свое имя.
4) Поддерживать и развивать понимание речи, содержание которой касается желаний ребенка, его внешности, действий по самообслуживанию, совместных игр по познавательному развитию.
3.2. Формирование активной речи: формировать умение отвечать полным ответом на различные вопросы.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: Вызывать интерес к рисованию пальчиковыми красками: взрослый вместе с ребенком рисует красками, комментируя свои действия. Предлагать ребенку дорисовать отдельные предметы - веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д. Формировать умение рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки. Учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т. д.
Лепка: Развитие интереса к различным пластичным массам через осязание: тесто, пластилин ярких цветов, обучение различным приёмам лепки.
Конструирование: формировать умение строить из кубиков «Лего» башни, дома, гаражи по показу и учить сюжетно их обыгрывать.
5. Физическое развитие:
Рекомендации для родителей
1. Постоянно практиковать пальчиковые игры.
2. При проведении занятий с ребенком учитывать следующее:
- инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными;
- все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием, доступным для понимания смысла этих действий;
- важно использовать игровую форму занятия или упражнения;
- при затруднениях следует использовать совместные действия, жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.
Направление | Задачи | Содержание коррекционно- развивающей работы |
Развитие восприятия (сенсорных эталонов) Зрительное восприятие Слуховое восприятие | Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый) Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий) Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток) | «Подбери по цвету» «Найди такого же цвета» «Подбери домик для игрушки» «Собери букет» «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…» «Какого цвета колечко?» «Назови цвет каждой из улиток» «Найди такую же фигуру» «Каждую фигуру на свое место» «Коробка форм» «Мебель для кукол» «Покажи круг, квадрат…» «Подбери предмет такой же формы» «Что похоже на квадрат? круг?» «Матрешки» (разбери и собери) «Разбери пуговки» ( по величине) «Расставь всех матрешек по росту» «Строим лесенку» (палочки Кьюзера) «Угадай, что звучит?» |
Развитие восприятия (сенсорных эталонов) Пространственное восприятие | Развивать тактильное восприятие Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко) Пространство времени Развивать пространство времени | «Чудесный мешочек» «Найди кубик, шарик…» «Мячик – далеко, а машинка… – близко» «Кукла – высоко, а мишка…- низко» «Что где расположено?» «Скажи, где кубик», «Что где расположено» «Назови части суток по картинкам» |
Развитие внимания | Развивать объем внимания Развивать концентрацию внимания Развивать устойчивость внимания | «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую же» «Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки» «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке» «Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт) «Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт) |
Развитие памяти | Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука) Развивать зрительную память(4-5 предметов) | «Запомни слова» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?» |
Развитие мышления | Развивать обобщение/ конкретизация Развивать анализ Развивать синтез Развивать сравнение Развивать систематизацию | «Чей домик?» «Покажи овощи… фрукты…грибы» «Назови одним словом» «Чего не хватает у каждого предмета» «Что лишнее?» «Четвертый лишний» «Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи» «Разрезные картинки» «Собери картинку» (посуда) «Кубики с картинками 4 – 6 кубиков» «Найди отличия» «Подбери заплатки к коврикам» «Пустой квадрат» |
Развитие воображения | Развивать репродуктивное воображение | «Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей» |
Развитие речи Слоговая структура Фонематический слух Грамматический строй речи | Развивать лексические категории - понимание конкретных существительных - понимание обобщающих слов - понимание действий - понимание поручений (по речевой инструкции) Развивать грамматические категории - понимание форм ед. и мн. числа существительных - понимание форм ед. и мн. числа глаголов - понимание падежных конструкций - понимание существительных в уменьшительно- ласкательной форме - понимание предложений (по содержанию знакомых сказок) Развивать артикуляционную моторику Развивать слоговую структуру слова - развитие оппозиционных звуков - развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении - развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении Лексика -развивать номинативный словарь - развивать предикативный словарь (стоит, сидит, играет, рисует) - развивать атрибутивный словарь -антонимы - предлоги - ед. и мн. число существительных - ед. и мн. число глаголов - развивать умение согласовывать прилагательные с существительными - развивать умение согласовывать местоимения с существительными -развивать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом - развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам - развивать | «Покажи у мишки голову, лапы, уши…» «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…» «Возьми стул, куклу…» «Назови, что покажу» «Покажи на картинках: Игрушки Посуду Одежду Животных «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет» «Принеси мне мишку» «Принеси большой мяч» «Найди и принеси зайчонка» «Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы» «Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы «Покажи, что стоит на полке, на столе,на шкафу» «Покажи, что стоит в стаканчике, вшкаф у…» «Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка» «Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет» «Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала» Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Улыбка» «Хоботок» «Лопатка» «Иголка» «Качели» «Маятник» «Лошадка» «Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы) «Как плачет кукла» (а-а-а) «Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а» «Вот гудит паровоз у-у-у» «Как кричит лошадка?» (и-и-и) Как плачет малыш?» (уа) «Плачет котенок – мяу» «Как коровушка мычит?» (му) «Полаем, как собачка» (ав) «Как мышки пищат?» (пипи-пи) «Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко) «Гуси, гуси- га-га-га» «Покажи картинки: кот – кит» «Покажи картинки: бак – мак, миска – киска» «Назови словом части тела, предмета» (по картинкам) «Назови предметы одним словом» (по картинкам) «Назови, кто это?» (дом. животные) «Скажи, кто что делает» (по картинкам) «Рассмотри и расскажи, что делает мама» «Расскажи, что ты видишь на картинках» «Назови, какого цвета» «Назови, какой формы» «Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый) «Скажи, где находиться» (в, на) «Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома) «Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.) «Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч) «Расскажи, чья это вещь» «Большой стол – маленький…» «У кошки – котенок, у лисы - ….» «Назови животных и их детенышей» «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Продолжи предложения» «Ответь на вопрос по картинкам» |
Словообразование Связная речь | Умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа Развивать мелкую моторику | «Расскажи сказку по картинкам» Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук «Пластилинография» «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков). Рисование, раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги (аппликации). Изготовление поделок из природного материала. Конструирование. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветков. Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать). |
Развитие и совершенствование двигательной активности | Упр.-я: 1) кинезиологические (стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов); 2) имитационные (способствуют формированию у детей представлений о редствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого); 3) танцевально-двигательные (развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения); 4) релаксационные и дыхательные (снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальная образовательная программа для детей, имеющих задержку психического развития
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: « … содержание образования и условия организации ...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития.1.2. Цель, задачи реализации ПрограммыЦель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для р...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Содержание коррекционно-развивающей работы...