"Тревожный ребенок. Как ему помочь?"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Каков портрет тревожного ребенка? Как выявить тревожного ребенка? Как ему помочь?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnyy_rebenok._kak_emu_pomoch.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК.
КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?
Каков портрет тревожного ребенка?
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, он ожидает неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство; причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.
Уровень самооценки таких детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всем.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, спазмы в горле, головокружение, головные боли, затрудненное дыхание и т.д. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка?
Опытный родитель или педагог быстро может понять, кто из детей обладает повышенной тревожностью. Однако не надо торопиться с обобщениями: прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности (в том числе на прогулке), в общении с другими детьми.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться и понять: характерны ли для поведения ребенка следующие признаки?
Критерии определения тревожности у ребенка
• Постоянное беспокойство.
• Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
• Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
• Раздражительность.
• Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используются также критерии, предложенные Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (1992) в качестве теста.
Тревожный ребенок
- Не может долго работать, не уставая.
- Не может сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- Нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая -1-6 баллов.
Дошкольники часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить: в возрасте 2-3 лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной к школе группе постоянно плачет при расставании с родителями, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду их появления, на это следует обратить особое внимание.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из них.
Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы сделать это.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
Как можно научить тревожных детей
управлять своим поведением?
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ребенком о чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений хорошо показать ребенку, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить ребенку нарисовать свои страхи, а потом, показав, рассказать о нем. Подобные беседы могут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют те же проблемы, которые, как им казалось, присущи только им.
Конечно, все взрослые знают, что сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, нужно избегать состязаний и таких
мероприятий, которые принуждают детей сравнивать свои достижения с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого мероприятия, как спортивная эстафета Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например неделю назад.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Терпения Вам и взаимопонимания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению.
Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия...
Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?
Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...
Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....