Звуковая культура речи
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.
Звуковая культура речи—включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование базовых предпосылок к правильному звукопроизношению. | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условиях ДОУ.
Учитель-логопед МДОУ «Октябрьский детский сад №2» Грачёва Е.В.
Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.
Наша задача, как педагогов в ситуации не только коррекции, но и в первую очередь предупреждения нарушения речи, компенсировать последние, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) Обучение рассказыванию:
3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звукослоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
В нашем детском саду, в дополнение к развитию связной, грамматически правильной речи, ведется работа по развитию звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи—включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»
Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются базовыми предпосылками и условием для возникновения звучащей речи.
Задачи развития звуковой культуры речи
- Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:- звуковысотный слух;- слуховое внимание;- восприятие темпа и ритма речи.
- Формировать произносительную сторону речи:- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;- развивать артикуляционный аппарат;- работать над речевым дыханием;- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
- Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
- Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
3.Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.
Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические игры
- подвижные или хороводные игры с текстом
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога;
- индивидуальная мотивировка задания;
- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
- оценка ответа или действия и исправления;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
- воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка. Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.
Перспективный план развития мелкой моторики с учетом формирования межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Сентябрь.
- Пальчиковые игры
- Игра «Собери бусы из осенних листьев»
- Конструирование из палочек геометрических фигур
- Выкладывание по контуру «Солнышко и дождик»
- Игра «Гусеница»
- Массаж массажными мячами.
Октябрь.
- Пальчиковые игры
- Гидрогимнастика «Переложи предмет»
- Игра-трафарет «Овощи»
- Конструирование из палочек «Домик», «Заборчик», «Лесенка»
- Игры-бродилки «Зигзаг», «Волна»
- Кинезиологическое упражнение «Колечки», «Лезгинка», «Кулак-кольцо»
Ноябрь
- Пальчиковые игры
- Игра с камешками Марблс
- Игра «Шнуровка»
- Зеркальное рисование
- Настольная игра «Собери картинку»
- Кинезиологическое упражнение «Сонце-луна», «Вверх, в сторону»
Декабрь
- Пальчиковые игры
- Игра «Собери карандаши»
- Игра-трафарет «Игрушки »
- Игры с крупами «Найди предмет»
- Игры-бродилки «Цветок», «Тропинка»
- Кинезиологическое упражнение «Гости», «Коза-заяц»
Январь
- Пальчиковые игры
- Массаж с су-джок кольцами
- Конструирование из палочек «Новогодние игрушки»
- Игры с камешками Марблс
- Иргы по криотерапии «Рыбалка»
- Кинезиологическое упражнение «Пальчики шалят», «Путаница»
Февраль
- Пальчиковые игры
- Собери картинку
- Игра-бродилка «Разноцветные дорожки»
- Рисование на песке, крупе
- Игра «Волшебный мешочек»
- Кинезиологические упражнения «Моторчик», «Восьмерка»
Март
- Пальчиковые игры
- Игра «Собери бусы маме»
- Игры с крупой «Найди предмет»
- Зеркальное рисование
- Игры по криотерапии «Камешки»
- Кинезиологические упражнения «Колодец, забор, земля», «Есть, сэр!»
Апрель
- Пальчиковые игры
- Игры с природным материалом
- Игра-трафарет
- Игра-бродилка «В гости к Мише»
- Игры по гидрогимнастике «Переложи предмет»
- Кинезиологическая сказка «Про котенка»
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Техника выполнения упражнений
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
Шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Вырастем большими.
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
Дровосек.
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
Гуси шипят.
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.
Косарь.
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.
Пилим дрова.
Упражнение выполняется парами.
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
Паровоз.
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
Надуй шар.
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
Спускай воздух.
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.
Подуй на свечку.
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Минуты тишины.
Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом-знаком «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
"Отгадай, что звучит"
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
"Солнце или дождик"
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
"Разговор шепотом"
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
"Угадай, кто говорит"
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
"Слышим звон и знаем, где он"
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
"Подскажи словечко"
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
"Маленький учитель"
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
"Услышишь - хлопни"
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
"Внимательный слушатель"
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
"Нужное слово"
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
"Зоркий глаз"
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
"Сложи звук"
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
"Скажи наоборот"
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...